Консультация для воспитателей. Методы и приёмы обогащения лексического запаса у детей.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/public/6PFG/SAignG2Gu | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей».
Важно для овладения грамотным письмом также знание учащимися
морфологического состава слова и умение быстро ориентироваться в нем. Это необходимо потому, что все правила русской орфографии «привязаны» к конкретным составным частям слова. Так, существуют правила на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание приставок, суффиксов и окончаний. Значит, прежде чем получить возможность применить любое из этих правил, необходимо уметь увидеть в слове соответствующую его «часть», а иначе само их заучивание теряет всякий смысл. И самые начальные представления о морфологическом составе слова ребенок также должен получить уже в дошкольном возрасте.
В целом в отношении развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
необходимо сделать следующее:
Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных,
прилагательных, глаголов, наречий) путем систематической работы над обогащением
словарного запаса.
Обеспечить точное понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова, ибо не должно быть в их речи таких слов, за которыми «ничего не стоит».
Позаботиться о систематизации имеющегося у них словарного запаса, то есть
помочь им почувствовать существование внутренней связи между отдельными большими группами слов, объединенных в эти группы по каким-то определенным принципам (например, одни слова обозначают предметы, другие — действия, третьи — признаки предметов и действий, причем внутри каждой из названных групп выделяются более мелкие подгруппы и т.д.).
Познакомить с переносным значением многих слов (типа «золотая осень», «светлая
голова» и пр.).
Воспитать простейшие навыки словообразования (образование новых однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов, например: «приехал — уехал — переехал — приезд — отъезд — переезд»; «дом — домик, шишка — шишечка»).
Научить отличать «родственные» по своему смысловому значению слова, имеющие общий корень («лес — лесок — лесной — лесник»; «лиса — лисонька — лисица — лисенок —лисий»), от слов лишь внешне похожих, сходных только по звучанию, но совершенно различных по смыслу («бра, брат, брак, брать»; «торт, корт, сорт, порт, борт, форт»).
Воспитать на этой основе первоначальный практический навык самостоятельного подбора родственных слов.
Если же этой основы нет, то ученик не сможет овладеть грамотным письмом в силу невозможности применения на практике даже хорошо выученных им грамматических правил, и не надо строить в этом отношении никаких иллюзий!
Обогащение и систематизация словарного запаса
у детей
Эти два процесса — обогащение и систематизация словарного запаса — разграничить практически невозможно, поскольку они должны протекать одновременно.
Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом. В понятие же систематизации словарного запаса входит его подразделение на отдельные группы слов, выделенные по каким-то определенным, принятым в русском языке принципам.
После накопления ребенком некоторого словарного запаса нужно начинать постепенно
приводить усвоенные им слова в определенную систему, чтобы этот запас слов не оказался хаотичным и недостаточно осмысленным и обобщенным, то есть не пригодным к свободной ориентировке в нем. Для лучшего понимания основного направления этой работы обратимся к той наиболее общей систематизации слов, которая принята в русском языке.
Слайд № 2
Усвоение и систематизация слов по тематическим группам
Все слова в нашем языке организованы в строгую систему, без наличия которой было бы
просто невозможно ориентироваться в этом море слов, а значит, и свободно ими пользоваться.
Прежде всего все слова «по-крупному» систематизированы по частям речи:
® имена существительные, обозначающие предметы и явления;
® имена прилагательные, обозначающие признаки предметов;
® глаголы, обозначающие действия и состояния предметов;
® наречия, обозначающие признаки действий
® имена числительные, обозначающие количество предметов или их порядок при счете;(Игра «Веселый счет от 1до 5) и т.д..
® служебные части речи (предлоги, союзы и пр.), служащие для связи между собой
значимых слов.
На самом начальном этапе овладения словарным запасом усвоенные ребенком слова вообще никак не систематизированы, поскольку он усваивает их хаотично, в зависимости от конкретных жизненных ситуаций. Поэтому услышанное ребенком то или иное слово не вызывает у него никаких ассоциаций (смысловых связей) с другими словами — у него не всплывает в памяти никаких других слов, имеющих какую-либо смысловую связь с названным. Так, если попросить ребенка в ответ на слово «яблоко» сказать первое пришедшее ему в голову другое слово, то он может назвать, например, ложку, стол или что угодно другое. Это говорит о полном отсутствии какой-либо систематизации его словарного запаса.
Естественно, что работа по систематизации словарного запаса неразрывно связана с его
обогащением, потому что при бедном словарном запасе систематизировать нечего.
Далее приведем тематические группы слов по разным частям речи, чтобы вы могли представить себе, в каком направлении нужно стараться систематизировать приобретаемый детьми словарный запас. Слайд № 3
Слайд №7
В процессе работы нужно предлагать ребенку и «конфликтные» задания, спрашивая его о возможности или невозможности отнести к той или иной группе явно «не подходящие» к ней предметы.
ЯБЛОКИ, ГРУШИ, ЛИМОНЫ и СЛИВЫ -
Все эти фрукты вкусны и красивы.
А СВЕКЛА, РЕДИСКА, САЛАТ и ЧЕСНОК
Тоже относятся к фруктам, дружок?
Транспорт бывает воздушный и водный,
Наземный, подземный и даже подводный.
Нам с этим давно разобраться пора:
Куда мы должны отнести КАТЕРА?
Куда САМОЛЕТЫ, ТАКСИ, ПАРОХОДЫ?
Куда ВЕРТОЛЕТЫ, МЕТРО, ВЕЗДЕХОДЫ?
И ЛОДКИ ПОДВОДНЫЕ плавают где -
Совсем под водой или просто в воде?
Слайд №19
Как видим, для обогащения словарного запаса здесь открывается совершенно безграничный простор! Если ребенок усвоил способы образования новых слов, относящихся практически ко всем частям речи, от какого-то одного глагола, то это автоматически переносится и на все другие глаголы. Иными словами, овладев основными способами словообразования, ребенок получает в руки ключ, при помощи которого он может самостоятельно и поистине безгранично обогащать свой словарный запас. Работа над словообразованием способствует более точному и более глубокому пониманию смыслового значения слов. Дети с отставанием в речевом развитии нередко усваивают лишь основное, «базовое» значение того или иного слова, но совершенно не улавливают изменения этого значения при добавлении к слову приставок или суффиксов. Вот пример из нашей повседневной практики. В нашем альбоме
для обследования детей есть три картинки, на одной из которых девочка поливает из лейки цветы, на другой мальчик выливает воду из ведра, на третьей — мама наливает из чайника чай в чашку. На вопрос о том, что делает девочка, даже учащиеся младших классов нередко отвечают, что она «льет цветы». На вопрос о том, что делает мальчик, дети старшего дошкольного возраста часто отвечают, что он «поливает воду» или «льет воду». Что же касается вопроса о том, что делает мама, то в ответ мы нередко слышим, что она «вливает», «заливает» или даже «выливает» чай в чашку. Вряд ли нужно объяснять, насколько «уточнится» речь ребенка после проведенной с ним работы над словообразованием, в частности над образованием глаголов при помощи приставок.
Пока мы говорили только о развитии и коррекции устной речи ребенка, однако такая работа не менее важна и для правильного овладения им в дальнейшем речью письменной. Ведь если ребенок еще в дошкольном возрасте усвоит, что цветы не «льют», а «поливают», то и в своей письменной речи он уже не допустит подобных аграмматизмов. А сколько их сейчас содержится в тетрадях наших учеников! И это есть неоспоримое свидетельство совершенно недопустимых пробелов в речевом воспитании ребенка, с которыми он так и приходит в школу из своего дошкольного детства. И какой же педагог массовой школы при таких «исходных данных» сможет научить его
грамотному письму?
Помимо уже сказанного, работа над словообразованием играет исключительно важную роль также и в овладении ребенком навыком подбора однокоренных родственных слов, что видно из приведенных выше примеров образования глаголов при помощи приставок. По сути своей это и есть целенаправленный подбор родственных однокоренных слов, овладение которым позволит ребенку в дальнейшем быстро и правильно подбирать проверочные слова в ходе практического применения им правил орфографии.
И наконец, работа над словообразованием крайне важна в плане первоначального ознакомления ребенка с морфологическим составом слова, поскольку в процессе этой работы он на практике «почувствует» такие составляющие слова, как приставки и суффиксы, и усвоит смысловое значение многих из них. А это значит, что и в школе он будет легко их находить в любых словах, чем сейчас совсем не владеют очень многие учащиеся. Без хорошего же знания морфологического состава слова невозможно овладеть и морфологическим принципом письма — основным и ведущим принципом русской орфографии.
Слайд № 22
ЗВЕЗДЫ и ЗВЕЗДОЧКИ в небе ночном,
ЗВЕЗДНОЕ очень небо...
Хотелось бы мне сосчитать их потом,
Но я ЗВЕЗДОЧЕТОМ не был.
То ГОРЫ, то ГОРКИ, то просто ПРИГОРКИ
-ГОРИСТАЯ местность кругом,
И часто в ПРЕДГОРЬЯХ мышиные норки
И мышек самих мы найдем.
Назначен был ОТЪЕЗД,
Дорога шла в ОБЪЕЗД,
ЕЗДОК я был плохой —
Был опыт небольшой.
Я ВЫЕХАЛ с утра,
ДОЕХАЛ до бугра,
Потом его ОБЪЕХАЛ
И вновь домой ПРИЕХАЛ.
Заключение
В итоге всей работы ребенок должен будет приобрести достаточно большой и хорошо систематизированный словарный запас, который явится надежным залогом того, что в школе он хорошо усвоит грамматические правила, включая и возможность их применения на практике. У такого ребенка уже не возникнет проблем с русским языком, и, кроме того, он будет более глубоко и более точно понимать содержание учебных текстов по всем школьным предметам. Ради этого стоит потрудиться, чтобы своевременно оказать ребенку столь необходимую ему помощь в полноценном формировании устной речи. Не надо ждать, пока «грянет гром»!
Доброго вам пути!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультирование для воспитателей на тему: «Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...
Консультация для педагогов МДОУ № 1 "Росинка" на тему: «Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка......
Консультация для педагогов «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ 2-7 ЛЕТ»
Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте. Задачи дошкольного образовательного учреждения по формированию словаря детей. Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраст...
Консультация для педагогов "Методы и приёмы обогащения лексического запаса у детей 2-7лет"
Консультация для педагогов "Методы и приёмы обогащения лексического запаса у детей 2-7лет"...
Методы и приёмы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В докладе описаны количественные и качественные характеристики словарного запаса детей дошкольного...
Консультация для педагогов "Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет"
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...
«Методы и приёмы обогащения лексического запаса у детей 2-7 лет»
Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов....