Проект «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: ввести в практическую работу развитие речи детей с ТНР через коммуникативные игры в детском саду.
А) Пояснительная записка
Актуальность. Актуальность проблемы в том, что тяжелое нарушение речи достаточно распространена среди детей дошкольного возраста, а показателем уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом, поэтому формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи это особенно трудно. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках, чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах - все это вызывает у детей не только определенное психоэмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Игровая деятельность для детей с тяжелым нарушением речи сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_cherez_kom.igry_.zip | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИИ
«Детский сад «Снегурочка»
Проект
«Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
Банку Джамиля Габдульхаковна
Кизыма Галина Васильевна
воспитатель коррекционной группы для детей с ТНР
г. Салехард
ПРОЕКТ «Развитие речи у дошкольников с ТНР через коммуникативные игры»
Цель: ввести в практическую работу развитие речи детей с ТНР через коммуникативные игры в детском саду.
А) Пояснительная записка
Актуальность. Актуальность проблемы в том, что тяжелое нарушение речи достаточно распространена среди детей дошкольного возраста, а показателем уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Речь является приобретенной способностью и показателем развития личности в целом, поэтому формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Эффективным показателем готовности ребенка в плане речевого развития, является умение вести беседу, доказывать свою точку зрения, дополнять, возражать, т.е. быть коммуникабельно подготовленным человеком. Для детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи это особенно трудно. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках, чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах - все это вызывает у детей не только определенное психоэмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Поэтому, чтобы заинтересовать детей и стимулировать в плане речевого развития, можно использовать коммуникативные игры, как в процессе фронтального обучения, так и в процессе индивидуального обучения. Участвуя в играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Одновременно игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, окружающему миру. У детей формируется уважительное отношение друг к другу, они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Игровая деятельность для детей с тяжелым нарушением речи сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Цель работы:
Систематизировать использование коммуникативных игр в речевом развитии детей с ТНР.
Задачи:
- Развитие умения детей строить грамматически правильные высказывания, отображающие мысли, чувства во взаимодействии с другими детьми и взрослыми;
- Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи;
- Дать элементарные сведения о культуре общения через игры и упражнения, стимулировать развитие связной, диалогической, монологической речи, умения выражать свои суждения и мнения посредством коммуникативных игр.
Участники: Воспитанники логопедической старшей группы, учитель - логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Приемы:
1. Наглядный (использование картин, слайдов, презентаций, проведение экскурсий, трудовая деятельность, наблюдения);
2. Словесный (беседы, чтение художественной литературы, составление описательного рассказа, составление рассказа по сюжетным картинам, из личного опыта, заучивание художественное слово, стихотворений, создание речевых ситуаций);
3. Игровой (дидактические игры и упражнения, музыкальные и спортивные развлечения, сюжетно - ролевые театрализованные, пальчиковые игры, динамические паузы, арттерапия, сказкотерапия, нейропсихологические игры, артикуляционная гимнастика).
Материал: Картотеки игр и упражнений, наглядный материал, раздаточный материал, слоговые схемы, кассы букв, наборное полотно, технические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр, проектор), атрибуты для игр и драматизаций.
Длительность: 1 месяц.
Б) Основная часть
1 Этап – подготовительно – информационный, сбор информации.
- Календарно – тематический план на месяц
Сентябрь | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |
1 | 1 неделя | Лексическая тема: « Транспорт» Составление описательного рассказа о машине |
2 | 2 неделя | Лексическая тема «День космонавтики» Заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанов |
3 | 3 неделя | Лексическая тема: «Перелѐтные птицы» Составление рассказа с помощью мнемотаблицы |
4 | 4 неделя | Лексическая тема: « Магазин. Профессии» Заучивание стихотворения «Профессия» Л. Заикина |
- Модель взаимодействия с другими педагогами
Эффективность коррекционно - развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов, педагогов и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников во всех пяти образовательных областях.
При организации образовательной деятельности прослеживаются следующие приоритеты в работе специалистов:
Учитель – логопед:
Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя осуществляется по двум направлениям: коррекционно-воспитательное; общеобразовательное.
Учитель - логопед и воспитатель в своей совместной деятельности:
осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
закрепляют знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивают личность дошкольника.
Совместная коррекционно-логопедическая работа воспитателя и логопеда в ДОУ осуществляется следующим образом:
1) логопед формирует у детей первичные речевые навыки;
2) воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Педагог – психолог:
Осуществляет индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закрепляет знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивает личность дошкольника.
Музыкальный руководитель:
Включает в работу элементы логоритмики; использует приемы постановки диафрагмально-речевого дыхания; развивает координацию движений; использует музыкотерапия; развивает общую и мелкую моторику.
Инструктор по физической культуре:
Развивает общую и мелкую моторику в играх и упражнениях; координирует речь с движением; развивает основные виды движений.
Таким образом, целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
Родители:
Участвуют в создании развивающей среды, в мероприятиях детского сада и группы.
3. Методы и приемы на развитие коммуникации
1. Наглядные: демонстрационный картинный материал (слоговые схемы, панно из картинок на каждый звук, схемы для обучения чтению); раздаточный материал (карточки, картинки, звуковые схемы, кассы букв, мелкий раздаточный материал для моторики); использование интерактивного оборудования (презентации, видеоролики, познавательные фильмы); наблюдения в природе, быту, экскурсии.
2. Словесные: вопросы-ответы; беседы; чтение художественной литературы; описательный рассказ, рассказывание по сюжетным картинам, из личного опыта; художественное слово.
3. Практические: дидактические игры и упражнения; логоритмические упражнения; игры-драматизации; инсценировки; театрализация; хороводные игры; чтение стихов; музыкальные и спортивные развлечения.
2 этап – Практический – познавательный
2. Перечень методик коммуникативного развития
- Беседы;
- Обучение в сотрудничестве, работа в парах;
- Творческая деятельность;
- Сюжетные игры;
- Коммуникативные тренинги для детей;
- Ситуативный разговор;
- Дидактические игры;
- Работа с художественной литературой;
- Игры с правилами;
- Экскурсии.
3. Картотека коммуникативных игр для детей 6-7 лет с тяжелым недоразвитием речи
«Повтори, не ошибись»
Цель: Развивать фонематический слух и восприятие, умение перерабатывать информацию.
- «Ситуации»
Цель: Развивать умение перерабатывать информацию.
- «Ладонь в ладонь»
Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
- «Вспомни и назови»
Цель: Упражнять в подборе слов на заданный звук.
- «Чего не стало»
Цель: Развивать внимание, произносительную сторону речи
- «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
- «Найди отличие»
Цель: Упражнять в употреблении в речи сложносочиненных предложений с союзом «а».
- «Угадай словечко»
Цель: Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.
- «Клеевой ручеек»
Цель: Воспитывать добрые, дружественные отношения друг к другу.
- «Испорченный телефон»
Цель: Развивать слуховое внимание.
- «Почему так называется?»
Цель: Уточнить представление детей об образовании сложных слов.
- «Найди ошибку»
Цель: Упражнять детей в употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для».
- «Какое слово длиннее?»
Цель: Упражнять в делении слов на слоги.
- «Слово рассыпалось»
Цель: Упражнять в составлении слов из слогов.
6. Рекомендации для педагогов
- В работе с детьми с нарушениями речи исходить из индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- При работе с детьми ориентироваться на поддержку детской инициативы и формирование познавательных интересов каждого ребенка;
- Придерживаться конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- Правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения, строящийся на наглядности, прочности усвоения знаний воспитывающего обучения;
- Учитывать комплексное воздействие различных технологий на ребенка, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
Рекомендации для родителей
- Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением;
- Заниматься с ребенком по автоматизации 15-20 минут;
- Выполнять задания на картинках или реальных предметах;
- При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить;
- Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор, советуйтесь с ним;
- Занимайтесь с ребенком в игровой форме, проявляйте терпение;
- Учите ребенка наблюдать, рассуждать и четко излагать свои мысли;
- Воспитывайте в детях самостоятельность, усидчивость.
В) Заключительная часть
3Этап:
Вывод
Коммуникативные игры — эффективный и самый простой способ развития навыка общения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, одним из показателей полноценного и правильного развития ребенка является умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через сказку....
Педагогический проект «Развитие речи старших дошкольников через познавательную деятельность посредством ознакомления со сказами П.П.Бажова»
В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа, в общем, и красоту родного края, ...
Проект "Развитие речи младших дошкольников через сказку"
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц,шелест травы...
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через коммуникативные игры»
Большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей отводится коммуникативным играм. Именно в них повышается умственная активность ребенка, формируются самооценка, са...
ПРОЕКТ «Развитие речи младших дошкольников через сказку».
Тема: «Развитие речи младших дошкольников через сказку».Актуальность.В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает трев...
Опыт работы по теме : Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"
Проект " Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры"...
ПРОЕКТ « Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность» Форма проекта долгосрочный
Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить мно...