активизация словаря детей младшей возростной группы
статья по развитию речи (младшая группа)

активизация словаря детей младшей  возростной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_slovarya_detey_v_mladshchem_vozroste.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы.»

 Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками;

во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Ребёнок становится маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложение, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов состоит предложение. Но на каком уровне он это усвоит - в значительной степени зависит от нас с вами.

Пока что, с сожалением, учёные утверждают, что дети

разговаривают не всегда красиво.

В чём это проявляется:

1. Имеют дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д.;

2. Речь бывает однообразно: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия;

3. Слабо развита монологическая речь, т.е. умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.

Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка, дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка.

Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает; загадать загадку и найти отгадку; поискать приметы времени года; познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами; прочитать стихотворение, вспомнить песенку; поиграть с ним в игру, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию» и т. д. Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой. Стихи, сказки, рассказы, которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Средства, которые могут использовать родители совместно с детьми.

Упражнять в звукопроизношении с помощью потешек, скороговорок, стихотворений.

Прочитать стихотворение и придумать конец.

Найти удивительные слова в стихотворении

Что это смешилка, скороговорка, небылица, дразнилка, считалка?

Попробуйте вместе с детьми рассказать сказку, прибаутку на различные голоса от различных лиц.

Придумайте вместе с ребёнком созвучные слова (Андрей-воробей, книжка-малышка, Мишка-шишка).

Сравните два стихотворения о зиме или об осени, чем они похожи, чем отличаются.

Поговорите с ребенком, чем нравится вам сказка, рассказ, стихотворение, потешка.

Попробуйте сочинить считалку.

Сравните и дайте ребёнку возможность объяснить, чем похожи и чем отличаются апельсин и мандарин, жук и муравей, огурец и помидор, воробей и синица, гусь и утка и т. д.

Обучить ребёнка связанному рассказу:

Ребёнок должен владеть достаточным словарным запасом и уметь правильно строить отдельные предложения.

Постарайтесь вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать:

Расспрашивайте, побуждая рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении цирка или зоопарка, просмотренном мультфильме, о событиях в детском саду и т.д.

Слушайте ребёнка с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ в нужное русло путём постановки вопроса, помогите составить полное, красивое предложение

Научите ребёнка понимать связанные высказывания прослеживать последовательность событий: учите ребёнка внимательно следить за развитием действия сказки, за последовательностью событий; в этом поможет вечернее чтение, чтение сказок в выходной день. Например, ребёнок поймет, что нельзя рассказывать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем как мама испекла пирожок.

Овладение связной речью следует:

научить ребёнка давать на вопрос полный ответ.

это можно показать на материале тех же самых сказок

прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в них событиях

полные ответы на вопросы, по сути дела и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например, по сказке «Репка»:

Что посадил дед? (Дед посадил репку.)

Какая выросла репка? (Выросла репка большая-пребольшая.)

Что стал делать дед? (Дед стал из земли репку тащить.)

Смог ли дед вытащить репку? (Дед репку вытащить не смог.)

Кого позвал дед? (Дед позвал бабку) …

Составление ребёнком рассказов по серии сюжетных картин:

Постепенно ребёнок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа.

Для подготовки его к рассказу - картинка внимательно рассматривается вместе с ребёнком

В процессе рассматривания необходимо задавать вопросы по содержанию

После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребёнка особой сложности

Для упражнения в рассказывании можно использовать следующее:

Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа

Пересказ просмотренного мультфильма

Рассказ о событиях прошедшего дня

Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии

Продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?)

Составление рассказа по данному его концу (а что было до этого?)

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связей между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего–то начинается и чем–то заканчивается». Именно это и важно при ответах на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логический рассказ учебного материала.

Необходимо своевременно позаботиться о развитии у него зрительно-пространственных представлений. Подготовка же ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.

Рекомендуем поиграть в словесные игры:

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

Ребенок (вытаскивает предмет и говоритнапример, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

Взрослый: при обследовании некоторые дети ответили: «Из досок».

Взрослый: Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети. Деревянный.

Взрослый: стакан из стекла?

Дети: стеклянный.

Кто как работает?

Взрослый рассказывает детям, что есть много профессий. Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает операции: выезжает на «скорой помощи» и т.д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

Ребенок исправляет ошибки.

Придумай предложения.

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый. «Солнце греет»

Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама Я вижу высокий дом. Ребенок. Я вижу низкий дом. Мама. У меня острый нож. Ребенок. У меня тупой нож.

«Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво!» Ежедневно пополняйте словарный запас детей добрыми, вежливыми словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование " Активизация словаря детей младшей группы"

: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов  в работе по речевому развитию детей....

Доклад на секционную часть Августовского совещания педагогов дошкольного образования Барун-Хемчикского кожууна (КМО воспитателей групп раннего возраста) на тему: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы»

Цель: формировать полноценный лексический запас, соответствующий возрастным особенностям детей; побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства; стимулировать к использованию разв...

Доклад на секционную часть Августовского совещания педагогов дошкольного образования Барун-Хемчикского кожууна (КМО воспитателей групп раннего возраста) на тему: «Активизация словаря детей младшей возрастной группы»

Цель: формировать полноценный лексический запас, соответствующий возрастным особенностям детей; побуждать использовать в своей речи накопленные лексические средства; стимулировать к использованию...

Активизация словаря детей младшей группы

Способы ,методы и пиемы активизации речи детей младшей группы...

конспект дидактической игры по формированию и активизации словаря детей старшей группы

Тема: Дидактическая игра «Магазин игрушек».Цель: Демонстрация умения понимать описательную речь педагога, самостоятельно описывать игрушки.Задачи:1. Правильно называть предметы и узнавать ...