«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей 3 – 4х лет.»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Меня заинтересовал этот вопрос. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_i.b.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей 3-4 лет»

Консультация для родителей

«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей 3-4 лет»

«Ум ребёнка находится на кончике его пальцев».

 (В.А. Сухомлинский)

В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. И задача взрослых – помочь развить мелкую моторику рук.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи.

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев».

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

 Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

 Пальчиковые игры помогают ребенку достичь хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Главное требование в играх рукой, её кистью, пальчиками, мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться.

Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.

В заключении хотелось бы отметить, что пальчиковые игры, по мнению ученых, — это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №2 Колпинского района Санкт-Петербурга

План по самообразованию воспитателя

2й мл группы №6 «Непоседы»

Васильевой И.Б.

Тема:

«Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей 3 – 4х лет.»

2020 – 2021 уч. год

                                                «Пальчиковые игры и упражнения –                                                                 уникальное средство для развития мелкой

                                                моторики и речи в их единстве и                                                                         взаимосвязи. Игры с пальчиками – это не

                                                только стимул для развития речи и мелкой                                                 моторики, но и один из вариантов

                                                радостного общения с близкими людьми.»

Цели:

        Развитие мелко моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

        Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

        *Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

        *Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

        *Улучшить общую двигательную активность;

        *Содействовать нормализации речевой функции;

        *Развивать воображение, логическое мышление, произвольное         внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

        *Создавать эмоционально – комфортную обстановку в общении со         сверстниками и взрослыми;

        *Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

Формы работы:

        *Совместная деятельность воспитателя с детьми;

        *Индивидуальная работа с детьми;

        *Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

        *Пальчиковая гимнастика;

        *Пальчиковые игры со стихами, скороговорками,

        *Пальчиковый театр,

        *Лепка из пластилина и солёного теста,

        *Различные виды аппликаций

        *Рисование по трафаретам

        *Штриховка

        *Дидактические игры

        *Шнуровка

        *Игры с мелкими предметами, пазлы, мозайка.

Работа с родителями.

ТЕМА: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений» 2017-2018 учебный год

Этап работы над темой: 1 год

Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2018г.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: 1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики; 4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Форма отчѐтности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Играем и развиваем»

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки;

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

7. Кольцова М. М «Развитие моторики»

8. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.

Актуальность: Работая в группе раннего возраста 2- год, проводя занятия, общаясь с детьми, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого возраста не очень хорошо развита активная речь. Так в чѐм же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребѐнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребѐнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Работа с детьми

Октябрь         1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

                2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

                3.Обучение детей игре «Шнуровка».

                4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».                                         5.Настольная игра «Мозаика».

                6.Игра «Я катаю мой орех».

                7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий –                                 шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь        1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

                2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

                3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль»,                         «Стол», «Стул», «Замок».

                4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат»,                                         «Треугольник».

                5.Настольная игра «Найди фигуре место».

                6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий –                 шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Декабрь         1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

                2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

                3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».                                         4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

                5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).                                 6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от                                         пластик бутылок).

Январь         1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка».                 Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

                2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по                                 карточкам образцам).

                3.Пальчиковая игра «Художник» ( с помощью «волшебной                                 палочки» или пальчиком)

                4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

                5. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

                6.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Февраль        1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение                         игры «Капуста»

                2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой                                 линии).

                3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

                4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических                 фигур.

                5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

                6. Изготовление подарков к празднику: «День защитников                                 Отечества» (аппликация).

Март        1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста»,                         «Пирожки».

                2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

                3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»                                                 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».                                         5.Изготовление подарков к празднику: «Международный женский                         день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из                         бумаги и салфеток).

                6.Игра «Прищепки»

                7.Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

Апрель        1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение                         знакомых игр.

                2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для                                 комбинированных работ по ИЗО.

                3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».                                 4.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул»,                         «Кровать», «Телевизор» и т.д.

                5.Проигрыване с детьми пальчиковым театром р.н.сказок .                                 6.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

Май                1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение                                 «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».

                2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».                                         3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью                                 веревочки.

                4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).                                 5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры:                                 «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

                6.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

                7.Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

Работа с родителями:

Октябрь:                 Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук                         у детей дошкольного возраста».

Ноябрь                 Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо                         проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с                                 ребенком речевые пальчиковые игры».

Декабрь                 Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики».

Январь                Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять                         потешки в режимных моментах.

Февраль                Выставка для родителей дидактических игр и пособий по                                 развитию мелкой моторики рук детей.

Март                Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка                                 своими руками»)

Апрель-май        Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Приложение.

Пальчиковые игры. 

«ЛЫЖИ» (пальчиковая игра с пластиковыми крышками от бутылок).

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«КОТЕНОК» (пальчиковая игра с прищепками)

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«ПРИЩЕПКИ» 

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: "Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

«Я КАТАЮ МОЙ ОРЕХ»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

«ЗАМОК».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»: -

На двери висит замок. –

Кто его открыть бы мог? –

Постучали,   (На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы )

- Покрутили,   (Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)  

- Потянули   (Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)

- И открыли!   (Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)

«КАПУСТА».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.   (Руками показывать, как мы рубим капусту )

- Мы морковку трем, трем.   (Руками показывать, как мы трем морковку)

- Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту

«ОРЕХИ» 

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

(Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой).

«ДОРОЖКА»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

(Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.)

«КАРАНДАШ»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот –

Отправляется в полѐт.

(Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повѐрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолѐта. Делают с другой рукой.)

 «ОСЛИК» 

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

«ЧАСЫ»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них:

Вправо-влево – так да тик.

«КАЧЕЛИ» 

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали. –

«Что такое?

Неужели

Я попала на качели?»

(Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик»,»Часы», «Качели»).)

ИГРА «ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ»

Детям предлагается две миски, одна с маленькими мячиками или игрушками из «Киндер-сюрпризов», другая - пустая. Нужно при помощи ложки переместить игрушки из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

ИГРА «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКАХ»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

 ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «КАК ЖИВЕШЬ?» -

Как живешь? - Вот так! (большие пальцы вперед) –

Как плывешь? - Вот так! (имитация плавания) –

Как бежишь? - Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут») –

Вдаль глядишь? - Вот так! («бинокль») –

Ждешь обед? - Вот так! (Подпереть щеку кулачком) –

Машешь вслед? - Вот так! (помахать кистью руки) –

Утром спишь? - Вот так! (обе руки под щеку) –

А шалишь? - Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

ИГРА «СПОКОЙНОГО СНА!»

 Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)

А другой давненько спит…(загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

ИГРА «АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)

ИГРА «ЧЕЛОВЕЧЕК» –

Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. («Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол.) –

Человечек пошел погулять. (Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения.) –

Сделайте таких же человечков. (Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения.)

Топ-топ-топ – топают ножки.

Человечек идет по дорожке.

ИГРА «МОЯ СЕМЬЯ»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

ИГРА «ЛАПКИ -ЦАРАПКИ»

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка,

Мягкие лапки, (ребенок кладет руки на стол и сжимает в кулачки)

А в лапках – цап-царапки (выпрямляет пальцы, начинает в шутку царапаться).

«ДОМ И ВОРОТА» -

На поляне дом стоит ( изображаем "дом") –

Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота") –

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу) –

В этот домик приглашаем . (изображаем "дом")

«ЧЕРЕПАХА»

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом. (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. )

Когда она хочет есть, то высовывает голову. (Затем показать большие пальцы)

Когда хочет спать, то прячет еѐ обратно. (и спрятать их обратно. )

«ОЧКИ»

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам. На коне верхом Сидит Пахом, Книги читает, А грамоты не знает.

«ФЛАЖОК»

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе

Горит на солнышке флажок,

Как будто я Огонь зажег.

«ЛОДКА»

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.

«ПАРОХОД»

(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх ).

Паровоз.

Без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел!

«СТУЛ»

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет "раз".

 Есть у него спина,

А не лежит никогда,

Есть четыре ноги,

А не ходят и три.

Но всегда он стоит,

Всем сидеть велит.

«СТОЛ»

Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет "раз" .

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил.

ГРАБЛИ

Ладонь вниз, пальчики согнуты, "гребут"

Листья падают в саду,

Я их граблями сгребу.

СОБАКА

Левая ладонь на ребро. Большой палец вверх, чуть согнут. Указательный палец согнут, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается .

Четыре четырки,

Две растопырки,

Седьмой вертун,

А сам ворчун.

КОШКА

Средний и безымянный пальцы упираются в большой Указательный и мизинец подняты вверх

У нашей Анютки

Зверь в атласной шубке,

Возле печи греется,

Без водички моется.

ЗАЙКА И УШКИ

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед .

Маленький,

Беленький

По лесочку прыг-прыг,

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык.

ЗАЙКА И БАРАБАН

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам!

КОЗА

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим .

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу'''' (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем в противоположные стороны.

Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит.

ЛОШАДЬ

Правая ладонь на ребре на себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши . Четыре ноги, Пятая грива, Шестой хвост, Погоняй, не бойсь.

ДОМ.

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нѐм, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".)

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повѐрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.)

Пѐс ворота охранял. (Одна рука "пѐс", мизинец отсоединить от других пальцев.)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)

Дождик шѐл, ("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвѐл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...

Презентация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей"

В презентации описаны причины,по которым необходимо заниматься артикуляционной и пальчиковой гимнастиками, даны рекомендации по их проведению....

Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Овладение речью – одна из самых сложных и ...

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей"

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детейРечь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вмест...

Консультация для родителей младшей группы. «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»

laquo;Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей»Развитие речи – процесс сложный, протекающий у каждого ребенка по-разному. Он заключается в овладении разговорной речью, разв...