Консультация для родителей.
материал (подготовительная группа)

Сергеева Анна Геннадьевна

Консультация для родителей: "Что такое звук и что такое буква?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей.130.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Краснохолмский детский сад № 4 «Улыбка»

муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан

Консультации для родителей:

«Что такое звук и что такое буква?»

                                                                                 Подготовила: учитель-логопед

                                                                                 Сергеева А. Г.

Что такое звук и что такое буква?

https://s0.slide-share.ru/s_slide/1a0caaef2178abbf7e048ba91c44273d/22c73670-53e8-4f0b-a60f-23ce53712d11.jpeg

Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, а также некоторых специальных знаний.

Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов.

Без умения соединять звуки в слоги и слова, выделять звуки из слова, определять их место и количество в слове ребенок не научится хорошо читать и грамотно писать.

Прежде чем обучать ребенка, давайте вспомним некоторые сведения о звуках русского языка. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.

Гласный звук – это такой звук, который произносится одним только голосом, поэтому он и называется гласный ( от слова голос, глас).

Произнесите с ребенком гласные звуки а о у э ы и. Расскажите ему, что при произношении гласных звуков никакие речевые органы не соприкасаются между собой, воздух, который выходит из рта, не встречает преграду. Рот всегда открыт, и только губы принимают немного разную форму.

Все гласные звуки обозначаются красным цветом.

Итак, гласные звуки произносятся одним только «чистым» звуком голоса. Их можно тянуть, даже петь. Поэтому они и образуют слоги, слог – это то, что тянется в слове. Слог – часть слова с гласной. Одна согласная никогда не может образовать слог. А вот одна гласная – может. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Именно на гласный звук всегда падает ударение.; звук на который падает ударение в слове, называется ударным.

По опыту работы я знаю, что дети иногда называют согласные ударными. Предостерегайте их от этого. Мы выделяем в слове ударный слог или ударную гласную. С ударением мы будем работать в подготовительной группе.

А научить ребенка выделять ударные гласные легче всего в игре «Позови». Напомните малышу, как вы его окликаете, когда он загулялся во дворе или далеко убежал в лесу: «Саааша!» (но не в коем случае не скандируйте Сà-шà!)  После этого скажите, что все куклы и зверята, которые есть у вас в доме «разбежались в лесу». И помогите ребенку позвать их правильно: так, чтобы голосом ударить на самый громкий – гласный звук в слове. А потом поясните: Тот звук, который я произношу с большей силой голоса – ударный.

Гласные я е ё ю  могут обозначать один звук  и два звука.

я  – [а]                              

е  – [э]

ё  – [о]

ю – [у]

 после согласных

я  – [йа]

е  – [йэ]

ё  – [йо]

ю  – [йу]

- в начале слова (яблоко, ель, ёжик, юла);

                   - после согласной (моя, поел, поёт, поют);

- после Ъ и Ь (объявление, съел, пьет, лью).

Согласный звук – это звук, который произносится при участии каких-нибудь речевых органов ( языка и зубов, губ, губы и зубов).

Скажите ребенку, что согласные так называются, потому что в слове всегда идут вместе с гласными. Перечислите ребенку согласные звуки. Обратите внимание малыша на то, что согласные звуки произносятся четко и отрывисто, поскольку воздушная струя встречает препятствия в ротовой полости – зубы (с, з, ц), губы (п, б, м), язык (ш, г, р), губы и зубы (в, ф).

Если воздух, который выходит изо рта, встречает преграду, то образуется согласный звук. Его мы произносим коротко, отрывисто.

Если преграды воздуху, выходящему изо рта нет – воздух выходит свободно и звук можно пропеть – это гласный.

Необходимо обратить внимание на следующее: когда ребенок будет произносить тот или иной согласный звук, он должен произносить его так, чтобы вслед за ним не появилось призвука какого-нибудь гласного звука (например: вместо [п] – [пэ]), так как это будет затруднять звуковой анализ слов и чтение. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки и соответствующие им буквы одинаково – то есть так, как звучит звук.

Называние буквы должно полностью совпадать со звучанием звука ( то есть буква Р должна называться не [рэ], а [р]).

Согласные бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие.

        Согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Например: в слове

кон [н] – твердый согласный, а в слове конь [нь] – мягкий согласный. Мягкость согласного обозначается зеленым цветом. Твердый согласный обозначается синим цветом.

        Запомните:звуки [ш] [ж] [ц] – всегда твердые

                                 звуки [й] [ч] [щ] – всегда мягкие

все остальные звуки могут быть как твердыми, так и мягкими:

                              [к] - [к ']          [т] - [т']       [м] - [м']

        Если после согласной стоят и е ё ю я, то согласные смягчаются. Эти гласные всегда смягчают впереди стоящую согласную.

Глухость или звонкость согласной можно определить, если положить ладонь на горло и произнести звук. Если горлышко дрожит, голосок звенит в горлышке – значит это звонкий согласный. Если голосок «спит» - это глухой согласный.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строиться из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.

Исходный принцип дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения.

Буква – то, что мы пишем и видим, читаем.

А звук – это то, что мы произносим и слышим.

Не забывайте об этом сами и приучайте детей различать звук и букву.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...