Картотека пальчиковых игр
картотека по развитию речи (средняя группа)

Дугарова Александра Николаевна

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

4. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx186.61 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Александра\Desktop\Картотеки\1621767324_9-phonoteka_org-p-fon-dlya-kartoteki-palchikovikh-igr-12.jpg

Фрукты, овощи, грибы

«Варимварим мы компот» 

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком»,

 а указательным пальцем

правой руки мешать)

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному,

 начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

(правую ладошку держать 

«ковшиком»,

 а указательным пальцем

 левой руки мешать)

Яблонька, яблонька,
где же твои яблочки? (пальчики вверх, пошевелить - будто веточки) 

Заморозил их мороз? (кулачки)
Или ветер их унес? (Плавные движения кистями)
Или молния спалила? (закрыть глаза ладошками)
Или градом их побило?(постучать подушечками пальцев по столу)
Или птицы поклевали?(изобразить, как птицы клюют зернышки со стола)
Не морозил их мороз, и не ветер их унес. (Повторить все движения по порядку)
Не спалило их огнем,
града не было с дождем,
Птицы их не поклевали…
Дети оборвали! (Показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко)

      У Лариски 2 редиски,
     у Антошки 2 картошки.
     У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца.
     А у Вовки 2 морковки,

     да еще у Петьки 2 хвостатых редьки.
    (загибаем пальчики по одному

   или по два на каждое название овоща)

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идём мы погулять .
За черникой , за малиной ,
За брусникой , за калиной .
Землянику мы найдём
И братишке отнесём! (Сначала загибаем или разгибаем пальчики на каждую ягодку. В конце - ладошки сложить лодочкой и "угостить" ягодками)

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь – кто куда!
(разгибаем пальчики по одному, на последнем слове - спрятать ручки за спину - "волк" - воспитатель пытается поймать )

С веток ягоды снимаю
и в лукошко собираю
("срывают" ягодки и

 "кладут" в ладошку).
Ягод - полное лукошко!
Я попробую немножко.
(щепотку поднести ко рту)
Я поем ещё чуть - чуть -
легче будет к дому путь!
Я поем ещё малинки .
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
(загибаем пальчики)
Снова буду собирать !

Осень добрая пришла
нам подарки принесла -
Гречку загорелую, и пшеницу зрелую
Дыню полосатую, свеклу бородатую
Яблоки душистые, персики пушистые
Груши золотистые – осень принесла
(загибаем или разгибаем пальчики при перечислении)

на обеих руках, потом снова "шагаем" по столу).

Только я в кусты зашла
Подосиновик нашла
Сыроежку, боровик.
И зелёный моховик.
И лисичку рыжую
Только не пушистую 

(загибаем пальчики)

Пальчик, пальчик-непоседа
где ты бегал, где обедал?
 -Я с мизинцем ел малинку
с безымянным ел калинку
Ел со средним землянику
с указательным клубнику!
(загибаем пальчики)

Вылезли на кочке мелкие грибочки:

Грузди и горькушки,

рыжики, волнушки.
Даже маленький пенёк
Удивленья скрыть не мог.
Выросли опята, скользкие маслята
Бледные поганки встали на полянке.

("грибок" - одна рука сжата в кулачок,

 другая ее накрывает раскрытой ладонью)
Гриб-грибочек под листочком.
Гриб-грибочек под кусточком.
Если в лес грибник придет
Сразу спрячется грибок
. (спрятать ручки)

Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять
(сжимать и разжимать кулачки)
Вышли пальчики гулять.
(«шагают» по столу)
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот резал.
Этот ел.
Ну а этот, лишь глядел!
(разгибают пальчики)

 

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками вокруг и на себя).

«В корзиночке»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке (делают ладошки «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец (сгибают пальчики, начиная с большого).

Наша Зина молодец! (показывают большой палец)

Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)

Много нас, (показывают 10 пальцев)

А он один. (показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)

А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)

Он сердит на нас – беда! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Разбегайтесь – кто куда! («бегут» пальцами по столу)

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

Яблонька

У дороги яблонька стоит,

(руки сплести над головой, 

пальцы разжаты)

На ветке яблочко висит.

(сложить запястья вместе)

Сильно ветку я потряс,

(руки над головой,

движения вперед-назад)

Вот и яблочко у нас.

(ладони перед грудью,

имитируют, что держат яблоко)

В сладко яблочко вопьюсь,

Ах, какой приятный вкус.

 (соединить запястья, ладони развести)

«Яблоко»

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперед)

Яблоко сорвите. (руки вверх)

Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать. (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко! (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно. (руки на пояс)

Овощи.

В огород пойдем,

(шаги на месте)

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

(таскают)

И картошки накопаем.

(копают)

Срежем мы кочан капусты,

(срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками три раза)

Щавеля нарвем немножко

(«рвут»)

И вернемся по дорожке.

(шаги на месте)

Овощи – фрукты

В огороде много гряд, 

(Сжимают и разжимают пальцы)

Тут и репа, и салат, 

(Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород 

(Хлопают в ладоши)

Нас прокормит целый год.

Насекомые

«Муравьишка» 

Муравьишко по тропинке

(дети пробегаются пальцами 

правой руки по левой

от кисти к плечу)

На плече несет травинку.

(пробегают пальцами 

левой руки по правой)

К домику не близок путь,

Помогите кто – нибудь.

(прижимают ладони друг

к другу и сильно трут их)

(Загибаем пальчики при

 перечислении)
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Прилетела стрекоза,
Как горошины глаза.
(Соединить указательные и

большие пальцы каждой

 руки - показать горошины)

       «Комар»

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальцем вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальцем вокруг носа)

Летит комар, на лоб - оп (пальцем 

дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, з-з-з-з (зажимаем кулачок,

подносим его к уху)

Отпустим комара? отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем

на него, разжимая ладошку)

«Пчёлы»

Вот улей, (показываем кулачек)

Здесь живут пчелы.

Вот они показались из домика,

(поочередно отгибаем пальчики)

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з-з. " (щекочем ребенка)

Продукты питания

«Каша» 

Как в кастрюле каша прела

и шипела, и пыхтела,

(водят   указательным пальцем правой руки

по ладони левой).

К нам в тарелку захотела (прижимают ладони ребром друг к другу и

протягивают их вперед)

К каше масло подадим, (хлопают одной ладонью по другой) Всех знакомых угостим.

 Приготовьте ложки, (протягивают руки вперед)

Маша и Антошка, Валерка и Полинка,

      Смешливая Иринка (поочередно загибают

 пальчики на каждое имя)

Кушайте на здоровье! (с поклоном протягивают

руки вперед)

Тесто ручками помнем 

(сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем
(как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом
(круговые движения ладошками)
А верхушку сладким кремом
(по плоскости стола)
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко...
("сыплем крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай,
В гости друга приглашай.                              

У Сашки в кармашке конфеты в бумажке.
Он дал по конфете Свете и Пете, Ирине,

Галине, Марине и Нине.

И сам съел конфету.
А больше их нету.

Сколько было конфет? (сгибаем или разгибаем пальчики под текст стихотворения)

Ладушки, ладушки! Где были? 

- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели, бражку попили (ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки)
Шу-у-у…полетели!
На головку сели, петушком запели. Ку-ка-ре-ку! (поднимают руки вверх и опускают на голову)

«Тесто»

 Мы спросили нашу печь (поднять кверху указательный палец) 

- Что сегодня нам испечь? («печем» пироги)
Печку мы спросили,
(поднять кверху указательный палец)
тесто замесили (сжимаем и разжимаем кулаки)
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали - не устали (трем ладони)
Начинили творогом («печем» пироги)
И назвали пирогом!
(поднять кверху указательный палец)
Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечко! (вытянуть руки ладонями вверх)

«Салат».

Мы морковку чистим- чистим (энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).

Мы морковку трём-трём, (прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).

 («посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).

И сметанкою польём. (кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).

Вот какой у нас салат, (протягивают ладони вперёд).

Витаминами богат! (поглаживают ладошкой живот)

Ладушки, ладушки.
мы пекли оладушки.
получилось ровно 5
Один Жучке надо дать
Два - коту с усами
Два съедим мы сами (загибаем пальчики)

«Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем! (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем (руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

 

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

 (Поочередно сгибают пальцы,

 начиная с большого)

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

«Шарик»

Шарик легкий надувной

(руки сложить в круг перед собой)

Я люблю играть с тобой (хлопают в ладоши)

«Танины игрушки»

На большом диване в ряд

(попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками)

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино

(загибают поочередно все пальцы)

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибают поочередно все пальцы)

Помогаем нашей Тане (попеременно хлопают

в ладоши и стучат   кулаками)

Мы игрушки сосчитать.

«Есть у нас игрушки»

Есть у нас игрушки: (хлопки)

Пластмассовые погремушки, (встряхивают кулачки)

Мишка мягкий меховой

(сжимают и разжимают пальцы)

Мяч резиновый цветной (делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный

Я с игрушками играю.

Я с игрушками играю: (руки перед собой,

 сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю

(протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю

(прямые кисти

 ладонями вниз поочерёдно

кладём друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю. (двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и

ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня, (загибают пальчики

на обеих руках)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

   – Настоящий великан.

Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и

 ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Помогите сосчитать!

«Пирамидка»

Вот большая пирамидка

(потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий

(прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый

(шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке

(показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать

(руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть

(изобразить любое движение)

Семья

«Семья»

Этот пальчик – дедушка 

(разгибаем пальчики начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
(сжимаем и разжимаем кулачок)

«Семья»

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я

(поочередное поглаживание-

 массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

Мама – солнышко мое

Мамочка хорошая (воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю (сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (сдуваем поцелуй с другой ладони.)

«Кто приехал?»

Кто приехал? (пальцы обеих рук сложены вместе)

Мы, мы, мы! (быстро хлопают кончики больших пальцев)

Мама, мама, это ты? (кончики больших пальцев

прижаты, а кончики остальных хлопают)

Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)

Папа, папа, это ты? (хлопают кончики указательных)

Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)

Братец, братец, это ты? (хлопают кончики средних пальцев)

Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)

Ах, сестричка, это ты? (хлопают кончики безымянных)

Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)

Все мы вместе, да, да, да! (хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши)

Животные, птицы, рыбы

«Лужок»

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

На зелёный на лужок

Приходи и ты, дружок!

(сгибать пальцы в кулачок в ритме потешки,

при перечислении животных сгибать пальцы 

на обеих руках поочерёдно,

на последней строчке помахать ладонями)

«На водопой»

Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу).

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок, (на каждое двустишие разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца).

За мамой лисицей крался лисенок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шел медвежонок,

За мамою белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата (делают «ушки» «шагают» по столу).

Волчиха вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

«Рыбка»

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

(ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(ладошки соединить у основания и так похлопать)

«Медузы»

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

(После чего отрывают ладони друг от друга,

 выгибая пальцы, при этом пальцы 

левой руки прижаты к пальцам правой.)

Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(плавные движения кистями)
Рыбка, рыбка, озорница,
(погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(хлопок "круглыми" ладошками)
Рыбка спинку изогнула,
(выгнуть кисти, пальчики вниз)
Крошку хлебную взяла,
(имитировать движение пальчиками)
Рыбка хвостиком махнула,
(сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево)
Рыбка быстро уплыла.
(спрятать ручки)

Заяц и ёжик навстречу друг другу (указательные и

средние пальцы рук «идут» навстречу друг другу)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (снова пальцы «идут»,

но теперь в разные стороны.)

Это зайчонок, это бельчонок, (сгибают пальцы в кулак,

 начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем)

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Сидит белка на тележке (хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки. друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке (загибают по одному пальчику)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.)

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Домашние птицы

Зёрна курочка клюёт (обе ладошки вместе отклоняем от себя.)И цыплятки тут как тут (щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт (ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут (погрозили пальчиком)

Дикие птицы

Дятел дерево долбит: (одна ладонь прямая – это «дерево»,

другая – «дятел» -кулачком стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (смена рук.)

Стук-стук-стук.

«Птички зимой»

Прилетайте, птички!

(«зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(тоже самое с левой ладонью)

Галки да вороны, ешьте макароны!

(тереть ладонь о ладонь, скатывая из хлеба макароны)

1, 2, 3, 4, 5 -

Будем пальчики считать (загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка.
(показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(по ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу! (как кошка царапать пальчиками

ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки

Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож
(сложить пальцы замком)
На спине иголки очень-очень колкие.
(поднимать и опускать пальцы)

Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал
(повертеть ежика вправо и влево)
А колючки тоже на ежа похожи.
(поднимать и опускать пальчики)

На ежа мы поглядим, молочка ему дадим
(сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие, на спине иголки мы.
(погрозить пальчиком)

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
"Ура, все собирайтесь, обедать пора!"
(разжимаем кулачок)

Кошка

По ладошке по дорожке, 
Ходит маленькая кошка
(водим пальцем по ладошке)
В маленькие лапки 
Спрятала царапки. 
Если вдруг захочет 
Коготки поточит. 
Цап-царап
(щекочем ладошку)

«Домашние животные»

Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)

Мордочку и ушки (круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке

(чуть согнутые ладошки

 движутся за ушами – показываем,

как кошка моет ушки.)

Побежали вдоль реки

(двигают указательными и средними пальцами по

поверхности стола от себя к краю.

Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

«Мышка»

Маленькая мышка по городу бежит (шевелить пальцами обеих рук)

 Глядит во все окошки (сделать бинокль)

 И пальчиком грозит (погрозить пальчиком)

 А кто не лег в кроватку (руки сложить под одну щеку)

 А кто не хочет спать (руки под другую щеку)

 Такого непослушного я буду щекотать (пощекотать ребенка

«Детки»

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

(большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца)

У каждой мамы малыши,

Все красивы, хороши!

(показывают пальчики, играя с ними).

 Вот встречаются зайчата: (указательный и средний   пальцы –ушки, остальные в кулак).                                           Чтобы поскорей согреться,

«Как согреться нам ребята?» Надо спинками тереться. (тереть тыльные стороны ладоней друг о друга)

Ловко с пальчика на пальчик (указательный палец правой

«прыгает» по раздвинутым пальцам левой руки вверх и вниз)

Скачет зайчик, скачет зайчик руки

Вниз скатился, повернулся («скатиться» на ладошку, «варим кашку»)

И опять назад вернулся (вернуться на пальчики)

Снова с пальчика на пальчик (повторить первые движения – «прыжки»)

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Падал снег на порог (встряхнуть кистями)
Кот испек себе пирог
 ("пекут" - хлопки)
А пока лепил и пек (хлопки)
ручейком пирог потек (
плавные движения руками)
Пироги себе пеки не из снега, из муки (погрозить пальцем)

«Серый волк»

Волк серый, зубастый (сгибают и разгибают согнутые пальцы)

По полю рыщет («ходят» пальцами по столу)

Добычу себе ищет

Как найдет (зажимают пальцы в кулак)

Волчатам отдает

«Лесное население»

Животных следы, мы как книгу читаем (ладонями рук изображают открытую книгу)

В лесу кто живет, мы легко отгадаем: (закрывают «книгу»)

Вот лисьи следы, вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи, медвежьи, ежиные

Вот беличьи, рысьи

А это - оленьи (загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)

Какое большое в лесу население! (поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)

«Белочки»

Раз, два, три, четыре, пять (выставить пять пальцев)

Пришли белки поиграть

Одна куда-то подевалась (спрятать руку за спину)

Четыре белочки осталось (выставить четыре пальца)

А теперь скорей смотри – (спрятать руку за спину)

Их уже осталось три (выставить три пальца)

Ну и ну, какая жалость (спрятать руку за спину)

Только две у нас осталось (выставить два пальца)

Эта новость так грустна – (спрятать руку за спину)

Осталась белочка одна (выставить один палец)

Пока мы с тобой считали

Белочки от нас сбежали (спрятать руку за спину)

«Заячьи прятки»

Первый зайчик под листочком

А второй забрался в бочку

Третий заинька косой

Сидит тихо за сосной

На пеньке сидит четвертый

Пятый на бревно залез

С бревна спрыгнул и исчез (загибая пальцы на руке, рассказывают, где спрятались зайцы)

«Голодная мышка»

Мышка съела сыр и пышку

Тыкву, рыбу, дыню, шишку

Съела сливы и блины

И сушеные грибы

Целый день она жевала

Но все мышке было мало! (загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя, все, что съела мышка)

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав -ав». 

Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога! (На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы).

«Собака»

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик (правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

                   «Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок (большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши (показать все пальчики, «играя» ими) Все красивы хороши!

Кот на печку пошёл»

Кот на печку пошёл (пальчики «шагают»)

Горшок каши нашёл.     («горшок из ладошек»)

На печи калачи (ладошки «лепят калачи»)

Как огонь горячи (подуть на ладошки)

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются (погрозить пальчиком)

Черепаха

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат).
Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

«Есть у каждого свой дом»

(загибают на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом, есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели, белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий, нагребает листья в кучу.

      Из ветвей, корней, травы, хатки делают бобры.       

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом (ударяют ладонями и кулачками поочерёдно)

Всем тепло уютно в нём


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...