Мастер –класс для педагогов « Игры с мячом направленные на обобщение и расширение словарного запаса детей»
методическая разработка по развитию речи
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Янтарик» МО Янтарный городской округ
Мастер –класс для педагогов
« Игры с мячом направленные на обобщение и расширение словарного запаса детей»
Подготовила: воспитатель
Романова Е.А.
2023г.
Мастер-класс «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса детей»
Обогащение словаря дошкольника- процесс долгий, требующий концентрации внимания, усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще и интереснее возможно. Надо только взять в руки веселый, яркий, звонкий мяч- и обучение превратиться в увлекательную игру.
Цель мастер класса: Ознакомить педагогов с техникой игр направленных на обобщение и расширение словарного запаса детей. Развитие речи, а так же снятие напряжения, негативных эмоциональных переживаний , развитие творческого мышления и сплочение групп.
Задачи: - повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике игровых упражнений с дошкольниками на обобщение и расширение словарного запаса детей;
- вызвать у воспитателей интерес к игровым упражнениям, способствующим обобщению и расширению словарного запаса детей;
- развивать творческую активность педагогического коллектива.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры с мячом, регулярно проводимые педагогами .Речевые игры с помощью мяча создают необходимые предпосылки для положительного развития у детей правильных речевых навыков, являются одним из эффективных методов, использование которого оказывает положительное влияние нарасширение словарного запаса детей.
Ход мероприятия:
Организационный момент.
Ведущий: «Я прошу всех педагогов встать в круг. Прошу поднять правую руку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов работать со своими коллегами. Спасибо. Пожелаем друг другу творческих успехов, удачи! Прошу всех занять свои места. Сегодня у нас мастер - класс по теме: «Игры с мячом направленные на обобщение и расширение словарного запаса".
2. Практическая часть.
2.1 Настрой
Первый этап
Установление эмоционального контакта, приветствия.
Игра «Как тебя зовут?» Цель: знакомство друг с другом.
Ведущий просит встать участников в круг. Бросает мяч участнику и спрашивает как его зовут, участник называет свое имя и бросает мяч назад. После знакомства участники берутся за руки и говорят слова: « Будем крепко мы дружить , нашей дружбой дорожить».
2. Второй этап.
-Игры направленные на расширение словарного запаса детей.
« Мяч бросай и слова называй»
Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1. Ход игры. Ведущий называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому участнику. Участник, возвращая мяч , должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
( овощи, фрукты, ягоды, деревья и т.д)
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.
-Игры направленные на образование существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом.
Игра с мячом «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры. Ведущий, бросая мяч участнику, называет первое слово (например, шар), а участник, возвращая мяч ведущему; называет второе слово (шарик).
- Образование относительных прилагательных.
Игра «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего Люди сделали его?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры. Ведущий бросая мяч участнику, говорит: «Сапоги из кожи», а участник, возвращая мяч ведущему, отвечает: «Кожаные». Ведущий: Рукавички из меха... Участник: Меховые (Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная). Можно предложить участникам составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
Можно еще играть в дидактические игры:
«Горячий — холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
«Какое варенье?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
«Лови да бросай — цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Игры направленные на обогащение глагольного словаря.
Игра «Кто может совершать эти движения?» Кто и что — летит, бежит,ходит, плавает, лежит?
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры: Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает мяч из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.Например: летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.
Подведение итогов.
Прощание.
Обучение с использованием мяча становится увлекательным и помогает ребенку играя:
-самореабилитироваться,
-самовыразиться,
самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи.
Игровая терапия - один из методов психологической работы в данном случае для расширения словарного запаса ребенка и использования возможности игровой деятельности для достижения положительных изменений в интеллектуальном, речевом, социальном, эмоциональном и личностном развитии ребенка и его адаптации к образовательному учереждению . Поэтому не случайно психологи рекомендуют использовать такие занятия с детьми в качестве корректирующего и профилактического средства, как своеобразный способ исключения причин эмоционального дискомфорта, трудностях речевого развития и психического нездоровья ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...
Мастер-класс «Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса детей»
Обогощение словаря дошкольника процесс долгий, требующий концентрации внимания,усидчивости и терпения. Однако сделать этот процесс проще и интереснее возможен. Надо взять только в руки веселый , звонк...
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе иг...
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...
КАРТОТЕКА игр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа.
КАРТОТЕКАигр с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа....
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...