Методы и приёмы обогащения словаряр
статья по развитию речи (старшая группа)

хлебнова елена павловна

В статье рассматирваются методы накопления содержания детской речи и методы ,направленные на активизацию словаря, развития его смысловой стороны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_ipriyomy_obogashcheniya_slovarya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ДС №80 «Песенка»

г.о. Тольятти

Особенности  словаря дошкольников,

методы и приемы его активизации и обогащения

Воспитатель Хлебнова Е.П.

2022-2023 учебный год

     Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино-, и видеофильмов, просмотр телепередач.
      Метод наблюдения. Е.И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров:
1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведёт к точности наблюдений и глубине восприятия.
2. Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребёнка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.
3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают и сами о чём-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
4. «В интересах максимального использования экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее установить те речевые формы (точная номенклатура и т.п.), которые будут закрепляться или будут предлагаться впервые».
5. Количество наблюдений и экскурсий «должно быть педагогически обосновано, и находиться в соответствии с числом других занятий».
К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребёнок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используется обследование, приёмы сравнения, позволяющие выделять различия и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребёнок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.
Что касается наблюдений за деятельностью взрослых, то перечень объектов для этого определён программой и диктуется окружением детей, а их организация отвечает общим рассмотренным выше требованиям.
        Важнейшим методическим вопросом является сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с каким-то явлением, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Этот приём стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.
          Речевой образец (называние), педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься чётко, внятно. Используются специальные приёмы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми.
Очень важно варьировать методику повторений. Рекомендуется повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите…»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряжённая речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).
        Речевой образец воспитателя часто сопровождается пояснением слов, толкованием их смысла. При пояснении значений слов, прежде всего, обращают внимание ребёнка на функции предметов; при объяснении этимологии мотивированных названий также подчёркивают функцию предмета (самосвал – грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы – люди, которые пешком ходят, и т.п.).
      Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием. Картина, в данном случае, даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.).
       При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. В этих случаях картина предоставляет простор для расширения кругозора и для увеличения запаса слов. Используются специально созданные дидактические картины (серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть?», «Времена года»), а так же репродукции картин известных художников (А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана и других). Важно точно определить объём знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приёмы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).
        Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В связи с этим работа над лексическим значением слов углубляет понимание замысла автора. В программном содержании наряду с воспитательными задачами целесообразно так же определять и объём, и характер работы над словом. Это может быть не только лексика, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Например, чтение фрагментов из книги З. Воскресенской «Сердце матери» было связано над такими словами и словосочетаниями, как трудолюбивая, заботливая, ласковые и добрые руки, верное и чуткое сердце, неравнодушный.
         Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поёт зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит», «заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна».
         В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приёмы работы над словом:
• накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;
• акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
• лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ выразительных средств языка текста);
• объяснение педагогом значений слов;
• проговаривание слов детьми;
• замене авторских слов словами, близкими по значению;
• подбор слов для характеристики героев;
• употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

        Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки. С ними можно связать много полезных для ребёнка объяснений.
        Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
        Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путём добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е.И. Тихеева). При рассматривании игрушек применятся игровые приёмы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причём первый предшествует второму. Например, сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей», или в первой части занятия дети рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек».
         Рассматривание картин направленно на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определённые (заранее им отобранные) слова и сочетания. Вопрос является основным приёмом работы над словом.
         Дидактические игры – широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся.
Например, «Чудесный мешочек» (может проводится с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные).
Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нём рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван).
Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки.
Ход игры. Обыгрывание мешочка. Доставание предметов и их рассматривание, сопровождается характеристикой их внешнего вида, частей, назначения, признаков.
Определение предметов (помещены снова в мешочек) на ощупь, их называние и описание.
Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.
«Подбери посуду для куклы».
Дидактические задачи. Закрепить названия разной пасуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (название предметов посуды).
Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.
Игровые действия. Выбор посуды и её доставка персонажу.
Ход игры. Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».
В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.
Дидактические упражнения.
Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определённую сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
Упражнения содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам ( животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов.
Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направленно на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.
Все методисты отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывание и отгадывание загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй образной русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. На основе учёта характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулированы следующие требования к их применению в целях развития словаря:
• загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
• загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»);
• обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);
• отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
• придумывание загадок самими детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;
• загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.


М.М. Алексеева, В.И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обогащения словарного запаса детей

Развитие речи детей дошкольного возраста....

Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

Приёмы обогащения словарного запаса

Материал адресован родителям и педагогам...

Консультация для педагогов "Методы и приёмы обогащения лексического запаса у детей 2-7лет"

Консультация для педагогов "Методы и приёмы обогащения лексического запаса у детей 2-7лет"...

Консультация для воспитателей "Методы и приёмы обогащения словаря детей дошкольного возраста"

Данная консультация раскрывает методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста через игровую деятельность....

Методы и приёмы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В докладе описаны количественные и качественные характеристики словарного запаса детей дошкольного...

Консультация для воспитателей. Методы и приёмы обогащения лексического запаса у детей.

Важно для овладения грамотным письмом также знание учащимисяморфологического состава слова и умение быстро ориентироваться в нем. Это необходимо потому, что все правила русской орфографии «привя...