Методическая разработка по развитию речи детей 5-6 лет Тема: «Красавица зима»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Громова Наталья Викторовна

Методическая разработка по развитию речи детей 5-6 лет  Тема: «Красавица зима» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ САД №60 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА «ГНЕЗДЫШКО»

*: 192241 , С-Пб, пр. Славы, д. 46, кор 2; (: (812) 360-85-30 , факс: (812) 361-04-14

Методическая разработка

по развитию речи детей 5-6 лет

Тема: «Красавица зима»

 

Составила воспитатель: Громова Наталья Викторовна

г. Санкт-Петербург

2022-2023 уч год

                                                                             

Цель: Продолжать знакомить с красотами русской зимы.

Задачи:

Образовательные задачи

1. Освежить знания детей о характерных признаках зимы.

2.Прививать интерес к зимней природе.

3.Расширить представление об изменениях в природе.

4.Повторение ранее изученные пословицы, поговорки, стихи про зиму.

Развивающие задачи:

  1. Развивать внимание в процессе общения с природой.
  2. Развивать умение передавать свои чувства, эмоции.

3. Стимулировать любознательность, память, мышление при общении с природой.

4. Развивать речь детей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать бережное отношение к природе.

2.Обеспечить гордость за нашу русскую зиму.

3.Закладывать основы экологической культуры личности.

Подготовка детей:

-Рассматривать иллюстрации и беседовать о признаках зимы.

-Заучивание пословиц, поговорок, стихов. На прогулке отмечать изменения в природе.

Материал:

Шкатулка с сюрпризными снежинками, картины «зимних пейзажей»

музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

(Воспитатель и дети сидят полукругом)

Ход:

В:   О каком времени года говориться в этой загадке?

                                  Кто угадай-ка?

                                  Седая хозяйка!

                                  Тряхнёт перинки

                                  Над миром пушинки?

   (ЗИМА)

В: Правильно - это загадка о зиме.

Ребята, поделитесь со мной своими впечатлениями о зиме. Какие изменения  происходят в природе? А я вам принесла волшебный сундучок, в нём лежат снежинки – медали, они будут вручаться за правильный красивый ответ про  зиму. Я вас слушаю.

Ответы детей:

  1. Вся земля покрыта снежным покрывалом.
  2. Солнце слабо греет.
  3. День короче, а ночь длиннее.
  4. На деревьях и на кустарниках лежит снег (иней).
  5. Природа спит.
  6. Перелётные птицы улетели на юг.
  7. Небо пасмурное, ненастное.

8.  Можно покататься на санках, лыжах, построить крепости.

В:  Молодцы, вы правильно заметили изменения в природе.

  А теперь объясните мне пословицы:

  1. Новый год к весне поворот.
  2. В феврале два друга – мороз и вьюга.
  3. Осенний мороз не вызовет слёз, а зимние морозы – из  глаз слёзы.

Ответы детей.

В:  Назовите другие пословицы.

Ответы детей с объяснениями:

1.«Спасибо мороз, что снегу принёс».

2.«Снега надует- хлеба прибудет».

3.«Зима не лето: в шубу одета».

4.«В зимний холод всякий молод»

6.«Мороз не велик, да стоять не велит».

7.«Много снега - много хлеба»

В:  Ребята, а вам нравится зима?

Мнение детей.

В: Это время года привлекало художников и поэтов, они посвятили зиме много прекрасных произведений.

(Разместить на стенде пейзажи с изображением зимней природы).

Давайте рассмотрим репродукции некоторых художников. Приглашаю вас в картинную галерею.

(Звучит музыка П.И. Чайковского)

Воспитатель читает рассказ «Зимний лес», составленный по мотивам произведения Д.Зуева.

      «На полянке особняком красуются крохотные ёлочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Снизу – ни сучка, а на макушке – пышная снежная шапка.      Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей.

       Прекрасен дуб в зимнем наряде. Косматая изморозь застыла на его мощных ветвях.

       Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубокий сон природы. Сверкает снег. Вспыхивают и гаснут искры – блёстки.

Хорош лес в зимнем уборе.

    (Выключается музыка).

В: Обратите внимание: на каждой репродукции художники изобразили зимние Пейзажи по - разному. Ребята, какой из этих зимних пейзажей вам нравится больше.

Ответы детей.

В:  На какой из картин художник изобразил утро? (на картине слева, справа или в середине). Какие краски выбрал художник.

Ответы детей.

В: Художники используют контрастное: ослепительно белый снег, серое небо. На какой иллюстрации начало зимы? А какой он снег?

Ответы детей: сверкающий, блестящий, холодный, серебристый, искристый,

пушистый, колючий, липкий.

В: А сейчас закроем глаза, и мы очутились на лесной полянке.

 (Звучит музыка П.И. Чайковского «вальс снежных хлопьев»).

Изображаем снежок.

В: Как прекрасно художники изобразили зимние пейзажи. Как созвучны стихи с изображением. Как хорошо Сергей Есенин в своём стихотворении отметил о зимнем пейзаже:

                                «Заколдован невидимкой

                                   Дремлет лес под сказку сна

                                   Словно белою косынкой

                                   Подвязалася сосна».

Какие вы знаете стихотворения созвучные с изображении

Чтение стихотворений детьми.

А.С.Пушкин

                                «Ветер тучи нагоняя

                                  Дохнул, завыл и вот сама

                                  Идёт волшебница зима!

                                  Пришла, рассыпалась клоками».

И. Никитин

                                «На безлюдный простор

                                  Побелевших полей

                               Смотрит весело лес

                               Из-под чёрных кудрей

                               Словно рад он чему.

                               И на ветках берёз,

                               Как алмазы горят

                               Капли сдержанных слёз».

А. Фет

                            «Чудная картина, как ты мне родна!

                              Белая равнина, полная луна,

                              Свет небес высокий и блестящий снег

                              И саней далёкий одинокий бег».

Н. Некрасов

                            «Богат я, казны не считаю

                              А всё не скудеет добро

                              А царство своё убираю

                              В алмазы, жемчуг, серебро».

В: Правильно, ребята, зиму художники и поэты изображают труженицей.

Какая же зима ещё?

Ответы детей: Хрустальная, искристая, серебристая, разноцветная, суровая.

ИТОГ:

Вот она какая - красавица русская зима!

В:  Чтобы подольше ее образ оставался в нашей памяти, давайте нарисуем ее: яркую, нарядную, сверкающую и суровую, притихшую перед снежной бурей.

Лучшие работы мы повесим на выставку.

(Звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года». Дети рисуют)

В:  Вот, ребята, как всё взаимосвязано: стихотворения, картины, музыка. До следующей встречи в нашей галерее.

                               Пришла Зимушка Зима

                               Много снега принесла

                               А махнула рукавом

                               Всё укрыла серебром.

                 Вот она  - Наша Волшебница Зима!

Литература:

  1. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» -М., «ВАКО» 2010г.
  2. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль ,2001г.

3.Чайковский П.Цикл «Времена года».

4.Христоматия по литературе 1-4класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества.

Методическая разработка ориентирована на выявление возможностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. В связи с поставленной целью рассмотрено сост...

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Сюжетные картинки для составления рассказов"

Эта методическая разработка поможет воспитателям на занятиях по развитию речи при ознакомлении детей с окружающим миром, знакомством с произведениям художественной литературы, обучению дошкольников со...

Методическая разработка по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Мои любимые добрые сказки»

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства....

Методическая разработка по развитию речи детей 2-3 лет.

Подборка методического материала на тему: "Зима" для детей 2-3 лет (стихи, пальчиковые  и речевые игры, подвижные и хороводные игры)...

методическая разработка по развитию речи в старшей группе "Путешествие из Зимы в Весну"

План-конспект итогового занятия по развитию речи для старшей группы. Цели: совершенствование  и закрепление системы формирования лексико-грамматического строя речи.Задачи: закреплять умение ...

Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей

Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию речи в средней группе на тему «Зима. Зимние приметы»

Закрепить знания детей о признаках зимы, развивать память, внимание и наглядно-образное мышление....