Методическое пособие «Сказки разные важны, сказки детям так нужны»
методическая разработка по развитию речи
Целью данного пособия является разработка и апробация в условиях детского сада комплекса занятий с использованием сказок , способствующие развитию процессов мышления детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
region.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивкшка»
Методическое пособие
«Сказки разные важны, сказки детям так нужны»
Воспитатели : Е.И.Зубачёва .
Г.Новый Уренгой
2022 год
Целью данного пособия является разработка и апробация в условиях детского сада комплекса занятий с использованием сказок , способствующие развитию процессов мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к сочинению сказок и творческих рассказов.
2. Подводить детей к созданию выразительного образа.
3. Расширять представления детей об окружающих их предметах. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в сказочном представлении.
4.Расширять творческое мышления и креативный подход дошкольников в процессе участия в разыгрывании сказок, сочинении сказок, разыгрывания ситуаций
Структура каждого (двухчасового) занятия была следующая:
1) сказочное приветствие друг друга, краткое введение в занятие,
постановка задачи;
2) чтение вслух или рассказывание (пересказ) взрослым сказки;
3) обсуждение сказки, обозначение основных ключевых (смысло-
вых моментов сказки) или составление плана сказки (с одновремен-
ным пересказом или после него);
4) постановка конкретных задач и заданий дошкольникам;
выполнение работы в группах, микрогруппах, в парах или индивидуально;
представление планов сказок, инсценировок, рисунков, макетов и др., обсуждение сказок, решение задач и выполнение заданий, предложенных взрослым, и т.д.;
обсуждение работы в проекте;
8) завершение занятия ритуалом прощания друг с другом.
Формирующий этап исследования состоял из двух этапов – подготовительного и основного. На первом этапе систематически выполнялись игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служило своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретали большую уверенность и управляемость. Дети начинали легче переключаться с одного движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.
На этом этапе также вводились игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, логики речи.Мы использовали любимые в детском возрасте сказки о животных. Например, на одном из занятий с дошкольниками предлагаем перечитать финальную часть сказки С. Михалкова «Три поросенка».
После прочтения задаем дошкольникам следующие вопросы:
Как повели себя Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Почему поросята испугались волка?
Как бы ты повел себя на их месте? Испугался бы ты волка? Вспомни ситуации, когда тебе бывало страшно. Чего ты боялся? (Рассуждения ребенка о собственных страхах часто позволяют преодолеть их: он учится говорить о неприятном, болезненном, которое перестает казаться таким ужасным.)
Что произошло с волком? Жалко ли тебе его?
4. Почему волк хотел съесть трех поросят?
5. Придумай продолжение сказки «Три
поросенка».
Всегда ли волк страшный?
Знаешь ли ты какие-нибудь сказки, в которых волк нестрашный?
На втором занятии читаем детям отрывок из русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».
После прочтения отрывка из сказки предлагаем детям ответить на следующие вопросы:
Каким ты представляешь волка - героя этой сказки?
Кто из героев хитрее? Как ведет себя волк по отношению к лисе? Почему?
Нарисуй волка и лису. (Рисунок помогает самовыражению ребенка.)
Таблица 6
Содержание занятий по развитию процессов мышления дошкольников старшего возраста в процессе использования сказок
Занятия | Цели и задачи занятий | Содержание занятий | |
Занятие 1 | Цель занятия – развивать творческое мышление и воображение, умение рассказывать, пересказывать текст .вносить новые элементы в сюжет знакомого произведения | Беседа; Сочинение сюжета детьми | |
Занятие 2 | Чтение и анализ сказки «лисичка сестричка и серый волк» | ||
Занятие 3 | Развитие творческого мышления при прочтении и анализе финальной части сказки «теремок» | ||
Занятие 4 | Развитие мышления и воображения при анализе сказки Л.Н.Толстого «Три медведя» | ||
Занятие 5 | Цель занятия: развитие творческого мышления дошкольников, развитие способностей к мимике и пантомимике, умений выражать настроение эмоциями | 1.Настольная театрализованная игра «Петушок и кот» 2.Этюд «Под дождиком» 3. Упражнения на развитие мимики | |
Занятие 6 | Цель: развитие умений сочинять сказки, выражать эмоциональное настроение в процессе элементов театрализованных игр, обучение элементарным навыкам жестикуляции | 1.Игра «Цветные сказки» 2. Этюд « Капельки» 3.Упражнения на обучение жестам | |
Занятие 7 | Цель: развитие ассоциативного воображенияи творческого мышления эмоциональной отзывчивости, развитие пантомимики | 1.Игра «Если бы…» 2.Этюд «Под дождиком» 3.Развитие пантомимики | |
Занятие 8 | Цель: развитие творческого воображения, формирование и совершенствование способностей придумывать и разыгрывать ситуации, формировать умение управлять куклой-бибабо, развитие речевого дыхания. | 1.Игра «Изобретатели» 2.Этюд «Ежи» 3.Развитие речевого дыхания | |
Занятие 9 | Цели: учить детей различать основные эмоции: радость, гнев, печаль, спокойствие, боль, равнодушие; развивать умение передавать с помощью мимики, жестов различные эмоциональные состояния; развивать творческое воображение, фантазию. | Театрализованная игра «Путешествие в страну Настроений»: Игра: “Разные настроения” игра: “Облака” Игра: “Сочини сказку” Игра: “Забавные гномы” | |
Занятие 10 | . Развивать смекалку, любознательность, творчество на эмоционально-чувственной основе, развивать наблюдательность и выдумку. | Театрализованная игра «Кошка в гостях у ребят». | |
Занятие 11 | Цель: учить детей слушать сказку, участвовать в инсценировании и драматизации отдельных эпизодов; формировать интонационную выразительность речи; детей 4-5 лет учить пересказу. | Театрализованная игра-инсценировка «Маша и медведь». | |
Занятие 12 | Цели занятия: Воспитывать навыки общения со взрослыми и сверстниками, устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. | Театрализованная игра-драматизация «Непослушный колобок» Методические приемы: Пальчиковые игры. Загадывание загадок. Ритмические игры. Пение песенок. Музыкальные игры. Вопросы. Кукольный театр. | |
Занятие 13 | Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться детей в пространстве группы, строить ролевой диалог. Учить запоминать и говорить слова сказки в соответствии с выбранной ролью. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству. | Театрализованная игра «В гостях у сказки» (по мотивам сказки «Теремок») | |
Занятие 14 | Цели: Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». | Игра-драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» | |
Занятие 15 | Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ; побуждать к выразительности в этюдах | игра-путешествие «Удивительный мир сказок» | |
Занятие 16 | Цели и задачи: Совершенствовать исполнительные умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации. Расширять представления детей об окружающей действительности. | «Сказка про Зайчишку» | |
Занятие 17 |
| «Красная шапочка» (по мотивам сказки Ш. Перро) | |
Занятие 18 |
| Игра-драматизация «Репка» (По мотивам русской народной сказки) |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. – с. 5-11
- Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 2009. - №1.- с. 11-23
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2009.- 187 с.
- Артёмова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артёмова. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с..
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001
- Белова Е. и др. Исследование особенностей развития творческого мышления у детей 5- 6 лет // Школа здоровья. – 2000. - №1. – С. 8 – 15.
- Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособ. для студ. выш. учеб. заведений / В.Н. Белкина. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2005. – 256 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2000. – 347 с.
- Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.Р. Болотина, Т.С.Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академия, 2005. – 240 с.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
- Бочкарёва, Л.П. Театрально - игровая деятельность дошкольников [Текст] : метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию/ Л.П.Бочкарёва.- Ульяновск: ИПКПРО, 2007.- 206 с.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., испр. и доп. СПб: ЛОИРО, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактическая игра "Машины разные нужны, машины разные важны" (для детей 4-5лет)
познакомить детей с разным видом транспорта;- познакомить с профессиями людей, работающих на разных видах транспорта;- закреплять понятия «наземный» «подземный» «водный» «Воздушный» транспорт;- закреп...
Папы разные важны, папы детям всем нужны!
Простой житейский опыт показывает нам, что многие мужчины вполне способны обеспечить полноценный уход и заботу о ребенке самостоятельно.В данной статье речь пойдет о той роли, которую играют папы и ли...
Конспект НОД «Профессии разные нужны, профессии разные важны» для детей 5-6 лет.
Закрепление знаний детей о профессиях. Воспитание интереса к различным профессиям....
Сценарий викторины по правилам дорожного движения: «Знаки разные нужны, знаки разные важны!» для детей старшей группы.
Викторина ПДД(старшая группа)Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники! Сегодня мы отправимся на викторину! (Музыкально – ритмическая композиция «Если с другом вышел в путь»...
Викторина «Сказки разные нужны, сказки разные - важны»
Викторина разработана в виде презентации для детей средней группы.Цель: Закрепление знаний детей о сказках...
Мамы разные нужны, мамы разные важны. для детей 2-ой младшей группы (досуг ко дню матери)
Мамы разные нужны, мамы разные важны.для детей 2-ой младшей группы(досуг ко дню матери)...
Многофункциональное дидактическое пособие «Куклы разные важны, куклы разные нужны»
У современных детей, «благодаря» информационному прогрессу, снизился интерес к живому общению, практически исчезла потребность в играх –драматизациях, что неизбежно ведёт к отставани...