Пальчиковая гимнастика – средство активизации речевой деятельности детей
консультация по развитию речи (младшая группа)

пальчиковая гимнастика -средство активизации речевой деятельности детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика – средство активизации речевой деятельности детей

Пальчиковая гимнастика – это целый комплекс упражнений для кистей и пальцев рук, который подбирается на основе данных о возрасте детей. Занятия проводятся в игровой форме, что, в свою очередь, помогает воспитателю создать комфортную обстановку, заинтересовать ребенка, отвлечь и приобщить его к процессу обучения.

Кроме того, пальчиковые упражнения используются:

для развития воображения и творческого потенциала;

для стимулирования умственных процессов: мышления, памяти, внимания, интеллекта;

для тренировки мелких движений, гибкости и ловкости рук;

для развития способности концентрироваться на одной задаче;

для активизации центров письма и речи, расположенных в коре головного мозга.

Популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры - не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен.

Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.

В задачи пальчиковой гимнастики входят: формирование и коррекция всей речевой системы; развитие высших психических функций, в том числе слухового внимания, зрительной памяти; развитие кинестетических ощущений и подражательных способностей.

 

При проведении пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:

1. Занятия нельзя проводить, если ребёнок болен, устал или находится в плохом настроении; не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, ликвидируйте их или поменяйте игру.

2. Ребёнку необходимо обеспечить рабочий уголок, хорошо освещённый, с подобранными по росту столом и стулом.

3. Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте.

4. Необходимо исключить все отвлекающие факторы, как то игрушки, посторонние разговоры и т.п.

5. Занятия должны носить игровой характер. Выполняя упражнения, нужно демонстрировать собственную увлеченность. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко. При необходимости детям оказывается помощь.

6. Перед началом упражнений следует разогреть ладони поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

7.  Не стоит ставить перед детьми несколько сложных задач сразу, т.к. объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

8. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.

9. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

10. Продолжительность пальчиковой гимнастики не должна быть больше 7-10 минут.

 

Пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;

2) взрослый выполняет движения руками ребенка;

3) ребенок выполняет движения своими руками.

 

Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук (2-3 года)

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключатся с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические (4-5 лет)

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические (6-7 лет)

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

 

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Дети учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять, ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У детей развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Имена для пальчиков

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

Называется Большой.

Палец второй —

Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

Замок

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Семь сыновей

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей (показать семь пальцев),

Все без бровей (очертить брови пальцами),

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речевой деятельности детей с ОНР средствами природных и бросовых материалов

В даном материале описывается работа с нетрадиционным материалом...

Технология «Ситуация» как средство активизации речевой деятельности детей с нарушением речи. (выступление на педсовете)

В материале(текст выступления и презентация) представлено описание структуры и применение технологии "Ситуация" в дошкольном учреждении для конструирования образовательной деятельности, с це...

Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

 Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

Круги Луллия как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

   В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. &l...

Отчет по самообразованию по теме " Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой деятельности у детей 2-3 лет"

Русское народное творчество не перестаёт удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.Родная речь,звучащая в сказках,выразительные интонации русской песни,с которой встречается ребенок с м...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: "Театральная азбука маленького актёра" Театральная игра как средство активизации речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей старшего дошкольного возраста.   Предложенный материал этого выпуска журнала   поможет родителям познакомиться ...