«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.pdf | 435.04 КБ |
prezentaciya_seminar-praktikum.pptx | 1.34 МБ |
kartochki_dlya_sostavleniya_sinkvejnov.pdf | 778.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит: Во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но дошкольникам присуща быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; Во-вторых , использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью; В -третьих , применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Одним из видов моделирования является синквейн . Слово синквейн (англ. Cinquain ) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам. В методической литературе синквейн характеризуется как эффективный метод развития образной речи . Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Функции синквейна : 1) Способствует речевому развитию: * уточнение, активизация словаря детей, закрепление знаний о частях речи. * учит краткому пересказу. *учит подбирать синонимы. 2) Развивает психические процессы: * внимание, мышление, память, воображение. 3) Совершенствует мелкую моторику, изобразительные умения. 4) Способствует развитию творческой активности, самостоятельности. 5) Содержит игровой момент. 6) Главное – могут составить все, но уровень составления будет разный, так как зависит от интеллекта и увлеченности данной темой
Правила написания синквейна * Синквейн состоит из 5 строк; * Его форма напоминает ёлочку.
1-я строка (вершина «елочки» ) – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что? 2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна . Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос : какой? какая? какое? какие? 3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают? 4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов . 5-я строка (основание «елочки» ) – одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций , связанных с предметом, о котором говорится в синквейне , или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Подготовительный: Цель: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «предложение». *Знакомила детей с понятиями: слово обозначающее предмет ( живой и не живой). *Формировала умения ставить вопрос к слову-предмету (Кто? Что?). *Ввела графическое изображение.
*Знакомила детей с понятиями: слово, обозначающее действие предмета . *Формировала умения ставить вопрос к слову-действию (Что делает? Что может делать ?). *Ввела графическое изображение.
* Знакомила детей с понятиями: слово, обозначающее признак предмета. *Формировала умение ставить вопрос к слову-признаку (Какой? Какая? Какое? Какие?). *Ввела графическое изображение.
Обогащение и активизацию словаря провожу через такие формы образовательной деятельности: * НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) Для закрепления этих понятий использую в работе * Словесные игры и упражнения: («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие). Эти игры и упражнения не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время. * Дидактические игры «Найди пару» , «Кто что делает?» , «Слова с противоположным значением» и др. *Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов) . *Игры малой подвижности ( «У Маланьи, у старушки» , «Что мы делаем – не скажем» , «Живые слова» и другие) .
Основной Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна , формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать: Условные обозначения: слова-предметы (существительные), слова-признаки (прилагательные), слова-действия (глаголы), слова-предметы (существительные). В этом возрасте не все дети еще владеют чтением, поэтому использовала наглядно-графические схемы, которые помогли детям быстрее усвоить эти понятия.
1.Листок, 2. Разноцветный, кленовый 3. Желтеет, кружится, летит 4. Мне нравится запах листьев 5.Клён. 5. Клён 5. Клён 5. Клён
Практический Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна . Виды работы над синквейном . 1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего). 2. Составление синквейна по прослушанному рассказу. 3. Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки – на основе существующих строк необходимо ее определить). 4. Можно использовать синквейн : на занятиях для закрепления изученной лексической темы; 5.Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте; 6. При составлении синквейнов можно использовать соревнование: «кто назовет больше нужных слов…».
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование оздоровительных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в логопедической образовательной деятельности на материале лексической темы: «Животные и среда обитания»
Конспект практической части семинара-практикума...
Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...
Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...
Использование наглядного моделирования в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Обобщение опыта по использованию наглядного моделирования в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов "Использование технологии "Сиквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Использование «Кругов Луллия» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс ра...