Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка».
Составила :Поздеева Ю. А.
Образовательные области: - Речевое развитие;
- Социально — комуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Тема занятия: "Зимушка"
Возрастная группа: Старшая
Цель занятия: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи занятия:
Обучающая:
-обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холодно, сильный ветер, земля покрылась снегом, а реки и озёра – льдом);
-расширение кругозора детей.
-совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными: мороз-морозная, снег – снежная;
Развивающая:
-развитие свободного общения с взрослым и сверстниками;
- развивать речевое дыхание, плавность и силу выдоха;
Дополнительные задачи:
—воспитание дружеских взаимоотношений между детьми:
Физическое развитие:
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
— закреплять умение координировать речь с движением,
Художественно-эстетическое развитие:
—привлекать детей к созданию предметных композицийми.
Словарная работа: Снегопад, зима пуховая — пушистая, непробудным.
Планируемы результат: Обогащение знаний детей о зиме и зимних забавах
Подготовительная работа: Разработка конспекта звнятия. Подготовка дидактического и методического материала. Оборудования и инвентаря.
Материалы и оборудование: Катинка «Солнышко», дидактическая игра «Найди отличие», Картина «Зима», снежки, карзинка, снежинка, посылка, письмо, книга, обруч, белая простынь (сугроб).
Ход НОД:
Коммуникативная игра «Наше солнышко проснулось»
(воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки):
«Наше солнышко проснулось
Улыбнулось, потянулось
Нас лучом пощекотало:
«С добрым утром», — нам сказало!»
Воспитатель, обращаясь к детям: «Доброе утро, Ребята! Давайте мы с вами познакомимся?»
Игра со снжком «Знакомство»
Воспитатель: Дети давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки -
Серебристые. (Снежинки.)
Вот веселье для ребят -
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
Воспитатель: О каком времени года идёт речь?
Дети: О зиме.
Воспитатель: Почему вы так думаете? (ответы детей). Правильно, о зиме.
Воспитатель: Послушайте стихотворение поэта Ивана Суриков.
Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
-вопросы по стихотворению:как вы понимаете слова"точно пеленою",что за шапки чудные на деревьях,"непробудно" (глубокий сон)и т. д.
Воспитатель предлагает детям посмотреть на картину «Зима» и вспомнить приметы зимы.
Ответы детей:
•Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.
•Стало холодно.
•На улице мороз.
•Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.
•Ночи стоят длинные, а дни — короткие.
•Люди надели тёплую зимнюю одежду.
•Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
Воспитатель: молодцы.
Словесная игра «Какая зима».
Далее воспитатель предлагает пройти к разложенным на полу вокруг обруча снежкам, А сейчас мы с вами поиграем в слова. Я буду говорить каждому из вас зимнее слово, а вы придумаете, какая бывает зима, и бросите снежок в обруч:
Мороз- значит зима Морозная
снег — снежная
ветер — ветренная
Холод — холодная
Лед — леднная
Вьюга — вьюжная
Метель — метельная
Пух — пуховая, пушистая
Стужа — студенная
Сказка — сказочная
Волшебство - волшебная
Воспитатель: Правильно, молодцы.
II. Основная часть.
Неожиданно стук в дверь и передают посылку.
Воспитатель: Дети нам передали посылку, давайте откроем и посмотрим что внутри, здесь книга и письмо, написано: Детям от Зимы, давайте его прочитаем.
Зима: — Здравствуйте дети, я Зима.
Я наблюдаю за вами в своё волшебное зеркало и рада, что вы знаете, какая я бываю. Особенно мне понравилось, что считаете меня сказочной и волшебной. Поэтому я приготовила для вас волшебный сюрприз. А чтобы получить его, вам нужно выполнить задания. Для этого я отправляю вам волшебный книгу с заданиями. Следуйте по ней. А мне пора свои зимние владения обходить.
Воспитатель: — Зима приготовила для вас сюрприз и задания. Давайте заглянем в книгу и узнаем какие задания приготовила для нас Зима.
Дыхательная гимнастика «Снежинки».
Воспитатель: — В книге указано что нам нужно найти карзинку.
Находит.
Что в ней находится? Угадайте:
«Странные звёздочки с неба упали
Мне на ладонь,
Легли и пропали».
Дети: — это снежинки.
Воспитатель: — Сейчас вы превратитесь в ветер, который будет дуть на снежинки.
Воспитатель раздает снежинки и даёт чёткие инструкции по правильному выполнению этого задания:
— держать снежинку пальчиками за кончик у рта,
— плечи не поднимать,
— щёки не надувать.
Затем кладут снежинку на ладошку и сильным коротким выдохом сдувают её.
После выполнения задания дети складывают снежинки в корзинку.
А сейчас мы выполним артикуляционную гимнастику, это зарядка для губ щек и язычка.
---Надуваем щечки попеременно
Пухлые щечки
У маленькой Воли
В морозный денек
Они алыми стали
---Горочка (Киска сердится)
Сделаю я горочку,
Горочку крутую
Будет эта горочка
У меня во рту
---А что бы кататься на горочке нам нужны саночки
Давайте сделаем саночки
(чащечка) держим считаю до 5
---А еще давайте изобразим язычком сосульку (иголочка)
5 раз
Воспитатель: — Давайте посмотрим что же на следующей странице?
Здесь вопрос.
Как называется явление, когда ветер дует так, что сдувает снежинки, кружит снег?
Дети: — Вьюга, метель, пурга.
Воспитатель: — Правильно. Когда вьюга воет, какой она издаёт звук?
Дети: уууу.
Воспитатель: Давайте изобразим вьюгу. Она воет сначала тихо, постепенно усиливается.
Дети приседают, тянут звук –У- сначала тихо, постепенно усиливая голос, поднимаются. И наоборот: тянут звук громко, постепенно приседая, тянут звук всё тише.
Воспитатель: — Теперь наоборот.
-O-?Воспитатель: А на этой странице загадка и послушайте её:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла. (снеговик)
А еще сдесь есть картинки, на ней снеговики, нужно найти отличие.
Дидактическая игра «Найди отличие»
Воспитатель: Молодцы. .
Физкультминутка-«Зимние забавы».
Воспитатель:
-Дети, все в кружок вставайте,
Игру скорее начинайте. (Дети встают в кружок).
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Воспитатель: Дети, у нас осталось последнее задание называется :«Картина зимы».
Вот что здесь написано:
«Картину зимы нарисуйте
Без красок и карандашей,
Словами её опишите
И станет всем веселей.»
Воспитатель:
Ребята, а как же нам нарисовать картину без красок и карандашей?
Посмотрите, на столе лежат картинки мы виберем подходящие и составим общую картину зимы.
Пельчиковая гиснастика «Мы во двор пошли гулять»
Воспитатель:— Дети выберите картинку, по которой каждый из вас составит свое предложение (дети составляют предложение по выбранной картинке).
Составили.
Воспитатель: — Молодцы.
1. Заключительная часть. Рефлексия.
«Сугроб»
Воспитатель: — Вот мы и добрались до сугроба.
.Воспитатель: —
- Какое задание понравилось?
- Что было труднее всего?
- Что нового узнали о зиме?
Воспитатель: — На сугробе лежит письмо. Его оставила нам зима.
Воспитатель: — прочитаем ее:
«К вам я в гости собиралась,
Но немного задержалась,
Отвлекли меня дела:
Метели, вьюги, холода.
Вы задания выполняли,
Дружно, весело играли.
Снова в гости к вам приду
В садик в будущем году.
А сейчас вы не скучайте
И подарки получайте.
ВАША ЗИМА».
Дети разрывают сугроб
Дети получают подарки от зимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._karta.docx | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
ФИО участника: Поздеева Юлия Александровна
Образовательные области: - Речевое развитие;
- Социально — комуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Тема занятия: "Зимушка"
Возрастная группа: Старшая
Цель занятия: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи занятия:
Обучающая:
-обогащение знаний детей об особенностях зимней природы (холодно, сильный ветер, земля покрылась снегом, а реки и озёра – льдом …);
-расширение кругозора детей.
-совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательными: мороз-морозная, снег – снежная;
Развивающая:
-развитие свободного общения с взрослым и сверстниками;
- развивать речевое дыхание, плавность и силу выдоха;
Дополнительные задачи:
—воспитание дружеских взаимоотношений между детьми:
Физическое развитие:
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
— закреплять умение координировать речь с движением,
Художественно-эстетическое развитие:
—привлекать детей к созданию предметных композицийми.
Словарная работа: Снегопад, зима пуховая - пушистая
Планируемы результат: Обогащение знаний детей о зиме и зимних забавах
Подготовительная работа: Разработка конспекта звнятия. Подготовка дидактического и методического материала. Оборудования и инвентаря.
Материалы и оборудование: Катинка «Солнышко», дидактическая игра «Найди отличие», Картина «Зима», снежки, карзинка, снежинка, посылка, письмо, книга, обруч, белая простынь (сугроб).
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапов | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный этап | Создание положительного эмоционального фона у детей, атмосферы доброжелательности, инициативности. | Игра на коммуникацию «Наше солнышко проснулось» (воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки): « Наше солнышко проснулось Улыбнулось, потянулось Нас лучом пощекотало: «С добрым утром», — нам сказало!» Воспитатель, обращаясь к детям: «Доброе утро, Ребята! Давайте мы с вами познакомимся?» Игра с мячем «Знакомство» | Воображаемая ситуация. Словесный метод | Приветствуют воспитателя. Принимают участие в игре. | Дети познакомились с воспитателем, настроены на работу. |
2. 2.1. 2.2. 2.3 3. | Основной этап Этап постановки проблемы Этап ознакомления с материалом Этап практического решения проблемы Заключительный этап | Познакомить с литературным произведением. Учить понимать смысл произведения и точно отвечать на вопросы. Описание картины. Активизировать в речи детей сложные предложения Формировать умение замечать самое главное, точно описыва. Активизировать в речи детей сложные Развивать мыслительные функции Снять статическое напряжение с мышц. улучшить кровообращение. укрепление мышц лица, языка, губ, щек. развивать умение последовательно рассматривать Активизировать речь детей. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. Упражнять детей в подборе определений к картинкам. Правильное составление предложений. Подвести итог НОД. Обобщить полученные детьми знания и умения. | Дети давайте поиграем в игру. Дидактическая игра «Доскажи словечко». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю. (Снег.) С неба всё скользят пушинки - Серебристые. (Снежинки.) Вот веселье для ребят - Всё сильнее. (Снегопад.) Все бегут вперегонки, Все хотят играть в. (Снежки.) Словно в белый пуховик Нарядился. (Снеговик.) Рядом снежная фигурка Эта девочка —. (Снегурка.) На снегу-то, посмотри - С красной грудкой. (Снегири.) Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил. (Снег.) Воспитатель: О каком времени года идёт речь? Воспитатель: Почему вы так думаете? (ответы детей). Правильно, о зиме. Воспитатель: Послушайте стихотворение поэта Ивана Сурикова. Зима Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле побелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы - И зима настала. -вопросы по стихотворению:как вы понимаете слова"точно пеленою",что за шапки чудные на деревьях,"непробудно" (глубокий сон)и т. д. Воспитатель предлагает детям посмотреть на картину «Зима» и вспомнить приметы зимы. Молодцы! Словесная игра «Какая зима». Предлагает пройти к разложенным на полу вокруг обруча снежкам. Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в слова. Я буду говорить каждому из вас зимнее слово, а вы придумаете, какая бывает зима, и бросите снежок в обруч: Воспитатель первый начинает игру и бросает снежок в обруч. Неожиданно стук в дверь и передают посылку. Воспитатель: Дети нам передали посылку, давайте откроем и посмотрим что внутри, здесь книга и письмо, написано: Детям от Зимы, давайте его прочитаем. Зима: — Здравствуйте дети, я Зима. Я наблюдаю за вами в своё волшебное зеркало и рада, что вы знаете, какая я бываю. Особенно мне понравилось, что считаете меня сказочной и волшебной. Поэтому я приготовила для вас волшебный сюрприз. А чтобы получить его, вам нужно выполнить задания. Для этого я отправляю вам волшебный книгу с заданиями. Следуйте по ней. А мне пора свои зимние владения обходить. Воспитатель: — Зима приготовила для вас сюрприз и задания. Давайте заглянем в книгу и узнаем какие задания приготовила для нас Зима. Воспитатель: — В книге указано что нам нужно найти карзинку. Находят. Что в ней находится? Угадайте: «Странные звёздочки с неба упали Мне на ладонь, Легли и пропали». Проводит дыхательную гимнастика «Снежинки». Воспитатель: — Сейчас вы превратитесь в ветер, который будет дуть на снежинки. Воспитатель раздает снежинки и даёт чёткие инструкции по правильному выполнению этого задания: — держать снежинку пальчиками за кончик у рта, — плечи не поднимать, — щёки не надувать. Затем кладут снежинку на ладошку и сильным коротким выдохом сдувают её. После выполнения задания дети складывают снежинки в корзинку. Проводение артикуляционной гимнастики: «Щечки», «Горочка», «Сосулька». Воспитатель: — Давайте посмотрим что же на следующей странице? Здесь вопрос. Как называется явление, когда ветер дует так, что сдувает снежинки, кружит снег? Воспитатель: — Правильно. Когда вьюга воет, какой она издаёт звук? Воспитатель: Давайте изобразим вьюгу. Она воет сначала тихо, постепенно усиливается. Воспитатель: А на этой странице загадка,послушайте её: Что за нелепый человек Пробрался в 21 век? Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла. (снеговик) А еще сдесь есть картинки, на ней снеговики, нужно найти отличие. Проводит дидактическую игру «Найди отличие» Воспитатель: Молодцы. . Физкультминутка- «Зимние забавы». Воспитатель: -Дети, все в кружок вставайте, Игру скорее начинайте. (Дети встают в кружок). Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны) Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой) Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз) Дворник улицу метёт, (Имитируют) Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд) Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся) Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют) И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки) Воспитатель: Дети, у нас осталось последнее задание называется :«Картина зимы». Вот что здесь написано: «Картину зимы нарисуйте Без красок и карандашей, Словами её опишите И станет всем веселей.» Воспитатель: Ребята, а как же нам нарисовать картину без красок и карандашей? Посмотрите, на столе лежат картинки мы виберем подходящие и составим общую картину зимы. Воспитатель:— Дети выберите картинку, по которой каждый из вас составит свое предложение (дети составляют предложение по выбранной картинке). Составили. Воспитатель: — Молодцы. «Сугроб» Воспитатель: — Вот мы и добрались до сугроба. Воспитатель: — - Какое задание понравилось? - Что было труднее всего? - Что нового узнали о зиме? Воспитатель: — На сугробе записка, прочитаем ее: «К вам я в гости собиралась, Но немного задержалась, Отвлекли меня дела: Метели, вьюги, холода. Вы задания выполняли, Дружно, весело играли. Снова в гости к вам приду В садик в будущем году. А сейчас вы не скучайте И подарки получайте. ВАША ЗИМА». Дети давайте разроем сугроб и посмотрим что там. Получают подарки от зимы. | Словесный, вопрос-ответ Чтение художественной литературы Демонстративный Сюрпризный момент Словестный метод Воображаемая ситуация Сюрпризный момент Игровой Воображаемая ситуация Словестный Демонстративный Игровой Поисковый Практический Демонстративный Сюрпризный момент Педагогическая оценка | Дополняют слова Отвечают, высказывают свое мнение Ответы детей:
Дети принимают активное участие в игре. Мороз — морозная Снег -снежная Ветер — ветренная Холод — холодная Лед — ледяная Вьюга — вьюжная Пух — пуховая, пушистая Стужа — Студенная Сказка — Сказочная Волшебство — волшебная Метель — метельная Дети с интересом смотрят что в посылке. Внимательно слушают что в написано письме С интересом дети ищут карзинку Отвечают : Это снежинки выполняют дыхательную, артикуляционную гимнастику Дети отвечают на вопрос (Вьюга, метель, пурга.) Имитируют звук (у-у-у) Дети приседают, тянут звук –У- сначала тихо, постепенно усиливая голос, поднимаются. И наоборот: тянут звук громко, постепенно приседая, тянут звук всё тише. Дети отгадывают загадку Находят отличия Выполняют физкультминутку Высказываю свое мнение. Предпологают Выберают картинки. Составляют предложения Слушают что написано в записке Обсуждают занятие Разрывают сугроб, находят подарки | Понимание смысла текста. Создание условий для восприятия материала Преобразоание слов. Снять статическое напряжение с мышц. улучшить кровообращение. укрепление мышц лица, языка, губ, щек. развивать умение последовательно рассматривать Активизировать речь детей. Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка Составляют олдностожные предложения. Умеют подбирать определения к картинкам. Осознание себя как участника познавательного процесса. Совершенствование речи детей. Позитивное настроение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима».
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить по...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима".
Комплекс игр, направлен на развитие речи у детей дошкольников....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема " Путешествие в царство " Зимушка- зима"
В ходе занятия дети путешествовали по " царству Зимушики- зимы". Они проговаривали скороговорки, отгадыали загадки, называли пословицы о зиме. Помогли зайчику собрать " ледяную" картину из околков и с...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Зимушка - зима"
Конспект содержит игры и упражнения, направленные на развитие речи по теме "Зима"....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
Конспект НОД по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Зимушка-зима"
Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях.Задачи:Образовательные: - Расширять словарный запас по теме; - Учить подбирать прилагательные к сущест...