Картотека
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека № 29
«Закончи предложение».
Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.
Описание: детям предложить закончить предложения:
• Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)
• Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)
• Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)
• Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу.)
• Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).
• Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).
• Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).
• Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).
• Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).
• Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).
Картотека № 30
«Режим дня».
Цели: активизировать речь детей; обогащать словарный запас.
Игровой материал и наглядные пособия: 8-10 сюжетных (схематических) картинок с изображением режимных моментов.
Описание: предложить рассмотреть картинки, а затем расположить их в определённой последовательности и объяснить.
Картотека № 31
«Кому угощение?».
Цель: развивать умение употреблять трудные формы существительных в речи.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением медведя, птиц, лошади, лисы, рыси, жирафа, слона.
Описание: воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать, кому что. Просит помочь. Предложить картинки с изображением медведя, птиц (гусей, кур, лебедей), лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона.
Вопросы: Кому мед? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?
Картотека № 32
«Назови три слова».
Цель: активизировать словарь.
Описание: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
- Что можно купить? (Платье, костюм, брюки.)
- Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать?
Что (кто) может скакать? И т. д.
Картотека № 33
«Кто кем хочет стать?».
Цель: развивать умение употреблять трудные формы глагола в речи.
Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные картинки с изображением трудовых действий.
Описание: детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта.) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками.) Детям предлагается придумать предложение со словом «хотим» или «хочу».
Картотека № 34
«Зоопарк».
Цель: развивать связную речь.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с животными, игровые часы.
Описание: дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:
1. Внешний вид.
2. Чем питается.
Для игры используются «игровые часы». Вначале крутят стрелку. На кого она укажет, тот начинает рассказ. Затем вращением стрелки определяют, кто должен отгадывать описываемое животное.
Картотека № 35
«Сравни предметы».
Цели: развивать наблюдательность; расширять словарь за счет названий деталей и частей предметов, их качеств.
Игровой материал и наглядные пособия: вещи (игрушки), одинаковые по названию, но отличающиеся какими- то признаками или деталями, например: два ведра, два фартука, две рубашки, две ложки и т. д.
Описание: воспитатель сообщает, что в детский сад принесли посылку: «Что же это?» Достает вещи: «Сейчас мы их внимательно рассмотрим. Я буду рассказывать об одной вещи, а кто-то из вас - о другой. Рассказывать будем по очереди».
Например:
- У меня нарядный фартук.
- У меня рабочий фартук.
- Он белого цвета в красный горошек.
- А мой - темно-синего цвета.
- Мой украшен кружевными оборками.
- А мой - красной лентой.
- У этого фартука по бокам два кармана.
- А у этого - один большой на груди.
- На этих карманах - узор из цветов.
- А на этом нарисованы инструменты.
- В этом фартуке накрывают на стол.
- А этот надевают для работы в мастерской.
Картотека № 36
«Кто кем был или что чем было».
Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.
Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?
Картотека № 37
«Назови как можно больше предметов».
Цели: активизировать словарь; развивать внимание.
Описание: дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто правильно и четко произносил слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь.
Картотека № 38
«Подбери рифму».
Цель: развивать фонематический слух.
Описание: воспитатель объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них звучащие похоже. Предлагает помочь подобрать слово.
По дороге шел жучок,
Песню пел в траве... (сверчок).
Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы.
Картотека № 39
«Назови части предмета».
Цели: обогащать словарь; развивать умение соотносить предмет и его части.
Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы.
Описание: воспитатель показывает картинки:
1-й вариант: дети по очереди называют части предметов.
2-й вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр
Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...