Конспект ОД по развитию речи в подготовительной компенсирующей группе по теме "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Расширение и уточнения словаря по теме "Насекомые" на основе и систематизации и обобщения знаний; развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной компенсирующей  группе

Тема «Насекомые»

Цели.

1.Расширение и уточнения словаря по теме на основе и систематизации и обобщения знаний (насекомое, жук, бабочка, муравей, комар, муха, оса) 2.Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления.

3.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: альбом «Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин». Игрушки насекомые и паучки. Контейнер с фишками, мяч.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми во время прогулки.

Ход

Воспитатель выставляет на мольберт картину «Насекомые и пауки».

Воспитатель: Ребята посмотрите на картину «Насекомые и пауки», сегодня мы с вами поговорим  о насекомых. Перечислите насекомых, которых художник изобразил на картине.

Мы видим жуков, пчелу, мотылька, божью коровку, муравьёв, шмеля, бабочек, стрекозу и её личинок, водомерку, муху, осу, и паука.

Воспитатель: Вот как много насекомых! А во время прогулок вы наблюдаете, что насекомых становится всё меньше и меньше. Если в начале сентября вы рассказывали мне, что видели бабочек, стрекоз, муравьёв, пчёл, ос, и шмелей, то вчера, вернувшись с прогулки, вы рассказали, что видели только мух. Почему?

Наступила осень, с каждым днём становится холоднее, засыхают цветы, холодной становится вода.

Воспитатель: Осенью изменяются природные условия, и насекомые уже не могут существовать так, как существовали летом. Одни из них погибают, другие засыпают до весны.

Игра «У кого больше фишек»

Воспитатель вновь привлекает детей к картине.

Воспитатель: А что мы можем сказать о насекомых, какие они, что делают. Вспомните упражнение «Уточни», я начинаю, а вы  его заканчиваете. За правильный ответ получаете  по одной фишки. Победит тот, у кого будет наибольше количество фишек.

У бабочки крылья жёлтые…….

……золотые.

Воспитатель: Бабочка над цветком кружится……..

…….порхает.

Воспитатель: Жук громко гудит…….

……..жужжит.

Воспитатель: Шмель собирает нектар…….

………высасывает его из цветка.

Воспитатель: Паук строит паутину……..

………..плетёт её (и т. д.)

В завершении игры дети считают фишки и определяют победителя.

Воспитатель: Предлагаю послушать рассказ

«Насекомые осенью»

В конце сентября исчезает большинство насекомых. Они отложили яички и погибли, а другие забрались, в какую ни будь щёлку, трещинку под кору или зарылись в землю и уснули. На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц. Над водой и над лугом не порхают стрекозы. Пропали дневные бабочки.

В.Строкова.

Воспитатель: Ребята, когда исчезает большинство насекомых? Что сказано об этом в рассказе? Начните ответ  со слов  большинство насекомых.

Большинство насекомых исчезают в конце сентября.

Воспитатель: Что сделали одни из них?

Одни из них отложили яички и погибли.

Воспитатель: Что сделали другие насекомые?

Другие, спрятались в какую  - нибудь щёлку или зарылись в землю и уснули.

Воспитатель: Какими слова можно заменить слово спрятались?

 Забрались, схоронились.

Воспитатель: Кого не встретишь на сырых тропинках?

На сырых тропинках не встретишь проворных жужелиц.

Воспитатель: Кто уже не порхает над водой и над лугом?

Над водой и над лугом уже не порхают стрекозы.

Воспитатель: Какими словами можно заменить слово порхают?

Пересказ текста детьми.

Подвижная игра «Жуки»

                      Дети приседают и произносят текст.

                               Я жук, я жук.

                               Я тут живу,

                               Жужжу, жужжу:

                               Ж – ж –ж….

По сигналу воспитателя «Жуки» поднимаются и начинают бегать по группе, расставив руки как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и присесть.

Игра с мячом «Жил на свете старый жук»

Воспитатель берёт  в руки мяч и предлагает детям встать в круг

Воспитатель: Сейчас мы с вами расскажем о жуке – олене.

Вспомните, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы.

Нога – ножища. Рука – ручище.

Воспитатель: Верно, Я начинаю предложение и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. У жука не голова, а ……..

…….головища.

Воспитатель: У жука не рога, а……..

……рожище.

Воспитатель: У жука не усы, а……

……усище.

Воспитатель: У жука не спина, а……..

…….спинища.

Воспитатель: Отлично!

Воспитатель предлагает вспомнить, о чём говорили, какие задания выполняли, что им было особенно интересно делать. Затем дети определяют того кто лучше работал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...