Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну фольклора» (средняя группа)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Остроумова Алевтина Николаевна

Конспект НОД по развитию речи

«Путешествие в страну Фольклор»

 (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

«Путешествие в страну фольклора»

 (средняя группа)

Цели:

• Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

• Познакомить с характерными чертами русского фольклора.

• Развивать артикуляционный аппарат.

• Развивать любознательность, речевые умения.

• Воспитывать интерес к культурному наследию народа.

Оборудование: сундучок, обруч, дерево, маршрутная карта, магнитофон, плакаты с изображением сюжетов сказок, колодец, рыбалка(игра).

Воспитатель:

Ребята посмотрите вокруг, мы с вами попали в какую то страну, как тут красиво и интересно!

Выходит  Забава, жительница страны Фольклора:

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели.

 «Здравствуйте, дорогие ребята, я Забава! Я хочу пригласить вас сегодня в замечательную интересную страну, под названием «Фольклор»

 Воспитатель: интересная страна – Фольклор. Что такое фольклор? А вы дети знаете?

Дети: потешки, прибаутки, считалки, заклички, дразнилки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Забава: Молодцы! Чтоб попутешествовать и не пропустить ничего интересного- я приготовила вам карту, по которой мы и будем с вами идти! Она лежит в сундучке, давайте его откроем!

 Ну что, отправляемся в наш путь нелегкий и неблизкий. (смотрят на карту). Ой, здесь какие то обозначения, давайте вместе посмотрим, куда нам идти, чтоб не заблудиться (рассматривают карту).

Стрелочка указывает на квадрат с треугольной крышей. Что у нас такой формы? (колодец)Значит нужно идти к колодцу. Мы пришли в «Переулок загадок», где же могут быть тут загадки, давайте поищем?  Ага, вот они в ведерке, нужно нам их отгадать. Давайте посмотрим!

Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше.(дети отгадывают загадки)

  • Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)
  • Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)
  • В лесу живет, в селе кур крадет(лиса).
  • Говорит она беззвучно,

            И понятно, и не скучно.

            Ты беседуй чаще с ней –

            Будешь вчетверо умней(книга).

Забава: Ребята, мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка? Круг? Давайте поищем с вами, что у нас круглое? А вот и указатель.(читает: «Озеро скороговорок»).

Ребята, кто знает,  что же такое скороговорка? 

-Это маленькая фраза, с рифмой, которая помогаем говорить четко и правильно, чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую,  ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их.

 Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Дети, вы знаете скороговорки?

Дети отвечают.

А у нас озеро волшебное, у нем плавают рыбки-скороговорки. Давайте их поймаем и четко все проговорим.

Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение.

Скороговорки:

  • Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор.
  • На горе Арарат растет крупный виноград.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • Мылась Мила мылом.
  • У ёлки иголки колки.
  • За – за прилетела стрекоза.
  • Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
  • Коси коса, пока роса.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Забава: Хорошо ваши язычки справились со скороговорками. А теперь идем дальше.

На карте стрелочка указывает на цветы. Ищем цветы. А вот указатель

«Улица поговорок и пословиц».

На полу разложены лепестки и серединка.

Забава: Как много красивых лепестков! Соберем цветок?

вместе с детьми собирает цветок и обращает внимание на надписи на них.

Забава: Ой, здесь же написаны поговорки и пословицы, но не полностью. Пословица недаром молвится. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Пословицы о поговорки.

• Что посеешь … (то и пожнешь)

• Аппетит приходит во … (время еды)

• В гостях хорошо, а дома … (лучше)

• Делу время … (потехе час)

• Кончил дело … (гуляй смело)

• Хлеб – всему … (голова).

Забава: Ребята, а скажите, пожалуйста, какое насекомое любит цветочки?

Дети: Пчелы!

Воспитатель: А как жужжат пчелы?

Дети: Ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж –ж – ж - ж –ж – ж – ж – ж – ж!

Воспитатель: Давайте с Забавой поиграем в игру «Медведь и пчелы». Выбираем считалочкой медведя. Какие считалочки вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель:  А я знаю такую считалочку: «Раз, два, три – медведем будешь ты!» Остальные – пчелы.

Дети делают крылышки.

Воспитатель:  Полетели пчелки собирать мед с цветочков.

Мишка – медведь идет, мед у пчелок унесет.

Пчелки, домой!

Пчелки. Этот улей – домик наш, уходи, медведь от нас!

Ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж!

Пчелки летают и жужжат. Медведь ходит по «поляне» и приближается к улью. Пчелки машут крылышками, прогоняя медведя.

Забава: Ребята, мы с вами поиграли, отдохнули, а теперь идем дальше. Смотрите, на карте стрелочка показывает на дерево. Где же оно?

Дети показывают на дерево.

Забава: Да, на нем мы видим указатель: «Аллея сказок». Дерево необычное, волшебное! Что на нем растет?

Дети: листочки!

Забава:  Ребята, нам с вами необходимо выполнить последнее задание. Смотрите, на листиках нашего волшебного дерева надписи.(смотрит) Все понятно – загадки про сказки. Слушайте внимательно!

Сказочные загадки:

Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел.

(Волк и семеро козлят)

Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)

У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)

Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)

В этой сказке всё отлично:

 Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть…

(«Курочка Ряба»)

Хрю-хрю-хрю – каких три братца

 Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный?

(«Три поросёнка»)
Забава:
 Ребята, вы отлично справились с заданием! Мы с вами прошли нелегкий путь. Вот  и закончилось наше путешествие в страну «Фольклор»

Воспитатель: Что мы с вами узнали нового из нашего путешествия в страну Фольклора? А что вам понравилось больше всего? Какие фольклорные жанры вы запомнили, с чем мы познакомились? (подводят итог занятия). Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!» Вот и вас приглашаю в хоровод, веселись народ!

 Хоровод «Как на тоненький ледок».

Воспитатель:

Вот и кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Баранками угощайтесь! (сушками или баранками угощаем детей)

Прощаются с Забавой, благодарят за интересное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи " Путешествие в Волшебную страну"

Цели и задачи: 1) Учить детей называть имена друг друга, описывать себя и других. Самостоятельно выбирать действия,проявлять себя.2)Развивать самосознание , становиться самим собой.Развивать спос...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» (старшая группа )

Программное содержание:1. Формировать умения обобщать, классифицировать....

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в волшебную страну»

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения «Путешествие в волшебную страну»...

Конспект ООД по развитию речи «Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского»

Цель: Создание условий для закрепления знанийдетей произведений К.И Чуковского.Задачи:   Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям...

Открытое занятие по развитию речи Путешествие в волшебную страну для средней группы

Четкое произношение звуков, мелкая моторика и слуховое внимание....

Конспект занятия по развитию речи "Путешествие в сказочную страну"в подготовительной группе

Цель:Обобщать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.Задачи: совершенствовать навыки коммуникативного развития;упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательны...

Конспект итогового занятия по развитию речи "Путешествие в волшебную страну" в старшей группе

Итоговое занятие по развитию речи "Путешествие в волшебную страну" в старшей группе. Цель:закреплять навыки четкой, правильной и выразительной речи, обогащать словарный запас....