Картотека дидактических игр по развитию речи старшая группа.
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека дидактических игр по развитию речи старшая группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_rechevomu_razvitiyu_starshiy_vozrast.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ.
Дидактическая игра «Времена года».
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца; Выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде; Активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций; Воспитание осознанного и правильного отношения к природе.
Ход игры:
Воспитатель задает вопрос : - «Когда это бывает?»
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года, назвать месяца этого времени года.
Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки(заучивать ):
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я ... (Осень).
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима).
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит. (С. Маршак)
Дидактические игры на развитие лексической стороны речи (формирование словаря):
«Вершки-корешки»
Цель: закреплять знания детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки (у некоторых овощей съедобные и вершки и корешки); упражнять в составлении целого растения из его частей.
Игровые правила: искать свой вершок и корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
Игровые действия: поиск пары; составление целого растения.
Ход игры
Ребята, как вы считаете, где растут овощи? (Ответы детей).
Верно, овощи растут на грядках, в огородах.
Ребята, у всех овощей есть корни, но не у всех эти кори можно употреблять в пищу. Есть съедобные корни - корешки (у моркови, свеклы, картофеля, репы, это те овощи, которые растут под землей, а над землей у них вершки – ботва. А у тех растений, которые растут над землей (помидора, огурец, капуста, тыква, кабачок) корни нельзя употреблять в пищу, а можно есть вершки (то, что находится над землей – плоды).
Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется "Вершки и корешки". Ребята, мы с вами разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая - корешки. (Дети делятся на две группы.)
Объяснение правил
По сигналу (хлопку в ладоши) искать свой вершок и корешок можно. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.
"Раз, два, три - свою пару найди!", быстро найти пару к вершку - корешок.
Проведение игры
Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.
Ребята, а какие вы знаете овощи, у которых можно есть корешки, а у каких вершки? (корешки - морковь, свекла, картофель, репа, редис, редька, хрен; вершки - капуста, помидор, огурец, перец, кабачок)
«Фрукты и овощи»
Цель: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей и фруктов. Обогащать и развивать словарный запас. Учить правильно называть названия фруктов и овощей.
Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает. Ребенок сам должен правильно определить где растет тот (фрукт или овощ) и прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).
«Новоселье»
Цель этой игры: в первую очередь закрепление понятий «слева», «справа», «между», «вверху», «внизу», и расширение и закрепление активного словарного запаса у детей.
Ход игры: В роли ведущего вначале лучше быть воспитателю, в дальнейшем по желанию и возможности можно постепенно привлекать детей. Каждый из детей по очереди «заселяют» дом по заданной инструкции.
Например, внизу квартиры получили: лисичка, коровка и козленок, причём козлёнок – слева, а коровка– между лисичкой и козлёнком, а над коровкой живет – рысь и т. д. Эту игру лучше проводить в индивидуальной работе с ребенком, но можно и использовать с небольшой подгруппой детей (2-4 человека).
Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи:
«Испорченный телефон»
Цель: Совершенствование умения выслушать информацию и точно передать ее другому игроку.
Задачи:
1. Стимулировать развитие слуховой памяти.
2. Формировать умение определять предмет посредством тактильного ощущения.
3. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи.
4. Стремиться к развитию связной речи.
5. Содействовать усвоению коммуникативных навыков.
6. Формировать способность сопереживать успеху друг друга.
Оборудование: «Волшебный мешочек» с набором различных мелких игрушек 10-15 штук, фишки.
Инструкция:
Действовать поочередно, терпеливо дожидаясь своей очереди. Выигрывает тот, кто правильно определит предмет на ощупь на основе донесенной информации.
Ход
Дети садятся на стульчики в ряд. Считалкой выбирается ведущий игры.
Ведущий берет «Волшебный мешочек» запускает в него руку, ощупывает первый попавшийся предмет, и, не доставая его из «Волшебного мешочка», возвращает обратно. Затем перемешивает предметы в «Волшебном мешочке» и передает его последнему играющему ребенку. Тот должен найти этот предмет среди всех после того, как получит информацию об этом предмете.
Выглядит это так: ведущий описывает предмет шепотом на ушко первому из детей, он, в свою очередь передает сидящему справа от него, и таким образом информация доходит до последнего ребенка.
Если последний сидящий находит тот предмет, который описал ведущий, то он получает фишку и становится ведущим. Таким образом, каждый ребенок побывает ведущим. Кто больше всех наберет фишек – тот победитель игры.
Игра длится столько, пока заинтересованы дети.
«Повтори»
Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Описание: Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
Мак-бак-так
Ток-тук-так
Бык-бак-бок
Дам-дом-дым
Ком-дом-гном
моток-каток-поток
батон-бутон-бетон
будка-дудка-утка
Натка-ватка-ветка
клетка-плетка- пленка
При восприятии слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
«Поиграем в сказку».
Цель: Закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти.
Материал: картинки с изображением сюжетов, выбранной сказки.
Ход игры: Ребёнок должен сложить последовательно сюжетные картинки от начала до конца сказки, затем рассказать сказку с опорой на сюжетные картинки.
Дидактические игры на развитие грамматического строя речи.
«Живые слова»
Цель: Учить детей составлять предложения, определять кол — во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке.
Ход игры: Каждый ребёнок изображает слово.
Воспитатель: - Пусть Тимофей изображает слово «медвежонок»;
Ксюша – слово «любит».
Какое третье слово выберем? (Мёд)
Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово.
Что получилось? (Медвежонок мёд любит).
Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок).
Заменим слово «мёд» другим. Маша будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок).
А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).
Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)
«Дополни предложение»
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение.
Маша взяла утюг, она будет… (гладить белье).
Дима взял пилу, он будет… (пилить бревно).
Юра взял топор, он будет …(рубить).
Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет… (кататься на велосипеде).
Сегодня нужно надеть галоши, потому что… (на дворе лужи).
Сережа взял карандаш, чтобы… (рисовать).
Максим не достает до звонка, потому что он… (маленький).
Дети поливают морковь для того, чтобы… (она хорошо росла).
Мы пойдем гулять, если... (не будет дождя).
Цветы засохнут, если... (их не поливать).
Если бы я не помог Наташе, она бы... (могла упасть).
Чашка разобьется, если... (ее уронить).
Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)
Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)
Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)
Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)
Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)
Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки)
«Доскажи словечко»
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры. Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
*** ***
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)
*** ***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
*** ***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)
Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».
«Где начало рассказа»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Кто больше заметит небылиц»
Цель: учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Игровые правила: кто заметит в рассказе небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры назвать все замеченные небылицы.
Игровое действие: использование фишек.
Ход игры: дети садятся так, чтобы на столе можно было откладывать фишки. Воспитатель объясняет правила игры: сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения К. Чуковского «Путаница». В нем будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит еще одну – положит вторую фишку рядом и т. д. кто заметит больше небылиц, тот и выиграет. Фишку можно положить только тогда, когда ты сам заметил небылицу.
Путаница
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
Читает полностью стихотворение. После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просит назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя. Если ребенок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игр, и предлагает быть более внимательным в другой раз.
Затем читается следующая часть стихотворения. Надо следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения. Заметив по поведению детей, что они устали, воспитатель должен прекратить игру. В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
В игре можно использовать и другие небылицы.
Радость
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
читает полностью стихотворение и поощряет детей, которые активно принимают участие в работе.
Шутка
У нас в переулке есть дом с чудесами, -
Сходите, взгляните - увидите сами:
Под белою шторкой на первом окошке
Лежат и на солнышке греются кошки.
Кто больше заметил и объяснил небылиц, тот и выиграл
В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.
«Где начало рассказа?»
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры. Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
«Отгадай-ка»
Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.
Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи.
«Нарисуем портрет»
Цель. Закреплять у детей представления об описании и его структурных элементах используя схематическую модель; учить определять недостатки описания.
Ход игры. — Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит нарисовать портрет своего друга. Дети, спросите, какой он? (Дети спрашивают.)
Незнайка. Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший.
- Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли представить друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Что вы еще хотели бы узнать? (Надо описать, какого роста Сиропчик, какого цвета его волосы, глаза, во что он одет.)
Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества — это его лучи: сколько признаков вы назовете, столько и будет лучей. Можно назвать и действия, которые выполняет наш персонаж. Не все их можно нарисовать карандашом или мелом, но мы можем дать словесное рисование, то есть не только описать, какой друг у Незнайки, но и рассказать, какой у него характер, чем он отличается от других мальчиков и что умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание, если же вы описываете его характер, сравниваете его глаза с яркими звездочками или с васильками, то это будет художественное описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше описание стало образным, вы должны научиться подбирать разные сравнения и определения к словам. Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее и скажите, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.) На что похожи желтые листья? (На золотых рыбок, которые плавают в воде. Они как золотые рыбки.) Не забывайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про зиму или осень.
«Магазин игрушек»
Цель. Учить составлять описательные рассказы по схеме; группировать предметы по одному признаку, развивать речь, творческое воображение.
Материал. Игрушки: мяч, машинка, пирамидка, цыплёнок, петушок, колобок, шарик, домик, лягушка; схема описания игрушки (Ткаченко).
Ход занятия. - Ребята, хотите пойти в магазин? Этот магазин необычный. Он игрушечный. В нём можно купить любую игрушку. В нашем магазине надо рассказать продавцу об игрушке, которую вы хотите купить, и продавец сразу вам её отдаст. Посмотрите, как много игрушек в нашем магазине. Все игрушки разного цвета. Давайте рассмотрим игрушки по цвету: Красный мяч – красная машина. Жёлтый цыплёнок – жёлтый колобок. Зелёная игрушка – зелёная пирамидка. Синий шарик – синий домик. (Делаем вывод, что все игрушки разного цвета, и каждая игрушка имеет свой цвет).
- А ещё чем отличаются игрушки? (Одни игрушки большие, другие маленькие). Группируем игрушки по величине. А ещё все игрушки можно разделить по форме. Круглый мячик, шарик, колобок, цыплёнок. Треугольные: пирамидка. Прямоугольные: кубик, машина. Сложная форма: домик. А ещё, все игрушки сделаны из какого – либо материала. Игрушка из дерева – деревянная, игрушка из железа – железная, игрушка из резины – резиновая, игрушка из пластмассы – пластмассовая. А ещё игрушками можно по – разному играть. (дети рассказывает, как можно играть с игрушками).
- Вот мы с вами и составили схему (показываем). Чтобы описать игрушку, надо рассказать: какого она цвета, какой формы, какого размера, из какого материала сделана, как ею можно играть. Мы рассмотрели все игрушки в нашей витрине. Попробуйте догадаться, какую игрушку я сейчас себе куплю: она зелёного цвета, маленькая, круглая, сделана из резины, она прыгает и квакает. Вы догадались? (Это лягушка). Теперь вы знаете, как купить игрушку в нашем магазине. Надо рассказать о ней. Продавцы в этом магазине тоже будут необычные – это будите вы сами. Кто из вас первым пойдёт покупать игрушку?
Дети рассказывают об игрушках (пользуются схемой) «продавец» отгадывает, что это за игрушка, и покупатель становится «продавцом» следующей игрушки. Магазин закрывается, когда все игрушки будут «проданы».
Дидактические игры по методике ТРИЗ:
« Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.
Ход игры :- Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками).
- все учебники
- все спички
- ручки
- ластики.
«Угадай, что я загадала»
Цель. Научить мыслить детей последовательно систематизировать знания и представления, задавать вопросы, находить ответы, делать выводы, развивать творческое воображение, сообразительность.
1 вариант. Воспитатель загадывает слово, дети задают вопросы (это природный мир –рукотворный мир это живое? Это растение? это животное? оно большое? Живет в жарких странах? Это деревянное -игрушка посуда и т. д.
Воспитатель отвечает только да или нет пока дети не угадают задуманное слово воспитателем.
2 вариант. Когда дети поймут принцип игры можно предложить загадывать слово и ребенку, чтобы другие отвечали.
Данная игра поможет сосредоточить внимание и работоспособность детей на образовательную деятельность, а также при организации игры закрепить знания об окружающей действительности развивать умственный кругозор о природном и рукотворном мире
«Придумай сказку».
Цель: формировать навыки в придумывании сказки со случайно выбранными героями, развивать умение эмоционально рассказывать сказку посредством приема «изосказка», закреплять умение соотносить знакомые образы с символами, развивать диалогическую и монологическую речь , воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок; стимулировать мыслительную деятельность посредством проблемных вопросов, развивать творчество, воображение, любовь к фольклорным произведениям.
Правила игры : Воспитатель называет главного героя сказок, а дети вытягивают по одной картинке и придумывают коллективную сказку, где главный герой встречается с выбранными детьми персонажами. Сказочные сюжеты зарисовываются или лепятся. Каждый игрок рассказывает свою часть сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....
Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников
В картотеке представлены дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников, направленые на формирование речевого развития и предназначеные для закрепления навыков практического словоо...
Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников.
Картотека дидактических игр по развитию речи старших дошкольников...
КАРТОТЕКА «Дидактических игр для развития речи старших дошкольников»
Дидактические игры для развития связной речи старших дошкольников. Большое влияние на развитие речи дошкольников оказывают дидактические игры. Дидактическая игра содер...
Картотека дидактических игр по развитию речи старшая и подготовительная группа
Картотека дидактических игр по развитию речи старшая и подготовительная группа...
Картотека дидактических игр по развитию речи Старшая и подготовительная группа.
Используемый материал на занятиях и в совместной игровой деятельности....
Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...