Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.
Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен.
В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема доклада.
«Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Актуальность
Речевое развитие ребенка – одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Именно , в речевом развитии реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. В исследованиях психологов обнаружено, что развитие речи идет намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребенка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
Причины возникновения речевых нарушений:
- ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей);
- увеличение числа патологий беременности (родовые травмы);
-различные социальные проблемы (пьянство, употребление наркотиков родителями, нежелание заниматься с детьми в силу различных причин, хотелось бы отметить, что зачастую такие проблемы возникают, как не странно, в вполне благополучных семьях: родители заняты своей жизнью, делают карьеру, зарабатывают деньги, а времени на ребёнка у них практически не остаётся).
Исходя из проблемы определила актуальность моей работы, выделив тенденцию на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии.
Обзор имеющихся источников и литературы.
Ученые Аникина В.П., Ветлугина Н.А., Запорожец А.В., Сакулина Н.П., Тихеева Е.И., Теплов Б.М., Флерина Е.А., Эльконин Д Б . Воробьева В. К. рассматривали вопрос развития речи через технологию сенсорно-графических схем(мнемотехнику),а Аделаида Крэпси – с использованием синквейна в развитии речи.
В работе с детьми по речевому развитию использую различные технологии: здоровьесберегающую, игровую технологии, технологию синквейна, мнемотехники, театрализованной деятельности.
Наблюдая за детьми младшего возраста, обратила внимание на то, что у многих детей речь невнятная, ограниченный словарный запас, есть неговорящие дети. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится на недостаточном уровне развития. Меня как педагога заинтересовала данная проблема, именно этот возраст наиболее благоприятен для становления и развития речи детей. Началом работы стало проведение мониторинга уровня сформированности речевого развития: умение детей отвечать на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения; умение рассматривать игрушки и сюжетные картинки и рассказывать об увиденном; умение строить предложения, общаться со взрослыми и детьми.
Основная часть.
Объективные сведения по теме.
Цель: развитие речи дошкольников посредством использования педагогических технологий.
Для реализации данной цели мною были определены следующие задачи:
-формирование и развитие диалогической , монологической, связной речи, ,воспитание культуры речевого общения;
- овладение нормами родного языка, развитие коммуникативных навыков;
- обогащение словарного запаса новыми словами и словосочетаниями;
-развитие умения содержательно и логично строить высказывания, развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, воображения, образного мышления, навыков импровизации.
Обстановку в группе направляла на активизацию речи, речевое общение и речевое творчество. Оформила центр речевого развития:
- дидактические игры по развитию речи;
- картотеки артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики;
-игры для развития мелкой моторики рук;
-уголок «сказки» - стимулировала самостоятельное рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам; серии сюжетных картинок для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем.
Игра – один из лучших способов развития речи и психических процессов у детей. Все организованные игры, сопровождали речью, превращая их в маленькие спектакли.
С детьми среднего дошкольного возраста использовала элементы прежних педагогических технологий с добавлением мнемодорожки. Мнемодорожка–это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно, на каждое слово или маленькое словосочетание придумывала изображение – текст зарисовывался схематично. Используя цветные предметные, предметно – схематические мнемотаблицы, (у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная). Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь - большой коричневый круг .
С детьми старшего дошкольного возраста используются прежние технологии с усложнением форм и добавлением новых.
Одним из эффективных форм развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я готовилю платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.
Заключение.
Результатами своей педагогической деятельности считаю следующие:
Повторно проведенные наблюдения речевого развития показал снижение низкого уровня речевого развития и повышение количества детей с высоким уровнем. Данный прирост показателей говорит о том, что использованная мною вариативность образовательных технологий способствовала созданию оптимальных условий для речевого развития детей дошкольного возраста, эффективного решения воспитательно – образовательных задач при работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формированию различных видов речевой деятельности, коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
Инновационные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования ...
ДОКЛАД НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
Статья на тему: Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОО, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...
«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» краткосрочный проект по анимации...
«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»
презентация на тему «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»...
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...