"Помощь солнышку".
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Саргина Кристина Александровна

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pomoshch_solnyshku.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Солнышко»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Помощь солнышку»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

Речевое развитие

    Выполнила:

Саргина Кристина Александровна

воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Стр.

1.

Пояснительная записка………………………………………….

3

2.

Конспект занятия……………………...

4 - 8

3.

Список литературы………………………………………………

9

4.

Приложение………………………………………………………

Пояснительная записка

    Требования ФГОС одним из приоритетных направлений образования ставят речевое развитие человека. А именно это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Дошкольное образование как ступень начального образования в полном объеме должно отвечать запросам государства и, следовательно, направлять образовательный процесс в этом же русле. Но как же маленькому дошкольнику объяснить сложные процессы, происходящие в обществе, рассказать о мире людей, людских поступках, помочь разобраться в человеческих взаимоотношениях? Хорошим средством для этого являются литературные произведения. Из сказок и рассказов ребенок может почерпнуть многое об обществе, мире людей, характерах и поступках.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется речевому развитию детей.  А именно владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаряразвитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речиразвитие речевого творчестваразвитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Представленная образовательная деятельность учит детей самостоятельно думать, иметь и высказывать свою точку зрения, творчески рассуждать, выполнять творческие задания.

  1. Организационная информация

Примечание

1.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие 

2.

Вид деятельности детей

Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

  1. Методическая информация

1.

Тема  занятия

«Помощь солнышку»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Игровые:

- словесная игра  «Улыбка»,

-дидактическая игра  «Сравни и назови»,

-дидактическая игра Чудесный мешочек «Отгадай сказку по предмету»,

-дидактическая игра «Назови общим словом»,                              

- речевая игра с имитации движений «Мама и ее детеныши»,

- дыхательное упражнение «Ветерок»,

-дидактическая  игра с кубиком  «Скажи ласково»,

-упражнение «Салют из солнечных лучиков».

Словесные:

- ответы детей на вопросы педагога,

- вопросы педагога,

- чтение стихотворных фраз,

-загадки,

-педагогическая оценка.

Наглядные:

- чудесный мешочек с разными предметами,

- кубик с картинками,

- карточки - картинки с разными заданиями,

- палочки «Ветерки»,

- разноцветные полоски для «салюта настроения»

- письмо от солнышка

-солнечные лучики

Практические:

- словесная игра  «Приветствие»,

-дидактическая игра  «Сравни и назови»,

-дидактическая игра Чудесный мешочек «Отгадай сказку по предмету»,

-дидактическая игра «Назови общим словом»,                              

- речевая игра с имитации движений «Мама и ее детеныши»,

- дыхательное упражнение «Ветерок»,

-дидактическая  игра с кубиком  «Скажи ласково».

-упражнение «Салют из солнечных лучиков».

Поисковые: (варианты ответов: почему  так светло в группе?)

3.

Интеграция образовательных областей

Социально – коммуникативное развитие: развитие эмпатии (чувства сопереживания), отзывчивости, дружеских взаимоотношений.

Художественно - эстетическое развитие: развитие актерское мастерство: подражать повадкам животных и развивать двигательные умения детей.

4.

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей направленности для детей 3-4лет

5.

Цель:

Закрепить  и обобщить  полученные знания детей в течении года в образовательной области речевое развитие, в процессе включения разнообразных игровых заданий.

6.

Задачи:

6.1

Закреплять умение детей в совершенствовании грамматического строя речи правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; использовать в речи простое распространенное предложение.

6.2

Продолжать развивать умения:

 - диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения;

- монологической речи: по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений;

- речевую активность детей (ответы на вопросы воспитателя по содержанию ранее прочитанных произведений) воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок

-  правильного речевого дыхания; - понимания значений обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель;

-познавательные процессы (мышление, память, воображение).

6.3

Продолжать воспитывать личностные качества каждого ребенка:  устойчивый интерес к речевому развитию, целеустремленность, активность, внимание, самостоятельность, любознательность, умение строить простейшие выводы.

7.

Планируемые результаты:    

7.1

Сформированы знания в совершенствовании грамматического строя речи правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; использовать в речи простое распространенное предложение.

7.2

Способен самостоятельно

-отвечать на вопросы и обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения;

- по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3—4-х предложений;

- воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок

-  понимать значение обобщающих слов: игрушки, одежда, посуда, мебель;

- познавательные процессы (мышление, память, воображение).

7.3

Испытывает потребность в речевом развитии, способен слушать и сопереживать, умение строить простейшие выводы.

8.

Организация среды для проведения занятия

Колокольчик; игрушка «Солнышко»; «волшебный солнечный лучик»; мнемодорожка о солнышке; палочки - «ветерки»; Чудесный мешочек со сказочными персонажами (домик, лисичка, репка); кубик с предметами: солнце, дождик, трава, птица, цветок, лист; контейнеры с разными предметами посуда, игрушки, одежда, мебель; коробка с разноцветными полосками.

9.

Подготовка к занятия в режимные моменты или в другой образовательной деятельности

Чтение сказок «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка»; дидактические игры по речевому развитию, составление рассказов по мнемодорожке о предметах.

Конспект занятия

I.

Вводная часть

5 мин

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель созывает детей в круг, используя колокольчик и короткое стихотворение. Дети вместе с воспитателем приветствуют  гостей и друг другом улыбкой.

Воспитатель вносит солнышко. Солнышко просит детей разрешить спор, кто важнее и помирить ее с другом Ветерком.

1.2

Мотивация деятельности детей

Солнышко просит помирить ее со своим другом ветерком.

Давайте дружно скажем: Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! И все у нас получится.

1.3

Целеполагание

Помочь Солнышку и Ветерку помириться

II.

Основная часть:

20 мин

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Вспомнить все, что изучили  ранее:  сказки, дидактические и словесные игры.

2.2

Самостоятельная деятельность детей на занятии

Дидактическая  игра «Назови общим словом» рассмотреть предметы в тарелочках и назвать их общим словом

III.

Заключительная часть

5мин

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель:  Вам понравилось задания, которые Вам приготовило солнышко? Что понравилось? Какие задания мы с вами выполняли?  Ответы детей                         Воспитатель. Что было трудным для вас? Почему? Ответы детей                                                                              Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, все были активные,  дружные и это нам помогло выполнить задания.

IV.

Дальнейшая разработка темы

Пополнять знания  детей дидактическими играми и упражнения по речевому развитию.

        

Приложение 1

Сценарный конспект итогового занятия

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Организационный момент.

Воспитатель звенит колокольчиком. Просит детей встать в круг. 

Мой колокольчик звенит, заливается,

И ребята вокруг собираются.

Мой колокольчик звенит и звенит,

Всем ребятам в кружок встать велит.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними  поздороваемся,  улыбнёмся  им (дети здороваются и ласково улыбаются).

2. Основная часть:

Воспитатель вносит в группу солнышко

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Ответы детей (солнышко)

Солнышко:  Здравствуйте ребята, я веселое, улыбчивое солнышко. Как у Вас светло в группе, а скажите, почему у нас так светло?

Ответы детей (включили свет, светло от солнышка)

Солнышко: Правильно мои солнечные лучики светят и у Вас в группе светло.

Я каждый день заглядываю к вам в группу и вижу, как Вы занимаетесь, много играете. И уже многому научились.  Помогите мне пожалуйста. Мы с моим другом Ветерком поспорили, кто важнее, каждый думает, что он самый главный. Не можем решить и теперь не дружим с ним. Ребята, помогите нам помириться. Я думаю, Вы поможете нам.  Я оставлю  Вам свой солнечный лучик. А мне пора освещать все вокруг. Спасибо ребята! До свидания!

Воспитатель: Ребята, поможем Солнышку и Ветерку помириться?

Дети: Да

Воспитатель:  Давайте дружно скажем: Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! И все у нас получится. Солнечный лучик нам будет в помощь.

Воспитатель:  Ребята, давайте рассмотрим картинку солнышко.

Дидактическая  игра «Сравни и назови» .

Солнышко какое?  - желтое, золотистое, лучистое   как (одуванчик…..)

Солнышко,  какое по форме? - круглое, как (мячик….) 

Солнышко если мы на него посмотрим? – Яркое,  ласковое, как (мама….)

Солнышко румяное, теплое как (блинчик….)

Какую пользу приносит солнышко? - Освещает и согревает все вокруг.

Воспитатель: Ребята вы такие молодцы, все знаете о солнышке. Мы так много говорили с вами  о солнышке, что как то стало жарко, нужно немного охладиться, поиграем в дыхательное упражнение «Ветерок»

(каждый из детей берут палочки –«ветерки» и дуют сначала коротким выдохом, затем длинным)

Воспитатель:  Ребята, а какую пользу приносит ветерок человеку?

Дети: разгоняет облака, приносит свежесть.

Воспитатель:  Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов.

Воспитатель:  Ребята, мы можем без солнышка?

Дети: Нет

Воспитатель:  А без ветра?

Дети: Нет

Воспитатель:  Тогда нам нужно их обязательно помирить. Давайте вспомнить нашу мирилку.

Хватит нам уже сердиться, веселиться все вокруг

Поскорей давай мириться, ты- мне друг

И ты мне друг, мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

Воспитатель:  Солнечный лучик обязательно расскажет солнышку и ветерку, про нашу мирилку. Ребята, смотрите солнечный лучик нашел мешочек.

Чудесный мешочек  дидактическая  игра  «Отгадай сказку по предмету»

Воспитатель:  Сейчас посмотрим, что в мешочке. (Из «чудесного мешочка» дети достают по одному предмету из знакомых сказок, дети должны назвать сказку). 

Достают предмет 1.Репка

Воспитатель: Какая сказка? 

Дети: Репка

Воспитатель: Ребята, а в сказки «Репка» герои ссорились?

Дети: Нет

Воспитатель: Что им помогло вытянуть репку? А какие они были?

Дети: Все герои были дружные.

Воспитатель: Ребята напомните, как они встали друг за другом?

Дети: «Мышка за кошку, Жучка за кошку, кошка за внучку, внучка за бабку, бабка за детку,  детка за репку и вытянули репку»

Достают предмет 2.Теремок

Воспитатель: Какая сказка? 

Дети: «Теремок»

Воспитатель: Ребята, а в сказки «Теремок» герои ссорились?

Дети: Нет. Они были добрые, всех впускали в теремок.

Воспитатель: Какие слова говорили герои сказки «Теремок»?

Дети: «Кто, кто в теремочки живет, кто, кто в невысоком живет?»

Воспитатель: Ребята, что произошло в конце  сказки «Теремок»?

Дети: Медведь развалил теремок.

Воспитатель: Звери рассердились на медведя?

Дети: Нет они разбежались…а потом построили теремок все вместе заново.

Достают предмет 3.Лисичка.

Лисичка говорит:  «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочком…. »

Воспитатель: Какая сказка? 

Дети: «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Ребята, а в сказки герои ссорились?

Дети: Да лисичка выгнала зайку из избушки

Воспитатель: Лисичка хорошо сделала?

Дети: Нет плохо.

Воспитатель:  Ребята, а кто же зайке помог?

Дети: Зайке помог петушок, он прогнал лису.

Воспитатель:  Какие слова говорил петух, когда выгонял лису?

Дети: «Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!»

Воспитатель:  Как зажили петух и заяц в домики?

Дети: Стали жить – поживать дружно.

Воспитатель: Ребята,  вы такие молодцы все сказки знаете. Скажите, а кто дома у вас самый любимый, ласковый друг?

Дети: Мама

Речевая игра с  имитацией движений «Мама и ее детеныши»

Воспитатель в роли мам животных, дети имитируют детенышей животных

Воспитатель: Я мама  с маленьким хвостиком и длинными ушами, немного трусишка я мама (зайчиха), а вы  маленькие (зайчата), где живут? (В лесу, под кустом, дикое животное)

Воспитатель: Я мама  с рогами и даю молока, я мама (корова), а вы  (телята) (му) где живут? (на ферме, домашнее животное)

Воспитатель: Я мама косолапая, неуклюжая, я мама  (медведица), а вы (медвежата) где живут? (В лесу, в норе, дикое животное)

Воспитатель: Я мама  хвост у меня колечком, живу под крылечком, Я мама  (собака), а вы  (щенята) (Гав) где живут? (рядом с человеком, в конуре, домашнее животное)

Воспитатель: Я мама с пушистым хвостом и с кисточками на ушках, я мама

(белка), а вы (бельчата) где живут? (В лесу, в дупле, дикое животное)

Воспитатель:  Вы так меня порадовали своими знаниями. Идем  дальше с нашим  солнечным лучиком. Ребята, а хотите, расскажу вам один секрет, чтобы никогда не сориться нужно уметь говорить ласковые слова и улыбаться.

Словесная игра  «Улыбка»

В круг скорее становитесь

И улыбкой поделитесь.

На соседа посмотрите

И ему вы улыбнитесь.

На соседа посмотрите

Руку дружбы протяните.

А поможет нам  необычный кубик с картинками. Будим прокатывать кубик со словами: «Крутись, вертись, на бочок ложись», что вы сейчас увидели? Назвать, что показал кубик, а затем сказать ласково. 

Дидактическая  игра с кубиком  «Скажи ласково»:

Солнце – солнышко

Дождь – дождик.

Трава – травка, травушка

Птица – птичка

Цветок – цветочек

Лист – листочек

Воспитатель:  Молодцы ребята, вы все знаете. Лучик расскажет ветерку и солнышку о ласковых словах и улыбках. Еще одна игра, чтобы ветерок и солнышко знали, что есть у нас в группе.

Дидактическая  игра «Назови общим словом»

 (На столах расставлены тарелочки и контейнеры с предметами, для каждого из детей  рассмотреть их  и назвать их общим словом)

Воспитатель:  Молодцы ребята, все назвали правильно.

3.Заключительная часть

Итог:

Воспитатель:  Молодцы ребята, вы согласны со мной ребята! Я думаю, что солнышка обязательно теперь подружатся! Все просто молодцы!

Воспитатель:  Какие задания мы с вами выполняли?  Вам понравилось задания? Что понравилось?

Ответы детей

Воспитатель. Что было трудным для вас? Почему?

Ответы детей

Воспитатель. Вы, ребята, молодцы, вы, все были  активные,  дружные и это нам помогло выполнить задания.

Воспитатель. Смотрите, солнышко нам, что то оставило, что это?

Ответы детей (Красивая коробочка)

 Воспитатель. Посмотрим, что же в коробочке, а там разноцветные лучики, что бы мы смогли порадовать себя. И еще записка со словом волшебным «СПАСИБО».

Упражнение «Салют из солнечных лучиков для настроения»

Возьмите по 2 полоски, которые вам нравятся. Встаньте в круг и на раз, два, три запустим наш салют радости. Раз, два, три салют радости лети! (дети запускают салют, затем кричат «Ура» и хлопают в ладоши).

Список используемой литературы:

  1. Сомкова О.Н. «Образовательная область «Речевое развитие», спб детство-пресс 2019г;
  2. Нищева Н.В. «Развитие связной речи детей дошкольного возраста», Методические рекомендации. ФГОС Детство-ПРЕС, 2021 г.;
  3. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», СФЕРА, 2019г.;
  4. «Развитие речи детей 3-5 лет.»/Под ред. О. С. Ушаковой Программа, конспекты занятий, методические рекомендации, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНР, 2019г.;
  5. Микхиева, Мартин: Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт // Вестник образования. – Просвещение, 2013. - № 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД с детьми второй младшей группы по художественно-эстетическому, познавательному и физическому развитию "Спешим на помощь Солнышку"

Образовательная деятельностьс детьми второй младшей группыпо  художественно-эстетическому, познавательному  и физическому развитию, через здоровьесберегающие  технологии«Спешим на помощ...

Конспект и презентация по ФЭМП в подготовительной группе "На помощь солнышку"

Адресат  разработки:  дети подготовительной к школе группыТема  презентации:  «Весна»Жанр  разработки:  Презентация Power PointЗадачи  презентации:1.Спос...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе "На помощь солнышку"

Цели и задачи:1. Обучающие:— выявить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в течение учебного года;— совершенствовать умение находить место числа в ряду, прямой и обратный счет д...

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию для подготовительной группы на тему: " На помощь солнышку"

В этом занятии говорится о том, как дети помогают спасать солнышко и идут ему на помощь....