Понятие готовности к обучению грамоте и характеристика ее составляющих
статья по развитию речи
Понятие готовности к обучению грамоте и характеристика ее составляющих
Готовность к обучению грамоте детей является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Понятие готовности к обучению грамоте, взятое в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, то есть способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира [17,с.42]. Нельзя не сказать и о том, что современное школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей, поскольку усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей.
Начало обучения грамоте (процессам чтения и письма) – один из сложных этапов в жизни дошкольника, как в психологическом, так и физиологическом плане, так как многие системы организма не готовы к новым нагрузкам.
Понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.
Важной предпосылкой овладения речью (как устной, так и письменной) является развитие моторики, как общей, так и мелкой моторики рук, речевой моторики.
Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к обучению. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе таких игр у детей улучшается внимание, слухо-зрительно-моторная память.
Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают в себя не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения.
Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:
-фонематическое восприятие;
-фонематическое представление;
-фонематический анализ и синтез.
Недоразвитие одного из этих компонентов ведет к трудностям усвоения звуков речи, а также к затруднениям при овладении грамотой.
Почти у всех детей в начале занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли. Эти отрицательные реакции тем выраженнее, чем меньше готов к этому организм дошкольника.
Одним из основных показателей успешного обучения является состояние здоровья ребенка. Лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма.
Навыки чтения и письма - это речевые навыки. И навык чтения, и навык письма формируется в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности - с устными высказываниями, со слушанием - слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим.
Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им.
Конечно, детьми должна быть осознана и далекая цель – «научиться читать», но совершенно необходима и ближайшая цель: прочитать отгадку к загадке; узнать, что написано под картинкой, прочесть слово, записать слово по картинке, отгадку к загадке и т.д.
Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения еще большего числа операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрав для этой цели слова, и спрогнозировать место каждого предложения среди других единиц текста. Осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, четко соблюдая пространственную ориентировку (направление и размещение букв на строчке, их соединение и т.д.).
Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте по всем параметрам на практике может установить только комплексное диагностическое обследование. На основании выделенных параметров создаются специальные диагностические программы для определения готовности к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие готовности к обучению грамоте и характеристика ее составляющих
Готовность к обучению грамоте детей является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Понятие готовности к обучению грамоте, взятое в широком смысле, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребенка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, то есть способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира [17,с.42]. Нельзя не сказать и о том, что современное школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей, поскольку усвоение знаний происходит в определенной системе, а не вслед за желаниями и интересами детей.
Начало обучения грамоте (процессам чтения и письма) – один из сложных этапов в жизни дошкольника, как в психологическом, так и физиологическом плане, так как многие системы организма не готовы к новым нагрузкам.
Понятие готовности к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность данных компонентов может вызвать негативное отношение старших дошкольников к обучению грамоте.
Важной предпосылкой овладения речью (как устной, так и письменной) является развитие моторики, как общей, так и мелкой моторики рук, речевой моторики.
Высокий уровень развития мелкой моторики говорит о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к обучению. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, являются средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. В процессе таких игр у детей улучшается внимание, слухо-зрительно-моторная память.
Для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста необходимым также является формирование пространственных представлений. Пространственные представления включают в себя не только определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, но и последовательность букв и звуков в слове в процессе письма и чтения.
Фонематическая система включает в себя следующие компоненты:
-фонематическое восприятие;
-фонематическое представление;
-фонематический анализ и синтез.
Недоразвитие одного из этих компонентов ведет к трудностям усвоения звуков речи, а также к затруднениям при овладении грамотой.
Почти у всех детей в начале занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли. Эти отрицательные реакции тем выраженнее, чем меньше готов к этому организм дошкольника.
Одним из основных показателей успешного обучения является состояние здоровья ребенка. Лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма.
Навыки чтения и письма - это речевые навыки. И навык чтения, и навык письма формируется в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности - с устными высказываниями, со слушанием - слуховым восприятием чужой речи, с внутренней речью. Речевая деятельность человека невозможна и теряет всякий смысл без потребности (мотива); она невозможна без ясного понимания содержания речи говорящим или слушающим.
Следовательно, и обучение элементарному чтению и письму (обучение грамоте), и развитие этих умений должно строиться так, чтобы деятельность детей была вызвана мотивами и потребностями, близкими и понятными им.
Конечно, детьми должна быть осознана и далекая цель – «научиться читать», но совершенно необходима и ближайшая цель: прочитать отгадку к загадке; узнать, что написано под картинкой, прочесть слово, записать слово по картинке, отгадку к загадке и т.д.
Владение письмом как видом речевой деятельности требует выполнения еще большего числа операций. Пишущий должен оформить свою мысль в виде предложения, точно подобрав для этой цели слова, и спрогнозировать место каждого предложения среди других единиц текста. Осуществить звуковой анализ отобранных слов, соотнести звук и букву, учитывая при этом правила графики и орфографии, выполнить двигательно-графические действия, четко соблюдая пространственную ориентировку (направление и размещение букв на строчке, их соединение и т.д.).
Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте по всем параметрам на практике может установить только комплексное диагностическое обследование. На основании выделенных параметров создаются специальные диагностические программы для определения готовности к обучению грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР
В материале представлены теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте и экспериментальная работа по данной проблеме....
Презентация по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР
представлены цель, задачи, диаграммы, гистограмма, графики по формированию готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР...
Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Проблема подготовки детей к овладению грамоты в старшем дошкольной возрасте является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике....
Предпосылки готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
В статье рассматриваются компоненты, необходимые для полноценной подготовки детей с недоразвитием всех составляющих языковой системы к обучению грамоте....
Диагностика готовности к обучению грамоте детей с ОВЗ
В данном материале дан обзор диагностических материалов(Фатекова, Колесникова) и эксперсс-дигностика для дошкольников из личного опыта автора.В приложениях представлены таблицы и диагностический лист....
Консультация для родителей "Речевые навыки детей. Готовность к обучению грамоте"
Задержка развития речи – один из самых первых предвестников плохой успеваемости в школе....
"ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Аннотация. В статье раскрывается содержание подготовки к обучению грамоте дошкольников. Перечислите основные навыки и задачи в выбранном вопросе. В статье представлена практическая работа дошкольников...