Консультация «Развитие ритмического слуха средствами знаково-символического моделирования у детей ОВЗ»
консультация по развитию речи

Андреева Светлана Васильевна

Выступление (представление опыта работы) на Окружном методическом объединении воспитателей "Развитие фонематических процессов и совершенствование слоговой структуры слова, как средство формирования предпосылок к учебной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 40_ds_andreeva_s.v.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                   детский сад компенсирующего вида №40

                     Окружное методическое объединение воспитателей

«Развитие фонематических процессов и совершенствование слоговой структуры слова, как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»

                                 Представление опыта работы

Тема: «Развитие ритмического слуха средствами знаково-символического моделирования у детей ОВЗ»

                                                                                  Подготовила воспитатель:

                                                                                                        Андреева С.В

   

Одинцово

2022

Добрый день, уважаемые педагоги! Я воспитатель группы компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами. В моей группе 8 человек.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети».

Кого можно отнести к этой категории детей:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Дети с нарушением речи (логопаты);
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Дети с умственной отсталостью;
  6. Дети с задержкой психического развития;
  7. Дети с нарушением поведения и общения;
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так    называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

    Практика работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования.

1 слайд-2слайд

   Моделирование — наглядный метод обучения. В основе моделирования лежит принцип замещения-реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей.

3-8 слайд «Виды моделирования»

Предметное - представлено в виде предмета, конструкций предмета, или нескольких предметов, закономерно связанных между собой. В коррекционно-развивающем обучении детей использование наглядной модели помогает целенаправленно развивать все стороны речи:

- Правильную артикуляцию звуков;

- Фонематические процессы;

- Импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь;

- Закреплять навыки словообразования, словоизменения, использования предлогов, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений;

-  Описывать предметы, составлять рассказы.

Предметно-схематическое - в нем все существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предмета-макета, предмета-заместителя.

Графическое - представлено в виде схем, таблиц. Модель обобщено передает разные виды отношений в природе. Одним из видов графических моделей является мнемотехника. 

9 Игра «Пуговки»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок с помощью хлопков.

Содержание: Педагог с помощью пуговиц выкладывает определенный ритмический рисунок, ребенок его прохлопывает (большие пуговицы – громко, маленькие – тихо)

10 Игра «Держи ритм»

         Цель: развитие чувства ритма у детей со сложной структурой дефекта.

Задачи:

  • Развивать умение воспроизводить ритм звучащими жестами
  • Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении
  • Согласовывать движения с характером музыки

11 Игра «Репка»

  • Цель: - учить детей запоминать действующих лиц и последовательность действий русской народной сказки «Репка» благодаря методу моделирования выстраивать визуально-ритмический ряд, выполнять ритмические движения

Содержание:

- Рассказывание сказки с использованием настольного театра

  • Моделирование (размещение героев сказки реальных – условными). Рассказывание сказки с использованием заместителей
  • Выстраивание последовательного визуально-ритмического ряда
  • Выполнение ритмических движений в соответствии с визуально-ритмическим рядом

  1. Игра «По дорожке шагают ножки»

Цель: - Развивать у детей ритмический слух и чувство ритма

  • Формировать произвольность, внимание, понимание и воспроизведение ритмического рисунка по схеме
  • Закреплять понятие тихо-громко
  • Воспитывать интерес к игровой деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость, творческие способности

13 Игра «Мишка косолапый»

Цель: Развитие чувства ритма

 Задачи:

  • Развивать координацию движений
  •  закреплять понятия «большой-маленький», «громко-тихо»

  1. Игра  «Курочка»

Цель: Учить детей запоминать животных и их звуки. Благодаря методу моделирования выстраивать визуально-ритмический ряд, выполнять ритмические движения. Соотносить звук  и действия, закреплять домашних животных, различать их по звуку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....

Консультация для родителей «Развитие ритмического слуха»

Чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические...

Консультация для музыкальных руководителей «Развитие ритмического слуха в процессе элементарного музицирования»

Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отно...

консультация "Развитие ритмического слуха"

для родителей и воспитателей...

Консультация для родителей "Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста".

Данный материал интересен для музыкальных руководителей....

"Практическое пособие по развитию ритмического слуха и обучению игре на металлофоне детей младшего дошкольного возраста"

Данное пособие адресовано воспитателям ДОУ. С помощью данного материала педагог может организовать индивидуальную работу с детьми младшего дошкольного возраста по развитию ритмического слуха и обучени...

Использование знаково – символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.

Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности.Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac31.htm...