Консультация «Развитие ритмического слуха средствами знаково-символического моделирования у детей ОВЗ»
консультация по развитию речи
Выступление (представление опыта работы) на Окружном методическом объединении воспитателей "Развитие фонематических процессов и совершенствование слоговой структуры слова, как средство формирования предпосылок к учебной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
40_ds_andreeva_s.v.docx | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №40
Окружное методическое объединение воспитателей
«Развитие фонематических процессов и совершенствование слоговой структуры слова, как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»
Представление опыта работы
Тема: «Развитие ритмического слуха средствами знаково-символического моделирования у детей ОВЗ»
Подготовила воспитатель:
Андреева С.В
Одинцово
2022
Добрый день, уважаемые педагоги! Я воспитатель группы компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами. В моей группе 8 человек.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети».
Кого можно отнести к этой категории детей:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Практика работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования.
1 слайд-2слайд
Моделирование — наглядный метод обучения. В основе моделирования лежит принцип замещения-реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей.
3-8 слайд «Виды моделирования»
Предметное - представлено в виде предмета, конструкций предмета, или нескольких предметов, закономерно связанных между собой. В коррекционно-развивающем обучении детей использование наглядной модели помогает целенаправленно развивать все стороны речи:
- Правильную артикуляцию звуков;
- Фонематические процессы;
- Импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь;
- Закреплять навыки словообразования, словоизменения, использования предлогов, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;
- Описывать предметы, составлять рассказы.
Предметно-схематическое - в нем все существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предмета-макета, предмета-заместителя.
Графическое - представлено в виде схем, таблиц. Модель обобщено передает разные виды отношений в природе. Одним из видов графических моделей является мнемотехника.
9 Игра «Пуговки»
Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок с помощью хлопков.
Содержание: Педагог с помощью пуговиц выкладывает определенный ритмический рисунок, ребенок его прохлопывает (большие пуговицы – громко, маленькие – тихо)
10 Игра «Держи ритм»
Цель: развитие чувства ритма у детей со сложной структурой дефекта.
Задачи:
- Развивать умение воспроизводить ритм звучащими жестами
- Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении
- Согласовывать движения с характером музыки
11 Игра «Репка»
- Цель: - учить детей запоминать действующих лиц и последовательность действий русской народной сказки «Репка» благодаря методу моделирования выстраивать визуально-ритмический ряд, выполнять ритмические движения
Содержание:
- Рассказывание сказки с использованием настольного театра
- Моделирование (размещение героев сказки реальных – условными). Рассказывание сказки с использованием заместителей
- Выстраивание последовательного визуально-ритмического ряда
- Выполнение ритмических движений в соответствии с визуально-ритмическим рядом
- Игра «По дорожке шагают ножки»
Цель: - Развивать у детей ритмический слух и чувство ритма
- Формировать произвольность, внимание, понимание и воспроизведение ритмического рисунка по схеме
- Закреплять понятие тихо-громко
- Воспитывать интерес к игровой деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности
13 Игра «Мишка косолапый»
Цель: Развитие чувства ритма
Задачи:
- Развивать координацию движений
- закреплять понятия «большой-маленький», «громко-тихо»
- Игра «Курочка»
Цель: Учить детей запоминать животных и их звуки. Благодаря методу моделирования выстраивать визуально-ритмический ряд, выполнять ритмические движения. Соотносить звук и действия, закреплять домашних животных, различать их по звуку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....
Консультация для родителей «Развитие ритмического слуха»
Чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические...
Консультация для музыкальных руководителей «Развитие ритмического слуха в процессе элементарного музицирования»
Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отно...
консультация "Развитие ритмического слуха"
для родителей и воспитателей...
Консультация для родителей "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста".
Данный материал интересен для музыкальных руководителей....
"Практическое пособие по развитию ритмического слуха и обучению игре на металлофоне детей младшего дошкольного возраста"
Данное пособие адресовано воспитателям ДОУ. С помощью данного материала педагог может организовать индивидуальную работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию ритмического слуха и обучени...
Использование знаково – символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.
Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности.Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac31.htm...