Занятие по теме: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной ГРУППЫ.
Тема:Игра-путешествие: « Путешествие в волшебную страну умных игр».
Цель:способствовать развитию речи детей старшего дошкольного возрастапосредством дидактических игр.
Образовательные задачи:
- Создание условий для мотивации детей к составлению рассказа по набору картинок в определеннойпоследовательности.
- Уточнение и расширение представлений детей о домашних животных- внешний вид, с кем живут, какую пользу приносят, чем питаются.
Развивающие задачи:
- Продолжение работы над лексико-грамматическим строем речи (образование множественного числа существительных: козленок-козлята, теленок-телята….и т.д)
- Совершенствование диалогической и монологической форм речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитание любви к домашним животным, формирование желания заботится о них.
Форма проведения: игра – путешествие
Материалы и оборудование:
«цветик – умоцветик» (с одной стороны лепестков цифры от 1 до 7, а с другой буквы М О Л О Д Ц Ы), 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением животных, волшебная палочка, прищепки по количеству детей, игрушка – котёнок,опорные модели -схемы с изображением основных признаков животных. Дидактическая игра про животных, проектор, компьютер, мольберт, стол длинный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanjatie.docx | 65.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в волшебную страну Умных Игр»
Занятие по теме: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».
Воспитатель Харина Татьяна Анатольевна
МКДОУ Детский сад «Журавушка»
с.Степное
2016г.
КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
Тема: Игра-путешествие: « Путешествие в волшебную страну умных игр».
Цель: способствовать развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Образовательные задачи:
- Создание условий для мотивации детей к составлению рассказа по набору картинок в определенной последовательности.
- Уточнение и расширение представлений детей о домашних животных- внешний вид, с кем живут, какую пользу приносят, чем питаются.
Развивающие задачи:
- Продолжение работы над лексико-грамматическим строем речи (образование множественного числа существительных: козленок-козлята, теленок-телята….и т.д)
- Совершенствование диалогической и монологической форм речи.
Воспитательные задачи:
- Воспитание любви к домашним животным, формирование желания заботится о них.
Форма проведения: игра – путешествие
Материалы и оборудование:
«цветик – умоцветик» (с одной стороны лепестков цифры от 1 до 7, а с другой буквы М О Л О Д Ц Ы), 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением животных, волшебная палочка, прищепки по количеству детей, игрушка – котёнок, опорные модели -схемы с изображением основных признаков животных. Дидактическая игра про животных, проектор, компьютер, мольберт, стол длинный.
ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько много гостей сегодня к нам пришло, давайте поздороваемся с ними «Утренним приветствием».
Скажем здравствуйте руками,
Скажем здравствуйте глазами,
Скажем здравствуйте мы ртом,
Станет веселей кругом.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто я?
(Ответы детей)
Воспитатель: Я фея из Страны Умных Игр. Мои эльфы рассказали, что в этом детском саду живут любознательные, умные, внимательные дети и очень любят путешествовать. Я хочу вам предложить отправиться в путешествие. Но не в обычную страну, а в волшебную страну, которой нет ни на одной карте, в Страну Умных Игр, хотите там побывать? (да, хотим) Моя страна очень большая, и я пока не знаю в какой уголок страны мы с вами попадем. А переместимся мы туда с помощью моего волшебного платка. Когда мой платок взлетит, вы должны успеть спрятаться под него и закрыть глаза. Ну, что отправляемся?
Звучит музыка, платок взлетает, и дети прячутся под него: закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (звучит музыка). Платок снова взлетает, воспитатель повязывает его на голову. Фея превращается в бабушку.
(Слайд 2) Воспитатель: Здравствуйте, мои милые внучатки! Здравствуйте, мои хорошие! Я бабушка Варвара! Я всегда очень рада гостям! Посмотрите, как красиво в моем подворье! У меня растет необычный цветок. Посмотрите, какой он красивый. Давайте вдохнем его аромат.
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»- через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем» А-ах!»
На что он похож?
Дети: Он похож на цветик-семицветик.
Воспитатель: Почему он так называется?
Дети: Потому, что у него 7 лепестков.
Воспитатель: Он похож на цветик-семицветик, но это умоцветик, потому что мы с вами в волшебной стране умных игр. Этот цветок не простой, в лепестках скрыт сюрприз, чтобы его узнать, нам надо открыть все лепестки. Лепестки необычные, почему?
Дети: - На лепестках с одной стороны цифры, а с другой - буквы.
- Еще на каждом лепестке есть конверт.
- На лепестках и конвертах одинаковые цифры.
- Лепестки и конверты одинакового цвета.
Воспитатель: В каждом конверте задание, которое нам надо с вами выполнить, в процессе выполнения заданий я познакомлю вас с жильцами моего подворья. А когда мы откроем все лепестки, мы узнаем какой сюрприз скрывает наш Умоцветик. Ну что, начнём! Итак, берем первый лепесток и открываем первый волшебный конверт. Какая цифра написана на конверте? (цифра 1)
-Задание «Угадай-ка»
Воспитатель: Я загадываю загадки, а вы сначала внимательно слушаете до конца, затем тот, кто первым поднимет руку, будет отвечать. Если ответ правильный, то на экране появится соответствующая картинка.
1.От этой небо скрыто-
Все глядит она в корыто
Или, хвост задрав крючком,
Роет землю пятачком…..(свинья) (Слайд 3)
2.Я маленькая, белая
Пушистая несмелая,
Шерсть даю своей хозяйке
На шарфы и на фуфайке…..(овечка) (Слайд 5)
3.Хоть и бархатные лапки
Но зовут меня царапкой
Мышек ловко я ловлю
Молоко из блюдца пью……(кошка) (Слайд 7)
4.Бородатый и рогатый
Заберется в огород
Съест капусту и укроп… (козел) (Слайд 9)
5.Я хозяину служу
Дом хозяйский сторожу
Я рычу и громко лаю
И чужих я прогоняю…(Собака) (Слайд 11)
6.И сметану и кефир
Молоко и вкусный сыр
Чтобы были мы здоровы
Дает нам пестрая…..(корова)(Слайд 13)
7.Кто я догадайтесь сами
Я везу зимою сани
Что легко скользят по снегу
Летом я везу телегу……(лошадка) (Слайд 15)
8.Комочек пуха - длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку…….(кролик) (Слайд 17)
(открываю все картинки).
А теперь назовите их одним словом (домашние животные) (Слайд 18)
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Почему они называются домашними?
Дети: -Домашними называют тех животных, которые живут в доме или около дома человека.
-Люди их кормят, поят, выращивают, строят для них специальные дома.
Воспитатель: Хорошо. С первым заданием справились. Берем второй лепесток и открываем волшебный конверт с цифрой 2.
Назовите детенышей животных «Один - много»
1.-у собаки - щенок, много - щенят
2.-у коровы – теленок, много - телят
3.-у кролика - крольчонок, много - крольчат
4. -у кошки - котенок, много - котят
5. -у овцы - ягненок, много - ягнят
6. -у козы - козленок, много - козлят
7.- у свиньи - поросенок, много - поросят
8.-у лошади - жеребенок, много - жеребят
Воспитатель: Вот и со вторым заданием справились. Берем третий лепесток и открываем конверт с цифрой 3.
Задание «Какую пользу приносят животные человеку?»
-За то, что человек заботится о домашних животных, они тоже ему помогают, приносят какую-нибудь пользу!
-Ребята, давайте попробуем сочинить сказку «Кто самый нужный для человека», о том, какую пользу приносит каждое животное человеку. Я начну, а вы будете помогать.
Воспитатель: Собрались однажды домашние животные и начали спор, кто из них самый нужный для человека. Давайте поможем животным разрешить спор.
Воспитатель: Собака сказала – Я самая нужная, потому что ….
Дети: Я охраняю дом (спасаю людей, пасу скот.)
Воспитатель: Кошка не согласилась, я самая нужная, потому что……
Дети: Я ловлю мышей (мурлыкаю, лечу людей.)
Воспитатель: Корова промычала, я самая нужная, потому что……
Дети: Я даю человеку молоко.(из молока делают творог, масло, кефир.)
Воспитатель: Овца возмутилась, я самая нужная, потому…….
Дети: Человек из моей шерсти прядет пряжу.
Воспитатель: Лошадь заржала, я самая нужная, потому что……
Дети: Я помогаю человеку перевозить груз.(выступаю в цирке.)
Воспитатель: В это время вышла хозяйка и сказала: «Вы мне все нужны, все приносите пользу». С тех пор животные живут дружно.
Воспитатель: Превращаемся в ребят, хорошая сказка у нас получилась, для дружных ребят- зверят. Молодцы!!!
Воспитатель: Давайте возьмем четвертый лепесток и откроем конверт с цифрой 4.
А теперь пора нам и отдохнуть……
Дети встают, выстраиваются в круг, повторяют движения за воспитателем.
Физкультминутка.
Села кошка под кусточек, (Приседают).
Мяса скушала кусочек. (Поглаживают свой животик).
Встала кошка, потянулась, (Встают, потягиваются).
Ее шерстка развернулась. (Поглаживают по голове соседа).
Воспитатель: Откроем пятый лепесток и посмотрим задание 5 конверта.
Игра-ассоциация (Картинка: в центре изображена кошка, вокруг кошки -стол, иголка, шуба, платок, мальчик умывается.) (Слайд 20)
Ребята, посмотрите, на эту картинку и найдите, что общего есть у кошки с этими предметами.
Дети: 1.Иголка острая-когти у кошки тоже острые.
2.У стола 4 ножки-у кошки 4 лапы.
3.Платок мягкий-кошка тоже мягкая.
4.Мальчик умывается-кошка тоже любит умываться.
5.Шуба теплая-у кошки тоже шерсть теплая.
Воспитатель: Давайте откроем шестой лепесток и посмотрим задание 6 конверта.
Поиграем в игру «Волшебство» («Кто, что ест?»)
На доске висят картинки с изображениями любимых лакомств животных.
-Ребята, встаньте. Где-то фея оставила волшебную палочку и сейчас, я вас с ее помощью превращу в домашних животных: в кошку, в коня, в кролика, в собаку, в корову, в козу. А вы подойдете к мольберту и выберите для себя еду, которую больше всего любите есть. А потом нам расскажете, что вы выбрали (- Я коза. Я люблю есть траву, морковь, капусту и т.д.)
Воспитатель: У нас остался последний седьмой конверт и лепесток с цифрой 7.
«Расскажи о животном»
Давайте с вами повторим еще раз, каких животных называют домашними?
Дети: Домашними называют тех животных, которые живут в доме или около дома человека.
Воспитатель: Перед вами на столе лежат картинки животных. Вы должны выбрать животного и рассказать о нем по схеме с помощью картинок, как на мольберте.
-Какое животное вы выбрали? Оно дикое или домашнее?
- Расскажите об этом животном.
(На мольберте показан пример на одном из животных)
Домашнее животное -
где живет-
что ест-
детеныши-
какую пользу приносит это животное.
(Ребенок называет животного и выбирая картинку по схеме рассказывает о своем животном.)
Игра «Успокой котёнка» - котенок плачет, дети успокаивают его ласковыми словами (маленький, пушистенький, ласковый, усатенький, хорошенький и т. д.)
Пальчиковое упражнение «Котёнок» (на каждое слово дети бельевой прищепкой прищипывают подушечки каждого пальца сначала на правой, а затем на левой руке)
Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Поиграли мы с котёнком, он и успокоился, ему стало весело. А нам пора открывать последний лепесток.
Воспитатель: Посмотрите, все лепестки сорваны. Давайте прочитаем, что же за сюрприз был скрыт в лепестках-МОЛОДЦЫ!
- И я тоже хочу сказать, что вы - «МОЛОДЦЫ». Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Не забудьте рассказать родителям, чем мы с вами сегодня занимались. А теперь нам пора в детский сад.
Воспитатель накрывает детей своим платком. Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (звучит музыка). Воспитатель убирает платок и снова превращается из бабушки в фею.
Воспитатель: К сожалению, ребята, наше с вами путешествие закончилось, и мы вернулись в детский сад. Время пребывания в Стране Умных игр ограничено.
-А как называется страна, в которой мы побывали?
-Что вы узнали нового? Важно ли то, что вы сегодня узнали?
-Было ли вам интересно? Понравилось ли вам путешествие? (если понравилось, подойдите ко мне и возьмите улыбающийся смайлик, а если не понравилось, возьмите грустный смайлик)
-Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какое задание больше всего понравилось? Почему?
-Но это еще не все, чтобы вы не забывали о стране Умных игр, я хочу вам подарить игру.
Мне пора возвращаться в свою страну, но я еще вернусь и мы с вами отправимся в другой уголок моей страны. До свидания ребята!
Планируемые результаты:
- Дети умеют составлять рассказы по набору картинок в определенной последовательности;
- Имеют представление о домашних животных, об их внешнем виде, с кем живут, какую пользу приносят, чем питаются;
- Умеют образовывать множественное число существительных: козленок – козлята и т.д.;
- Дети проявляют любовь к домашним животным, желание заботиться о них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно – речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по теме: «В гости к Винни-Пуху»
Систематизировать знания о приметах весенних месяцев; развивать словесно – логическую память, воображение, мышление. Формировать навыки связанно – речевых высказываний, упражнять в образов...
Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект родительского собрания. Тема: "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста"
Форма проведения: Игра-путешествие...
Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью фетровой книги
Фетровый конструктор помогает детям как самостоятельно, так и под руководством взрослого активизировать знани по пройденному материалу, закрепить и систематизировать представления ол профессии "п...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»
Цель: закреплять умение, составлять рассказ по плану воспитателя и его пересказывать; употреблять все формы косвенных падежей, имен существительных в единственном числе; понимать логико-грамматические...
Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»
Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой мото...
Родительское собрание .Тема « Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».
Дата : 26.05.03Цель: 1.Привлечь внимание и заинтересовать родителей к проблеме речевого развития детей средствами дидактических игр в современных условиях.2.Итоги анкетирования.3.Дидактические игры.4....