Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
консультация по логопедии ( группа) на тему
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sreda_logopedicheskogo_kabinetv.doc | 37 КБ |
fgos_sreda.ppt | 371 КБ |
Предварительный просмотр:
- Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Предметно-развивающая среда
рассматривается «как система условий,
обеспечивающих всю полноту развития
деятельности ребенка и его личности».
Л. С Новосёлова
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью совершенствования коррекционно–развивающей среды в дошкольных учреждениях в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования. Но на сегодня отсутствуют чёткие методические рекомендации, а педагоги и руководители не готовы к модернизации и преобразованию образовательного пространства в кабинетах специалистов.
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной — соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы, Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать игровую, познавательную, двигательную (развитие крупной и мелкой моторики) активность, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения детей.
- Трансформируемой — изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- Полифункциональной — возможность разнообразного использования используемых материалов и пособий в работе с детьми.
- Вариативной — наличие в кабинете различных пространств (для игры, обучения, уединения и т. п., а также разнообразных материалов, игр, оборудование, обеспечивющий свободный выбор детей. Переодическую сменяемость материалов стимулирующих активность детей.
- Доступной — открытость для воспитанников, доступный доступ к играм, пособиям, материалам.
- Безопасной — соответствие среды всем требованиям САНПин и безопасности использования. (имеется основное и дополнительное освещение над индивидуальным зеркалом, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается).
Принципы создания коррекционно-развивающей среды
При разработке и планировании коррекционно-развивающей среды следует руководствоваться следующие принципы, сформулированные на основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского:
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») .
2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования .
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды.
6. Принцип свободы достижения ребенком своего права.
7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Функции кабинета.
1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
2. Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной
программы развития.
3. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета .
Исходя из вышесказанного коррекционно–развивающей среды в логопедическом кабинете в соответствии с новыми требованиями ФГОС дошкольного образования должна решать основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Результативность коррекционной работы зависит от личностного включения ребенка в педагогический процесс и осознанности выполняемых им действий. Учитывая наглядно-образное мышление, пониженное внимание к речевому окружению, в системе работы над развитием языковых способностей при формировании установок на ориентировку в языковом материале (фонетическом, семантическом, синтаксическом) и развитии "чувства слова" большое внимание необходимо уделять оформлению речевой среды логопедического кабинета, созданию положительного эмоционального фона для проведения логопедических занятий. Особенно важно соблюдать принцип обеспечения индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия воспитанников, так как у детей с ОВЗ недоразвита эмоционально-волевая сфера.
С целью создания оптимальных условий для организации коррекционной, развивающей деятельности в кабинете можно выделить 4 зоны: рабочая зона, зона индивидуальной коррекционной работы, учебная зона, зона эмоциональной разгрузки.
В рабочей зоне учителя - логопеда размещается: письменный стол, рабочее кресло;
шкаф для размещения методических материалов, диагностического инструментария, служебной документации; полка для методической литературы; тумба для канцелярских принадлежностей; магнитофон, компьютер, принтер, сканер.
В учебной зоне для подгрупповых занятий:
комплекты мебели (парта-стул) для групповых занятий, наборное полотно, лента букв, настенная разрезная азбука, магнитная доска и демонстрационные поверхности.
В зоне индивидуальных занятий:
Зона индивидуальной коррекции речи ,организующим элементом которой служит стол (полка) и большое зеркало. Над зеркалом расположена специальная лампа дневного света, освещение от которой направлено непосредственно на поверхность стола и сидящих за ним. Здесь проводится значительная часть занятий, по постановке звуков и их автоматизации, по формированию навыков правильного речевого дыхания , развитию мелкой моторики пальцев рук, стимуляция речевое развитие, работа над просодической стороной речи.
В зоне эмоциональной разгрузки: диванчик, аквариум, сухой бассейн, полки для цветов, цветы.
Так же логопедический кабинет необходимо оборудовать так, что бы были сосредоточены и методические материалы и созданы условия для проведения разных видов занятий с детьми.
С целью систематизации всех видов работы по развитию речи, можно разделить на зоны по разделам коррекционной программы. Следует предусмотреть зоны: по развитию понимания речи, по развитию активной подражательной речевой деятельности, по развитию внимания, памяти, мышления детей (для I уровня ОНР); активизации и выработки дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, по развитию фонематического слуха и слоговой структуры, постановки отсутствующих звуков, развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи (для II уровня ОНР); подготовки детей к овладение элементарными навыками письма и чтения, совершенствованию зрительно-моторной координации детей (для III-IV уровня ОНР).
Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды.
Организация развивающего пространства логопедического кабинета является очень сложной задачей. Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий. Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда ребенок идет с радостью и удовольствием. Оформление интерьера, удобная мебель, яркие картинки и интересные пособия, игрушки - немаловажные детали для успешной работы с детьми.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие.
2. Гордеева С. Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения. Т. Ц. Сфера. М. 2011.
3. Денисова, А. В. Игровые методы работы в логопедической практике / А. В. Денисова // Практический журнал психолога и логопеда. – 2002. - № 1-2. – С. 14-25.
4. Жамойда Л. Н. Многофункциональное пособие «Звукобуквенный город» с 64. Научно- методический журнал «Логопед»№3/2011.
5. Козырева, О. А. Использование речевых игр на логопедических занятиях / О. А. Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 6. – С. 38-42.
6. Мецлер Т. В. Многофункциональные пособия-тренажеры // Логопед. 2008. №4
7. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсомоторной сферы детей. М. Просвещение. 2009.
8. Новые информационные технологии в логопедической работе/ Гаркуша Ю. Ф., Манина Е. В., Черлина Н. А. // Логопед – 2004, №2.
9. Пожиленко, Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е. А. Пожиленко // Дефектология. – 1995. - № 3.
10. Цквитария Т.А. В помощь старшему во спитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-пространственная среда. - М: ТЦ Сфера, 2014.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предметно-развивающая среда рассматривается «как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности». Л. С Новосёлова
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС дошкольного образования С одержательно-насыщенной — соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать игровую, познавательную, двигательную (развитие крупной и мелкой моторики), активность, эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения детей. Трансформируемой — изменение предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС дошкольного образования Полифункциональной — возможность разнообразного использования используемых материалов и пособий в работе с детьми. Вариативной — наличие в кабинете различных пространств (для игры, обучения, уединения и т. п., а также разнообразных материалов, игр, оборудование, обеспечивющий свободный выбор детей. Переодическую сменяемость материалов стимулирующих активность детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС дошкольного образования Доступной — о ткрытость для воспитанников, доступный доступ к играм, пособиям, материалам. Безопасной — соответствие среды всем требованиям САНПин и безопасности использования. (имеется основное и дополнительное освещение над индивидуальным зеркалом, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается) .
Функции кабинета Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений. Проведение обследования ребенка с целью разработки индивидуальной программы развития. Проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Принципы создания коррекционно-развивающей среды по В. В. Давыдовой и В. А. Петровскому: 1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») . 2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, использование стен. 3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. 4 . Принцип комплексирования и гибкого зонирования . 5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды. 6. Принцип свободы достижения ребенком своего права. 7 . Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка .
Зонирование логопедического кабинета
Следует предусмотреть зоны: по развитию понимания речи, по развитию активной подражательной речевой деятельности, по развитию внимания, памяти, мышления детей (для I уровня ОНР); активизации и выработки дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, по развитию фонематического слуха и слоговой структуры, постановки отсутствующих звуков, развитию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи (для II уровня ОНР); подготовки детей к овладение элементарными навыками письма и чтения, совершенствованию зрительно-моторной координации детей (для III - IV уровня ОНР).
Содержание материала речевого центра должно отражать работу по всем направлениям становления речи детей: фонетика, грамматика, словарь, связная речь, самостоятельная речевая деятельность детей.
Критерии оценки: Наличие пособий для работы над: Фонематическим восприятием; Звукопроизношением; Грамматическим строем речи; Словарём; Связной речью Материал для самостоятельной деятельности: театры, книжный уголок, продукты детского речевого творчества. Качество пособий. Соответствие материала требованиям: возрастным; гигиеническим; эстетическим; санитарным Хранение материала, доступность детям.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС
Совершенствование коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС...
Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом...
Организация предметно - пространственной среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС.
Презентация...
Организация предметно - пространственной среды логопедического кабинета в условиях реализации ФГОС.
Презентация...
Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО
Мы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионального стандарта «Педагог», кото...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Коррекционно-развивающая речевая среда играет очень большую роль в речевом ипсихическом развитии детей с различными речевыми нарушениями. Каждый специалист,работающий с такими детьми, знает ее неоцени...
Организация коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте в условиях реализации ФГОС ДО
Выполнили педагоги:В.Д.КолесниковаЖ.В.НовожиловаМы, педагоги детского сада, сейчас работаем в новых условиях: в условиях реализации ФГОС ДО и в преддверии вступления в силу профессионал...