Конспект ООД «Матрёшка-символ России» в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Мелющенко Яна Евгеньевна

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства;

- дать представления о том, как изготавливают матрёшку;

- обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

-развивать интерес детей к народной игрушке;

-развивать наглядно-образное мышление; зрительное восприятие, умение соотносить предметы по высоте;

Воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес, дружеские взаимоотношения между детьми.

- продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

- воспитывать любовь к народному искусству.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, художник, сувенир.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных композиций. Разучивание танца «Мы матрешки».

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, расширяют свои представления об игрушке; используют в речи новые слова; бережно относятся к игрушкам.

Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Форма организации: групповая.

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства;

- дать представления о том, как изготавливают матрёшку;

- обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

-развивать интерес детей к народной игрушке;

-развивать наглядно-образное мышление; зрительное восприятие, умение соотносить предметы по высоте;

Воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес, дружеские взаимоотношения между детьми.

- продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

- воспитывать любовь к народному искусству.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, художник, сувенир.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных композиций. Разучивание танца «Мы матрешки».

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, расширяют свои представления об игрушке; используют в речи новые слова; бережно относятся к игрушкам.

Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Форма организации: групповая.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matryoshka-simvol_rossii.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД «Матрёшка-символ России» в средней группе.

Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства;

- дать представления о том, как изготавливают матрёшку;

- обогащать словарный запас детей;

Развивающие:

-развивать интерес детей к народной игрушке;

-развивать наглядно-образное мышление; зрительное восприятие, умение соотносить предметы по высоте;

Воспитательные:

-воспитывать познавательный интерес, дружеские взаимоотношения между детьми.

- продолжать воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников;

- создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

- воспитывать любовь к народному искусству.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, художник, сувенир.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных композиций. Разучивание танца «Мы матрешки».

Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, расширяют свои представления об игрушке; используют в речи новые слова; бережно относятся к игрушкам.

Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Форма организации: групповая.

Оборудование и материалы: Матрёшка, ИКТ установка; ИКТ игра на закрепление темы; разрезная картинка «Матрешка»; д/и «Матрешки» (цветные изображения матрешек разной высоты на 2 группы)

Ход ООД

Организационная часть

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно (дети в кругу)

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!» (здороваются)

Улыбнись скорей в ответ (улыбаются)

Воспитатель: Все дети улыбаются? Хорошее у вас настроение?

Дети: Да.

Воспитатель: Здравствуйте, доброе утро ребята!

Дети: Здравствуйте!

(Стучатся в дверь, слышен голос почтальона) Здравствуйте! Детский сад №2 «Березка» группа «Колобок»? Тут вам посылка, пожалуйста, распишитесь! (Воспитатель заносит в группу посылку)

Воспитатель: Интересно от кого эта посылка? Как вы думаете, что там может быть? Хотите узнать, что в коробке? (ответы детей) А чтобы узнать, я вам предлагаю сыграть в игру «Собери картинку» Готовы? (ответы)

Воспитатель: Условия игры такие ребята, нужно из частей собрать одно целое, и определить, что же нам прислали в посылке (играют 2 команды)

Воспитатель: Что же ребята спрятано в коробке? (ответы детей) (достает из коробки матрешку, дети рассматривают матрешки) Да, это матрешка!

Воспитатель: А давайте рассмотрим, какая она? А что внутри нашей Матрешки находится? (рассматривают игрушку)

Воспитатель: Сколько же таких деревянных красавиц поместилось в одной большой Матрешке? (дети считают, ответы детей)

Воспитатель: Детки, а эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. Располагает их по высоте. А что вы можете сказать о высоте игрушек? (они разной высоты)

Воспитатель: А вам интересно было бы узнать, как появилась матрёшка? (да) А послушайте мой рассказ…

Основная часть. Компьютерная презентация

(Слайд 1)

Воспитатель читает стихотворение о матрешке :

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка-кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.

Воспитатель: Детки, о ком же это стихотворение? А кто знает, кто такой мастер? А что такое русский сувенир? (ответы детей) Мастер – человек, который очень хорошо знает и выполняет свое дело. Русский сувенир- подарок на память.

(Слайд 2) Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Народные умельцы в давние времена изготавливали их.

Воспитатель: Умельцы - это мастера. Ребята, а кто знает, из чего она сделана? (ответы детей)

(Слайд 3) Сначала нужно выбрать древесину для изготовления матрешек. Однако не все деревья подходят для изготовления кукол.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, из каких же деревьев изготавливают матрешек? (ответы детей) Верно! Из липы, осины, березы (потому что они более мягкие, и легко поддаются изготовлению) Деревья срубают ранней весной и снимают с них кору.

(Слайд 4) Бревна сушат на открытом воздухе долгое время, а затем распиливают на бруски.

(Слайд 5) Затем из них вытачивают фигурки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какую матрешку изготавливают самой первой? (ответы детей) Первой делают самую маленькую и неразборчивую матрешку, затем приступают к следующей, в которую вкладывается первая.

(Слайд 6) Когда деревянные заготовки готовы их покрывают клеем и сушат.

(Слайд 7,8) Затем фигурки полируют, чтоб поверхность матрешек была ровной и гладкой (шкурят)

Воспитатель: Ребята, наши заготовки готовы, как вы думаете, что делают мастера дальше? (ответы детей)

(Слайд 9,10) После, матрешек расписывают. Художники разрисовывают их цветами, ягодами, другими узорами.

Воспитатель: Знаете кто такие художники? (ответы детей)

(Слайд 11) Затем покрывают лаком, (лакируют) чтоб рисунок сохранялся долго.

(Слайд 12,13,14) В давние времена количество матрешек было небольшим, а сейчас их делают разного количества и огромных размеров.

(Слайд 15)

Воспитатель: Взгляните пожалуйста ребята, на кого похожа матрешка? (она похожа на девочку) Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Её назвали Матреной, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой стали звать. Так родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её называют народной, потому что она сделана добрыми руками народа.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в интереснейшую игру, вы не против? (ответы детей) Игра называется «Разложи матрешек по росту»Правила игры таковы: Нужно расставить их в правильной последовательности по высоте (играют 2 команды)

Ребята, а сейчас мы разомнемся. Ф/м

Физкультминутка «Веселые игрушки»

Мы веселые матрешки (руки на пояс раскачиваться в стороны)

Замечательные крошки (продолжать раскачиваться)

Мы танцуем и поем (приседание)

Очень весело живем (прыжки на месте)

(присаживаются)

Заключительная часть. Рефлексия

Воспитатель:

А сейчас, вспомните пожалуйста, что же было в посылке? (деревянная игрушка-матрешка)

А что такое матрешка? (деревянные куклы одна в другой)

Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? (из дерева)

Значит она какая? (деревянная)

А какие деревья нужны для изготовления матрешек? (береза, осина, липа)

Как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной? (расписали) Значит какая матрешка? (расписная)

Ребята, что еще нового вы сегодня узнали? Что для вас было интересным? (ответы детей)

Для чего матрешки покрывают лаком? (чтоб рисунок сохранялся долго)

А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров? (бережно, аккуратно)

Воспитатель: Все верно ребята, сегодня вы большие молодцы!

ИКТ игра на закрепление темы «Расположи по порядку»

Правило игры: На место снежинки переместить картинку с правильным действием. При правильном выборе «действие» передвигается к снежинке, при неправильном – вращается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "День России" в средней группе.

Коспект занятия "День России" Интеграция областей:социализация,коммуникация, музыка....

Конспект НОД. Формирование целостной картины мира "Символы России" в средней группе.

Этот материал предназначен для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям ( человек, семья, мир, добро, природа, Родина, страна) в процессе познания окружающего мира и самопознания....

Конспект на тему: "День России" в средней группе.

Конспект на тему: «День России» в средней группе. Цель: прививать любовь к Родине. Воспитыватьчувства патриотизма, гордость за свою страну.Задачи:закреплять знаний детей о госуда...

СЦЕНАРИЙ ко дню независимости России в средней группе на тему: «ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ»

Цель: воспитывать любовь и гордость к своей стране, уважение к традициям своего народа и края.Задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине; знакомить детей с гербом, флаг...

Квест ко дню России для средней группы «В поисках символа России»

Квест ко дню России для средней группы «В поисках символа России»...