Конспект занятия по развитию речи на тему "Чтение рассказа Живая шляпа"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие интереса к художественной литературе через знакомство детей с
рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosov.docx | 32.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района
«Детский сад № 4 «Журавлик»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи
« Чтение рассказа Николая Николаевича Носова «Живая шляпа»
Выполнил воспитатель:
Соловьева Наталья Петровна
Цель: Развитие интереса к художественной литературе через знакомство детей с
рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Задачи:
1. Учиться понимать юмор, последовательность событий и действий персонажей в рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа» .
2. Продолжать знакомство с особенностями и композицией рассказа в сравнении с другим литературным жанром (сказки).
3. Развивать произвольное внимание при восприятии произведения, связную речь и фантазию детей посредством придумывания другого названия и окончания рассказа.
4.Воспитывать читателя, способного испытывать сочувствие к героям рассказа.
Дети замечают, что на полу лежит шляпа.
- Ребята, что это за предмет? (шляпа).
- Интересно, откуда она могла появиться здесь?- (ответы детей).
Мне кажется - это какой – то неряха бросил ее здесь. Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами?
– Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор?
А какие головные уборы вы знаете? ( кепка, берет, )
2. Д/И «Какой? Какая? Какое?»
Какая у меня шляпа? ( красивая, большая, белая, лёгкая, мягкая, светлая и пр.).
А из какого материала она сделана? (из фетра- значит-фетровая)
Если ее носят мужчины - мужская, а если женщины – женская, а если дети-детская. Молодцы!
Ребята! А ещё шляпа может быть живой! Не верите? Я тоже сначала думала, что это сказка, пока не прочитала рассказ писателя Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
Мы с вами уже говорили о том, что рассказ и сказки – разные литературные жанры. Кто из вас помнит, чем рассказ отличается от сказки?
- Правильно, ребята! В рассказе всегда говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит, живая шляпа была на самом деле! Не верите? А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда присаживайтесь на стульчики.
Основная часть:
(на экране появляется портрет Н. Носова) –
Перед вами портрет Николая Николаевича Носова. Писателем Николай Николаевич стал случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории, воспитывают в детях честность, чувство дружбы, отзывчивость, любовь к труду; в них осуждаются такие постыдные качества, как зависть, ложь, грубость и т.д..
. Чтение рассказа:
- Ребята, вы внимательно слушайте рассказ, запоминайте его героев и смотрите иллюстрации
Беседа с детьми по содержанию рассказа :
-Как называется рассказ, который вы прослушали?
- Вот такой интересный рассказ. Ребята, скажите, а это смешная была история или грустная? (ответы детей)
- А что вам показалось самым смешным?
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
- Автор назвал свой рассказ «Живая шляпа». А как по-другому вы бы назвали этот рассказ?
- Молодцы, ребята! Вот сколько интересных названий для рассказа вы придумали.
Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа-волшебница», это название подошло бы рассказу? Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему?
- Конечно, ребята, волшебные шляпы бывают только в сказке, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события.
. Словарная работа:
- Ребята! Автор в рассказе использует слова, которые могут быть не всем вам знакомы. Давайте уточним их смысл.
Первое слово – комод. Кто из вас знает, что такое комод? (ответы детей) Правильно, комод – это низкий шкаф с выдвижными ящиками. Посмотрите, вот он на слайде
Второе слово – кочерга. Кто из вас знает, что такое кочерга? Правильно, кочерга – это удлинённая палка с загнутым концом, которую используют для выгребания углей из печки. Посмотрите, вот она на слайде
Третье слово – лыжная палка. Кто из вас знает, что это за палка? (ответы детей). Правильно, лыжная палка – это палка, которую используют лыжники для ускорения движения. Посмотрите, вот она на слайде (воспитатель показывает на слайде лыжную палку, которую держит в руках один из мальчиков).
Вот теперь все слова, которые использует автор, нам стали понятны.
- Ребята! А мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу?
Игра «Покажи движения»
А сможете мимикой показать друг другу, как они испугались! Вот как они испугались!
А теперь покажите:
- как они тряслись от страха, сидя на диване,
- как они побежали бегом из комнаты,
- как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.
- Молодцы! Присаживайтесь на стульчики.
Викторина на внимательность :
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 фишку.
1. Где лежала шляпа? (на комоде)
2. Где сидел котёнок? (на полу возле комода)
3. Каким цветом был котёнок? (серый)
4. Что делали мальчики? (сидели за столом и раскрашивали картинки)
5. Кто из мальчиков хотел поднять шляпу с пола? (Вовка)
6. Куда запрыгнул Вадик, спасаясь от шляпы? (на диван)
7. Куда побежали мальчики, когда шляпа поползла к дивану? (на кухню)
8. На что дети решили пойти посмотреть в комнате? (посмотреть, может кто-нибудь шляпу за верёвочку дёргает)
9. Чем решил Вадик ударить шляпу, если она вдруг к ним поползёт? (кочергой)
10. Почему Вовка взял лыжную палку? (потому что у них не было другой кочерги)
11. Как Вадик хотел спугнуть шляпу, чтобы она задвигалась? (он стал стучать по полу кочергой и кричать)
12. Что предложил Вовка, чтобы спугнуть шляпу? (набрать картошки и стрелять ею в шляпу)
13. Где лежала картошка, которой мальчики решили кидаться? (на кухне, в корзине)
14. Кто из мальчиков первым попал в шляпу? (Вадик)
15. Что случилось со шляпой, когда в неё попал Вадик? (шляпа подскочила кверху)
16. Что вначале высунулось из под шляпы? (серый хвост)
17. Что после хвоста высунулось из-под шляпы? (лапа)
18. Что сделали дети, когда увидели, что из-под шляпы вылез котёнок Васька? (Ребята обрадовались, Вадик схватил Ваську и стал его обнимать)
19. Кто из ребят догадался, что шляпа упала на котёнка с комода? (Вовка)
20. Что ответил ребятам котёнок на вопрос: «Васька, как же ты под шляпу попал?» (ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света)
- Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, и всё запомнили. Поэтому у нас сегодня проигравших нет. Вы все победили, потому что были внимательными и дружными, помогали своим товарищам в команде дать правильный ответ.
Давайте и мы с вами попробуем придумать окончание рассказа.
Итак, Н. Н. Носов закончил свой рассказ на моменте, когда ребята нашли под шляпой котёнка. Я вам предлагаю продолжить его рассказ и закончить его по-своему. Помните, вам надо придумать окончание рассказа, а не сказки (дети придумывают разные варианты и озвучивают их. В случае затруднения воспитатель предлагает для детей заготовки фраз: Тут пришла мама и … Вовка взял котёнка у Вадика и вдруг… Ребята побежали на улицу и ….).
- Молодцы, ребята! Видите, сколько интересных вариантов окончания рассказа «Живая шляпа» у вас получилось.
Дети садятся за стол и самостоятельно рисуют иллюстрации к рассказу .
Рефлексия:
- Ребята, Давайте с вами уточним, о чём же мы сегодня с вами говорили? (о рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа»)
- С чем новым для себя и интересным вы сегодня познакомились? (с новым рассказом Носова, с новыми словами, с новой игрой, с новым занятием – придумывание названий и окончаний рассказов и пр.)
- Что вам больше всего запомнилось?
- Что было для вас самым сложным?
- А что больше всего понравилось?
Это смешной или страшный рассказ?
Смех дело серьезное. Совсем не смешно, если ребенок, например смеется над попавшим в беду другом, упавшей старушкой или малышом. Важно видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по развитию речи «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»» (подготовительная к школе группа)
Занятие по развитию речи для дошкольников подготовительной к школе группы по развитию умения составлять повествовательный рассказ с элементами описания....
Из опыта работы. Конспект занятия по развитию речи " ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА " ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" (по К. Ушинскому) с использованием опорных схем.
Занятие базируется на произведении художественной литературы К. Ушинского "ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ" и включает в себе опорные схемы к тексту....
Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказов на тему из личного опыта « моя семья»
Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и в...
Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.
В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....
Конспект занятия по развитию речи по рассказу Н. Калининой «Разве так играют?»
Программное содержание. Связная речь. Учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.Словарь. Учить называть действия, характеризующие определенный предмет.Грамматика. Уп...
Конспект занятия по развитию речи «Где я живу» (средняя группа)
Цель: Формирование навыков называния точного адреса, места проживания....
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Лиса Патрикеевна» с использованием мнемотаблицы.
Конспект по развитию речи с использованием мнемотаблицы....