Консультация для педагогов на тему "Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"
консультация по развитию речи (средняя группа)
Мной и моей коллегой была проведена консультация для педагогов на тему " Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация по ТРИЗ | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Т Р И З Теория - Решения - Изобретательских - Задач
Методика ТРИЗ была придумана и разработана Генрихом Сауловичем Альтшуллером Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
Развитие творческого мышления. Развитие логического мышления. Развитие воображения. Развитие внимания. Развитие речи. Использование технологии ТРИЗ:
Приёмы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребёнка.
Творчество во всем! Можно говорить все ! ДЕВИЗ ТРИЗ
Принципы ТРИЗ - Технологий Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, системно-схематичной наглядности). Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами ( не имеющими единственно правильного решения). Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Метод решений противоречий Морфологический анализ Метод фокальных объектов Простые приёмы фантазирования Системный оператор Мозговой штурм Метод каталога Метод ресурсов Метод маленьких человечков Синектика Методы ТРИЗ
Этапы работы: Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, "Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?". На четвертом этапе обучающийся применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации .
1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает ( с помощью Игрушки-помощницы); 2 этап – действия взрослого дополняются детьми; 3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей; 4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.
Игрушка - помощник
Противоречия в предмете Учит дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. игра «Хорошо – плохо» (Например, дождь: поливает растения, освежает воздух, наполняет реки водой – хорошо; люди мокнут под дождём, грязные лужи, холодно – плохо). Метод противоречий
Противоречия в ситуациях Цели: обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях Метод противоречий
Противоречия в размерах Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера Метод противоречий Метод противоречий
Метод противоречий Противоречия в количестве
- О перативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Метод мозгового штурма Предлагаемые задачи. 1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? 2. Как можно определить время, если нет часов? 3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась? 4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть? 5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?
Человечки жидкого вещества стоят рядом не держась за руки, поэтому их легко разделить Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать Метод маленьких человечков
Моделирование объекта , вещества: Моделирование процессов, происходящих с веществом: Моделирование процессов взаимодействия двух предметов: твёрдое тело – бумага, жидкое тело – вода. бумага рвётся, вода льётся. бумага впитывает воду
Правила игры: Загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое? Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т.п. Если это животное, то домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т.д. Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан. Метод Данетка .
У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности; ТРИЗ способствует развитию логического мышления, способствует продолжению застенчивости, радости. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Использование Лэпбуков в совместной образовательной деятельности педагога и детей»
Консультация для педагогов: «Использование Лэпбуков в совместной образовательной деятельности педагога и детей...
Консультация для педагогов "Использование технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ"
Данный материал раскрывает возможность использования технологии ТРИЗ в дошкольном образовании. Знакомит педагогов с основными методами и приемами ТРИЗ. К консультации прилагается презентация....
Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ "Разработка образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивных форм, методов, технологий и мультимедиа оборудования"
В помощь педагогам и воспитателям, которые пока обращаются к мультимедиа технике на "Вы", но очень хотели бы узнать ее поближе, и чаще использовать при подготовке к проведению НОД и различных мероприя...
Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Системно-деятельностный подход к развитию ребёнка и созданию образовательной среды предполагает гармоничное развитие всех сторон личности ребёнка в разных видах деятельности. (П.Я. Гальперин, А.В. Зап...
Консультация для педагогов "Динамические паузы в непосредственно - образовательной деятельности"
Консультация в помощь педагогам ДОУ для проведения нестандартных динамических пауз....
Консультация для педагогов "Технологии здоровьесбережения в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, рекомендации по созданию активной сенсорно-развивающей среды, пособия....