Формирование речи дошкольников через сказки
консультация (младшая группа)
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechi_doshkolnikov_cherez_skazki_konsultatsiya.docx | 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»
«Речевая компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера, обогащает словарный запас, развивает речь, воображение, мышление.
Народные сказки являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в раннем детстве.
Для достижения цели формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками, можно поставить следующие задачи:
- рассмотреть особенности организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста на основе ФГОС;
- сформировать интерес к русским народным сказкам;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- знакомить с основными жанровыми особенностями сказок;
- развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определяем основные направления деятельности:
1. Знакомство со сказкой, рассматривание иллюстраций.
Задачи на данном этапе: учить пересказывать содержание сказки с опорой на картинки и вопросы воспитателя. Называть сказку, прослушав отрывки из нее; вовлекать детей в обсуждение сказки.
Первые книги обязательно должны быть с картинками - желательно с большими. реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них малейшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают ребенку лучше представить содержание текста и понять его. Неспешное выразительное чтение сказки доставляет нашим воспитанникам массу удовольствий, заставляет работать механизмы внутренней речи.
2. Вовлечение детей в ролевое взаимодействие – организация игр-драматизаций.
Задачи: пробудить интерес к родному слову; развивать речевую активность, коммуникативные способности.
Для этого берём отрывки с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, роли исполняются по очереди. Вместе с детьми находим выразительные интонации и движения. Таким образом, дети, сыгравшие роли по нескольку раз, запоминают роли всех героев.
3.Театрализованная деятельность.
Задачи: -вызвать у детей интерес к разным видам театрализованной деятельности; учить выражать восприятие текста во внешнем действии, использовать различные виды театра в самостоятельной деятельности.
Но для развития театрализованной деятельности необходим обширный материал, поэтому по возможности в театральном уголке надо обновлять конусный театр, театр масок, театр картинок, различные атрибуты: маски-шапочки. Дети охотно используют содержимое театра. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Так как с введением ФГОС игровой деятельности, как форме организации воспитательно-образовательного процесса, отводится особая роль, то основными формами организации детской деятельности я выбрала: игровая деятельность, комплексная деятельность, встречи со сказочными героями, праздники, самостоятельная игровая деятельность.
Отдельные эпизоды из сказок, сказочных героев надо стараться включать во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, физическое развитие, художественно –эстетическое и в повседневную деятельность.
Героев кукольного театра использовать на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый может благодарить и хвалить детей, здороваться и прощаться.
Для этого в своей работе можно использовать следующие методы и приемы:
Творческая деятельность: - рассказать знакомую сказку по кругу, - помоги собрать сказку по картинкам, -разыграй сказку, - узнай сказку по песенке (не садись на пенек., скрипи нога, скрипи липовая., - продолжи сказку (вместо знакомого конца, дети придумывают свой, учатся размышлять).
Проблемные ситуации активизируют познавательную деятельность и строятся по материалам развития действия в сказке. (Почему поссорились лиса и журавль).
Моделирование сказок. В качестве героев используем геометрические фигуры и различные цвета. В сказке «Три медведя» - это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке «Теремок»- полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: мышка-серая, лягушка- зеленая)
Игровая деятельность: - физкультминутки по сказкам, - нарисуй отгадку (сказочный герой загадывает).
Дидактические игры: «Собери портрет героя», «Узнай сказку».
В процессе ознакомления дошкольников с русскими народными сказками, решаются задачи следующих образовательных областей:
«Социализация» - развиваем у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям, подводить к пониманию нравственного смысла сказки. «Лисичка со скалочкой» (честность – лживость)
«Безопасность» - учить ребенка умению действовать в новых необычных для него обстоятельствах «Маша и медведь» (Маша не расплакалась, она – умная, сообразительная) - показать детям, что может случиться, если не слушать старших «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
Образовательная область «Труд» - Формировать у детей представление о взаимопомощи, дружбе вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. Сказки «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Образовательная область «Художественное творчество» - воспитывать желание выразить свои впечатления после прочтения сказки в рисунке, в поделке.
В заключении необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой. Ведь родители являются участниками воспитатьльно-образовательного процесса в ДОУ. Нужно обращать внимание родителей на важное значение сказки в развитие внутренней жизни ребенка, творчества, чувств, эмоциональной сферы.
Читайте сказки, играйте в сказки, рисуйте сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование Связной речи дошкольников через сказку с использованием ИКТ
Развите связной речи-одна из главных задач детского сада.........
Развитие связной речи дошкольников через сказки.
Развитие связной речи дошкольников через сказки....
Консультация: «Формирование речи детей через сказку.»
Консультация полезна для родителей и воспитателей...
Консультация для родителей "Формирование речи дошкольника через развитие внимания"
Развитие и воспитание ребенка непрерывный процесс, требующий от взрослых не только определенных знаний, но и развития умения грамотно доносить эти знания до ребенка, т.е. уметь взаимодействовать со св...
Доклад из личного опыта. Развития речи дошкольников через сказку
Данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования, работающим по направлению "Речевое развитие детей"...
Формирование речи дошкольника, через развитие внимания(консультация для родителей)
Формирование речи дошкольника, через развитие внимания(консультация для родителей)Развитие и воспитание ребенка непрерывный процесс, требующий от взрослых не только определенных знаний, но...
Консультация для воспитателей «Формирование связной речи дошкольников через сказки»
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение язы...