"Помощь солнышку".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pomoshch_solnyshku.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «Помощь солнышку»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
Речевое развитие
Выполнила: | Саргина Кристина Александровна воспитатель |
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Стр. | |
1. | Пояснительная записка…………………………………………. | 3 |
2. | Конспект занятия……………………... | 4 - 8 |
3. | Список литературы……………………………………………… | 9 |
4. | Приложение……………………………………………………… |
Пояснительная записка
Требования ФГОС одним из приоритетных направлений образования ставят речевое развитие человека. А именно это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Дошкольное образование как ступень начального образования в полном объеме должно отвечать запросам государства и, следовательно, направлять образовательный процесс в этом же русле. Но как же маленькому дошкольнику объяснить сложные процессы, происходящие в обществе, рассказать о мире людей, людских поступках, помочь разобраться в человеческих взаимоотношениях? Хорошим средством для этого являются литературные произведения. Из сказок и рассказов ребенок может почерпнуть многое об обществе, мире людей, характерах и поступках.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется речевому развитию детей. А именно владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Представленная образовательная деятельность учит детей самостоятельно думать, иметь и высказывать свою точку зрения, творчески рассуждать, выполнять творческие задания.
.
| Примечание | |||||
1. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | ||||
2. | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная. | ||||
| ||||||
1. | Тема занятия | «Помощь солнышку» | ||||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Игровые: - словесная игра «Улыбка», -дидактическая игра «Сравни и назови», -дидактическая игра Чудесный мешочек «Отгадай сказку по предмету», -дидактическая игра «Назови общим словом», - речевая игра с имитации движений «Мама и ее детеныши», - дыхательное упражнение «Ветерок», -дидактическая игра с кубиком «Скажи ласково», -упражнение «Салют из солнечных лучиков». Словесные: - ответы детей на вопросы педагога, - вопросы педагога, - чтение стихотворных фраз, -загадки, -педагогическая оценка. Наглядные: - чудесный мешочек с разными предметами, - кубик с картинками, - карточки - картинки с разными заданиями, - палочки «Ветерки», - разноцветные полоски для «салюта настроения» - письмо от солнышка -солнечные лучики Практические: - словесная игра «Приветствие», -дидактическая игра «Сравни и назови», -дидактическая игра Чудесный мешочек «Отгадай сказку по предмету», -дидактическая игра «Назови общим словом», - речевая игра с имитации движений «Мама и ее детеныши», - дыхательное упражнение «Ветерок», -дидактическая игра с кубиком «Скажи ласково». -упражнение «Салют из солнечных лучиков». Поисковые: (варианты ответов: почему так светло в группе?) | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Социально – коммуникативное развитие: развитие эмпатии (чувства сопереживания), отзывчивости, дружеских взаимоотношений. Художественно - эстетическое развитие: развитие актерское мастерство: подражать повадкам животных и развивать двигательные умения детей. | ||||
4. | Возрастная группа: | Группа общеразвивающей направленности для детей 3-4лет | ||||
5. | Цель: | Закрепить и обобщить полученные знания детей в течении года в образовательной области речевое развитие, в процессе включения разнообразных игровых заданий. | ||||
6. | Задачи: | |||||
6.1 | Закреплять умение детей в совершенствовании грамматического строя речи правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; использовать в речи простое распространенное предложение. | |||||
6.2 | Продолжать развивать умения: - диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения; - монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений; - речевую активность детей (ответы на вопросы воспитателя по содержанию ранее прочитанных произведений) воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок - правильного речевого дыхания; - понимания значений обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель; -познавательные процессы (мышление, память, воображение). | |||||
6.3 | Продолжать воспитывать личностные качества каждого ребенка: устойчивый интерес к речевому развитию, целеустремленность, активность, внимание, самостоятельность, любознательность, умение строить простейшие выводы. | |||||
7. | Планируемые результаты: | |||||
7.1 | Сформированы знания в совершенствовании грамматического строя речи правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; использовать в речи простое распространенное предложение. | |||||
7.2 | Способен самостоятельно -отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения; - по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений; - воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок - понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель; - познавательные процессы (мышление, память, воображение). | |||||
7.3 | Испытывает потребность в речевом развитии, способен слушать и сопереживать, умение строить простейшие выводы. | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия | Колокольчик; игрушка «Солнышко»; «волшебный солнечный лучик»; мнемодорожка о солнышке; палочки - «ветерки»; Чудесный мешочек со сказочными персонажами (домик, лисичка, репка); кубик с предметами: солнце, дождик, трава, птица, цветок, лист; контейнеры с разными предметами посуда, игрушки, одежда, мебель; коробка с разноцветными полосками. | ||||
9. | Подготовка к занятия в режимные моменты или в другой образовательной деятельности | Чтение сказок «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка»; дидактические игры по речевому развитию, составление рассказов по мнемодорожке о предметах. | ||||
Конспект занятия | ||||||
I. | Вводная часть | 5 мин | ||||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Воспитатель созывает детей в круг, используя колокольчик и короткое стихотворение. Дети вместе с воспитателем приветствуют гостей и друг другом улыбкой. Воспитатель вносит солнышко. Солнышко просит детей разрешить спор, кто важнее и помирить ее с другом Ветерком. | ||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | Солнышко просит помирить ее со своим другом ветерком. Давайте дружно скажем: Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! И все у нас получится. | ||||
1.3 | Целеполагание | Помочь Солнышку и Ветерку помириться | ||||
II. | Основная часть: | 20 мин | ||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Вспомнить все, что изучили ранее: сказки, дидактические и словесные игры. | ||||
2.2 | Самостоятельная деятельность детей на занятии | Дидактическая игра «Назови общим словом» рассмотреть предметы в тарелочках и назвать их общим словом | ||||
III. | Заключительная часть | 5мин | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Воспитатель: Вам понравилось задания, которые Вам приготовило солнышко? Что понравилось? Какие задания мы с вами выполняли? Ответы детей Воспитатель. Что было трудным для вас? Почему? Ответы детей Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, все были активные, дружные и это нам помогло выполнить задания. | ||||
IV. | Дальнейшая разработка темы | Пополнять знания детей дидактическими играми и упражнения по речевому развитию. |
Приложение 1
Сценарный конспект итогового занятия
Ход занятия:
1.Вводная часть:
Организационный момент.
Воспитатель звенит колокольчиком. Просит детей встать в круг.
Мой колокольчик звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Мой колокольчик звенит и звенит,
Всем ребятам в кружок встать велит.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся, улыбнёмся им (дети здороваются и ласково улыбаются).
2. Основная часть:
Воспитатель вносит в группу солнышко
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Ответы детей (солнышко)
Солнышко: Здравствуйте ребята, я веселое, улыбчивое солнышко. Как у Вас светло в группе, а скажите, почему у нас так светло?
Ответы детей (включили свет, светло от солнышка)
Солнышко: Правильно мои солнечные лучики светят и у Вас в группе светло.
Я каждый день заглядываю к вам в группу и вижу, как Вы занимаетесь, много играете. И уже многому научились. Помогите мне пожалуйста. Мы с моим другом Ветерком поспорили, кто важнее, каждый думает, что он самый главный. Не можем решить и теперь не дружим с ним. Ребята, помогите нам помириться. Я думаю, Вы поможете нам. Я оставлю Вам свой солнечный лучик. А мне пора освещать все вокруг. Спасибо ребята! До свидания!
Воспитатель: Ребята, поможем Солнышку и Ветерку помириться?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте дружно скажем: Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! И все у нас получится. Солнечный лучик нам будет в помощь.
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим картинку солнышко.
Дидактическая игра «Сравни и назови» .
Солнышко какое? - желтое, золотистое, лучистое как (одуванчик…..)
Солнышко, какое по форме? - круглое, как (мячик….)
Солнышко если мы на него посмотрим? – Яркое, ласковое, как (мама….)
Солнышко румяное, теплое как (блинчик….)
Какую пользу приносит солнышко? - Освещает и согревает все вокруг.
Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, все знаете о солнышке. Мы так много говорили с вами о солнышке, что как то стало жарко, нужно немного охладиться, поиграем в дыхательное упражнение «Ветерок»
(каждый из детей берут палочки –«ветерки» и дуют сначала коротким выдохом, затем длинным)
Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносит ветерок человеку?
Дети: разгоняет облака, приносит свежесть.
Воспитатель: Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов.
Воспитатель: Ребята, мы можем без солнышка?
Дети: Нет
Воспитатель: А без ветра?
Дети: Нет
Воспитатель: Тогда нам нужно их обязательно помирить. Давайте вспомнить нашу мирилку.
Хватит нам уже сердиться, веселиться все вокруг
Поскорей давай мириться, ты- мне друг
И ты мне друг, мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
Воспитатель: Солнечный лучик обязательно расскажет солнышку и ветерку, про нашу мирилку. Ребята, смотрите солнечный лучик нашел мешочек.
Чудесный мешочек дидактическая игра «Отгадай сказку по предмету»
Воспитатель: Сейчас посмотрим, что в мешочке. (Из «чудесного мешочка» дети достают по одному предмету из знакомых сказок, дети должны назвать сказку).
Достают предмет 1.Репка
Воспитатель: Какая сказка?
Дети: Репка
Воспитатель: Ребята, а в сказки «Репка» герои ссорились?
Дети: Нет
Воспитатель: Что им помогло вытянуть репку? А какие они были?
Дети: Все герои были дружные.
Воспитатель: Ребята напомните, как они встали друг за другом?
Дети: «Мышка за кошку, Жучка за кошку, кошка за внучку, внучка за бабку, бабка за детку, детка за репку и вытянули репку»
Достают предмет 2.Теремок
Воспитатель: Какая сказка?
Дети: «Теремок»
Воспитатель: Ребята, а в сказки «Теремок» герои ссорились?
Дети: Нет. Они были добрые, всех впускали в теремок.
Воспитатель: Какие слова говорили герои сказки «Теремок»?
Дети: «Кто, кто в теремочки живет, кто, кто в невысоком живет?»
Воспитатель: Ребята, что произошло в конце сказки «Теремок»?
Дети: Медведь развалил теремок.
Воспитатель: Звери рассердились на медведя?
Дети: Нет они разбежались…а потом построили теремок все вместе заново.
Достают предмет 3.Лисичка.
Лисичка говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочком…. »
Воспитатель: Какая сказка?
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Ребята, а в сказки герои ссорились?
Дети: Да лисичка выгнала зайку из избушки
Воспитатель: Лисичка хорошо сделала?
Дети: Нет плохо.
Воспитатель: Ребята, а кто же зайке помог?
Дети: Зайке помог петушок, он прогнал лису.
Воспитатель: Какие слова говорил петух, когда выгонял лису?
Дети: «Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!»
Воспитатель: Как зажили петух и заяц в домики?
Дети: Стали жить – поживать дружно.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы все сказки знаете. Скажите, а кто дома у вас самый любимый, ласковый друг?
Дети: Мама
Речевая игра с имитацией движений «Мама и ее детеныши»
Воспитатель в роли мам животных, дети имитируют детенышей животных
Воспитатель: Я мама с маленьким хвостиком и длинными ушами, немного трусишка я мама (зайчиха), а вы маленькие (зайчата), где живут? (В лесу, под кустом, дикое животное)
Воспитатель: Я мама с рогами и даю молока, я мама (корова), а вы (телята) (му) где живут? (на ферме, домашнее животное)
Воспитатель: Я мама косолапая, неуклюжая, я мама (медведица), а вы (медвежата) где живут? (В лесу, в норе, дикое животное)
Воспитатель: Я мама хвост у меня колечком, живу под крылечком, Я мама (собака), а вы (щенята) (Гав) где живут? (рядом с человеком, в конуре, домашнее животное)
Воспитатель: Я мама с пушистым хвостом и с кисточками на ушках, я мама
(белка), а вы (бельчата) где живут? (В лесу, в дупле, дикое животное)
Воспитатель: Вы так меня порадовали своими знаниями. Идем дальше с нашим солнечным лучиком. Ребята, а хотите, расскажу вам один секрет, чтобы никогда не сориться нужно уметь говорить ласковые слова и улыбаться.
Словесная игра «Улыбка»
В круг скорее становитесь
И улыбкой поделитесь.
На соседа посмотрите
И ему вы улыбнитесь.
На соседа посмотрите
Руку дружбы протяните.
А поможет нам необычный кубик с картинками. Будим прокатывать кубик со словами: «Крутись, вертись, на бочок ложись», что вы сейчас увидели? Назвать, что показал кубик, а затем сказать ласково.
Дидактическая игра с кубиком «Скажи ласково»:
Солнце – солнышко
Дождь – дождик.
Трава – травка, травушка
Птица – птичка
Цветок – цветочек
Лист – листочек
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все знаете. Лучик расскажет ветерку и солнышку о ласковых словах и улыбках. Еще одна игра, чтобы ветерок и солнышко знали, что есть у нас в группе.
Дидактическая игра «Назови общим словом»
(На столах расставлены тарелочки и контейнеры с предметами, для каждого из детей рассмотреть их и назвать их общим словом)
Воспитатель: Молодцы ребята, все назвали правильно.
3.Заключительная часть
Итог:
Воспитатель: Молодцы ребята, вы согласны со мной ребята! Я думаю, что солнышка обязательно теперь подружатся! Все просто молодцы!
Воспитатель: Какие задания мы с вами выполняли? Вам понравилось задания? Что понравилось?
Ответы детей
Воспитатель. Что было трудным для вас? Почему?
Ответы детей
Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, все были активные, дружные и это нам помогло выполнить задания.
Воспитатель. Смотрите, солнышко нам, что то оставило, что это?
Ответы детей (Красивая коробочка)
Воспитатель. Посмотрим, что же в коробочке, а там разноцветные лучики, что бы мы смогли порадовать себя. И еще записка со словом волшебным «СПАСИБО».
Упражнение «Салют из солнечных лучиков для настроения»
Возьмите по 2 полоски, которые вам нравятся. Встаньте в круг и на раз, два, три запустим наш салют радости. Раз, два, три салют радости лети! (дети запускают салют, затем кричат «Ура» и хлопают в ладоши).
Список используемой литературы:
- Сомкова О.Н. «Образовательная область «Речевое развитие», спб детство-пресс 2019г;
- Нищева Н.В. «Развитие связной речи детей дошкольного возраста», Методические рекомендации. ФГОС Детство-ПРЕС, 2021 г.;
- Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», СФЕРА, 2019г.;
- «Развитие речи детей 3-5 лет.»/Под ред. О. С. Ушаковой Программа, конспекты занятий, методические рекомендации, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНР, 2019г.;
- Микхиева, Мартин: Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников
- Федеральный государственный образовательный стандарт // Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной НОД с детьми второй младшей группы по художественно-эстетическому, познавательному и физическому развитию "Спешим на помощь Солнышку"
Образовательная деятельностьс детьми второй младшей группыпо художественно-эстетическому, познавательному и физическому развитию, через здоровьесберегающие технологии«Спешим на помощ...
Конспект и презентация по ФЭМП в подготовительной группе "На помощь солнышку"
Адресат разработки: дети подготовительной к школе группыТема презентации: «Весна»Жанр разработки: Презентация Power PointЗадачи презентации:1.Спос...
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "На помощь солнышку"
Цели и задачи:1. Обучающие:— выявить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года;— совершенствовать умение находить место числа в ряду, прямой и обратный счет д...
Конспект образовательной деятельности по математическому развитию для подготовительной группы на тему: " На помощь солнышку"
В этом занятии говорится о том, как дети помогают спасать солнышко и идут ему на помощь....
Презентация к занятию образовательной деятельности по математическому развитию на тему: " На помощь солнышку".
В этой презентации детям предлагается помочь солнышку....
Презентация к занятию образовательной деятельности по математическому развитию на тему: " На помощь солнышку".
Дети идут на помощь солнышку...