Речевая развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
материал по развитию речи
Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_razvivayushchaya_sreda_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова» (дошкольная группа)
Выступление из опыта работы
Подготовила:
Воспитатель ВКК Глотова Г.М.
.
Дерезовка, 2021г
Речевая развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.
Цель построения речевой среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
— обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
— обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
— обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
— обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
— обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
В качестве компонентов речевой развивающей среды выделяются:
— речь педагога;
— методы и приемы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
— специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Грамотная речь педагога – важнейший составляющий компонент речевой среды, т.к. педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает к культуре устного высказывания. Речь педагога имеет воспитывающую и обучающую направленность. Речь педагога дошкольного образовательного учреждения должна отвечать следующим качествам:
— правильность – т.е. соответствие языковым нормам;
— точность – в речи адекватно отражается действительность, однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано;
— логичность – в высказывании присутствуют три смыслообразующих компонента: начало, основная часть и конец высказывания. Кроме этого педагог должен уметь правильно, грамотно и логично связывать между собой все предложения и части высказывания;
— чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку;
— выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания;
— богатство – количество слов и их смысловая насыщенность, использование разнообразных видов предложений;
— уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Подбор методов и приемов руководства развитием разных сторон речи детей, а также специального оборудования зависит от особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы. Наполнение речевой среды определяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста. Линия речевого развития определяется речевой компетенцией, формируемой на этапе дошкольного детства.
При подборе дидактического материала учитываются:
- наполняемость центра;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется еженедельно, в зависимости от изучаемого на занятиях материала, в соответствии с планированием.
Одновременно там находится материал для закрепления и вновь изучаемый.
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды, которая предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития.
Поэтому целью моей деятельности послужило создание комфортных, благоприятных условий для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.
«В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева.
Насыщая групповое пространство, заботимся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.
Наша группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.
С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, художественная литература.
Так же в центр содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением.
Для того чтобы дети могли брать на себя роли персонажей сказок, организовали центр театрализации; приобрели и изготовили различные виды театров (пальчиковый, платочный, перчаточный и др.). Создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр.
В нашей группе создан центр сенсорики, где представлены различные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
В центре творчества во время продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия.
В центре экспериментирования в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся:
- составлять предложения по демонстрируемым действиям;
- размышлять, рассуждать и доказывать;
- объяснять явления природы;
- составлять небольшие рассказы.
Используя музыкальные инструменты (центр музыки) в своих играх:
- дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;
- у воспитанников происходит развитие не только музыкального слуха, но и фонематического.
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:
Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы методического объединения Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС дошкольного образования
Требования ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде ...
Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
доклад на тему: «Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» на региональном семинаре-практикуме «Традиционные и инновационные методы дошкол...
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...
Круглый стол "Речевая развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование связной речи детей и эффективной деятельности в данном н...
Анализ предметно - развивающей, доступной безбарьерной образовательной среды, в соответствии требованиям ФГОС дошкольного образования. Проектирование модели - центра предметно - развивающей среды группы
Предметно - развивающая среда - это система условий, обеспечивающая развитие ребенка....
Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования
Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС дошкольного образования...