Многофункциональная напольная матрица для речевых игр по технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Синяк Марина Сергеевна

Данное пособие можно использовать при интеграции образовательных областей: "Математическое развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", пособие обеспечивает развитие речевых навыков, способствует развитию воображения и детского творчества, выступая в роли «пускового механизма».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многофункциональная напольная матрица для речевых игр по технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих речевое развитие детей. Одной из них, наиболее оптимальной для качественного решения этих задач, является, на мой взгляд, технология ТРИЗ ( Теория решения изобретательных задач), автором которой является известный ученый, изобретатель, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги.

Применяя разработанные мною  игры и упражнения по технологии ТРИЗ с использование напольной матрицы, я поставила следующую цель.

Цель матричных игр и упражнений формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Развитию речи дошкольника при использовании упрощенных методов ТРИЗ способствует:

 – активизация познавательной активности детей;

– создание мотивационных установок для проявления творчества;

 – создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами);

 – повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами.

Краткое описание игрового пособия:

     Матрица представляет собой коврик размером 180 на 120 см из игры «Твистер», который состоит из двух игровых полей. Каждое поле с 4мя рядами нарисованных на нем кружков 4-х цветов, каждый- около 20 см в диаметре. На каждом кружке прикреплен прозрачный кармашек для вставки предметных картинок (объектов) различной тематики. Каждая картинка закрывается фишкой с цифрой или без цифры, которой открывают или закрывают картинку, следуя правилам игры. Матричное оформление материала дает большие возможности для одновременного рассматривания широкого круга вопросов.

C:\Users\Marina\Downloads\IMG-461ff3f78fdc8c9f179274851a9787b3-V.jpgC:\Users\Marina\Downloads\IMG-7c0efd9dabfc23c5bb00610aaa452a1f-V.jpg

Матрица предназначена   для непосредственно образовательной деятельности (дети делятся на две команды), для индивидуальной работы с детьми. Данное пособие можно использовать при интеграции образовательных областей: "Математическое развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", обеспечивает развитие речевых навыков, способствует развитию воображения и детского творчества, выступая в роли «пускового механизма».

В разработке речевых игр применила следующие методы технологии ТРИЗ

  1. Метод аналогий
  2. Метод противоречий
  3. Метод мозгового штурма
  4. Обучение детей сочинительству и словотворчеству
  5. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков
  6. Обучение детей приемам фантазирования
  7. Метод данеток

Использование матрицы для речевого развития дошкольников

 Игры и упражнения

«Поиск аналогов» — необходимо открыть и назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет), шина (из резины).

 «Поиск противоположного объекта» — необходимо открыть и назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая), уголь (белый — черный), металл (легкий — тяжелый), камень (мягкий — твердый).

«Давай дружить» — каждый ребенок на своем поле открывает любой объект. Идет диалог: -Ты кто?, -Я-гитара. А ты кто?-Я-удочка. Давай дружить?-Давай, если скажешь, чем ты на меня похожа (похож). Выявляются и называются общие признаки.

 

 «Выбери троих» — из пяти открытых случайных картинок нужно выбрать три и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, продукты, что можно из них приготовить, а какие лишние.

C:\Users\Marina\Downloads\IMG-6d9081bce3ffc435928465b60945dc56-V (1).jpg

«Поиск общих признаков» — две команды открывают любые два объекта, далеко стоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков.

«Складные картинки» - сначала одна команда открывает любой объект, а другая ищет, открывает и называет объект, название которого рифмуется с ним ( мак-рак, олень-тюлень, зима-весна)

«Складушки – вычиталки »

Белка + осень = запасы

Дерево - лист = осеннее дерево

Небо + вода = осенний дождь

Огород + тепло = урожай

Холод + лист = листопад

Человек + холод = теплая одежда

степь + тюльпан = весна

Воздух + холод = ветер

« 4 – й лишний»

Дидактическая игра учит группировать предметы методом исключения, тренирует внимание, память, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различия предметов, обогащает знания об окружающем мире.

«Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительными Содержание: сначала командам даются объекты, обозначающие местоимения: девочка (моя), мальчик (мой), солнышко (мое), девочка и мальчик (мои). Дети на своем поле открывают предметы, которые согласуются с картинкой-местоимением, составляя предложения: Это мой телефон. Это моя книга. И т.д.

Игра « Зачем? Какой?»

 Команды по очереди открывают фишкой по одному объекту и задают друг другу один из вопросов. На вопрос «Зачем?» другая команда придумывает способы использования объекта. На вопрос «Какой?» «украшают» объект, подбирая ему признаки ?

«Опиши, я угадаю»

 Дети делятся на команды. По очереди каждый ребенок приоткрывает фишку, затем описывает предмет, который он увидел, если другая команда угадала, фишка открывается. Побеждает команда с большим количеством открытых фишек.

C:\Users\Marina\Downloads\IMG-fb8151c6279c30ca685ad09843121f59-V.jpg

Составление фантастического рассказа с помощью случайно выбранных  картинок. Каждая команда или ребенок открывает любые три картинки и составляет по ним фантастический рассказ.

Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии связной речи у детей дошкольного возраста являются:

– повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;

– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

– формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий

– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;

– положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;

– активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант);

– снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).

Таким образом, результативность проводимой работы по использованию приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста Тема: «В стране маленьких человечков»

Конспект непосредственно -образовательной  деятельности в области познания с использованием технологии ТРИЗ, а именно метода маленьких человечков....

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста" Сочинение сказки "Кошки-мышки"

В данной работе представлен конспект по развитию связной речи дошкольников с использованием элементов технологии ТРИЗ. Использование представленных речевых игр способствует развитию творческого вообра...

Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Зимние забавы».

Задачи: 1. Развивать навык снятия физического и эмоционального напряжения. 2. Создавать условия для психологического и эмоционального комфорта детей, их речевой активности. 3. Развивать навык целе...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ для  детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну правил дорожного движения"...

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста»

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.            Использ...

Открытое занятие по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» с использованием технологии «ТРИЗ» для детей старшего дошкольного возраста «Бумажная история»

Программное содержание:- Уточнять и расширять представление  детей о бумаге, разных ее видах, свойствах и качествах.- Развивать исследовательские действия и умение устанавливать причинно-следстве...


 

Комментарии

Дживакова Саглара Леонидовна

Какая познавательная, очень интересная и многофункциональная матрица, Марина Сергеевна вы супер!!!