Открытое занятие по развитию речи "Как лесные звери готовятся к зиме"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Голышкина Галина Викторовна

Дети отправляются на лыжах в лес, выполняют упражнения для развития речевого дыхания, отгадывают загадки, выполняют задания для развития речи и мелкой моторики, закрепляют знания о диких животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей второй младшей группы (3-4 года) по теме: "В гости к лесным зверятам"

Автор: Голышкина Галина Викторовна

Описание материала: Данный конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по теме: ""В гости к лесным зверятам".
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", " Речевое развитие ".
Цель: Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о диких животных, развитие речи, активизация словаря..
Задачи:
Образовательные:. Сформировать знания детей о диких животных (лиса, заяц, медведь, белка, ёжик), их внешнем виде, повадках, месте обитания, чем питаются, о том, как подготовились к зиме.
Развивающие: Развивать память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы, отзывчивость, доброжелательность.
Обогащение, развитие и активизация словаря по теме: дикие животные (берлога, дупло, нора); признаки животных: большой – маленький, длинные-короткий, колючий, хитрая, пушистый, трусливый, лохматый; развитие речевого дыхания, восприятия темпа и ритма .

Предварительная работа: Беседа о диких животных. Заготовки силуэтов маленьких зайчиков, рисование «Ёжик», аппликация «Медведь в берлоге», просмотр мультфильма «Три медведя», инсценировка сказки «Три медведя».
Материал и оборудование: игрушки (заяц, ёжик, белка). Муляжи: дупло для белочки, ёлки, деревья, «снег», орехи, корзинка, сухие листья. Ноутбук, проектор, презентация.

Ход занятия.
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Ребята, наступила зима, выпал снег.  (Слайд «Зимний лес»). Сегодня мы с вами отправимся в лес. В лесу нельзя бросать мусор, ломать деревья и шуметь, чтоб не напугать лесных зверей.

Каких животных мы с вами можем встретить в лесу?
Дети: Лису, зайца, волка, медведя, ёжика, белку.
Воспитатель: Ребята, как называются эти животные?
Дети: Дикие, лесные животные.
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Потому, что все они живут в лесу, сами о себе заботятся, добывают себе еду, многие из них хищники.

Воспитатель: В лес мы поедем на лыжах. Наденем носки, тёплые брюки, лыжные ботинки, куртки-застегнём молнию (вжик), шапки, варежки               ( имитация), все готовы? Поехали! (показ слайда «дети на лыжах»)

-Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной,

 Хорошо в лесу зимой!

Вот мы и приехали в лес. Давайте подышим ароматом леса.

Вдох через нос, выдох через рот.


 Я вам раздам снежинки, положим их на ладошку и сдуем (2-3 раза). (Слайд «Снежинки»). Снежинки положим под дерево.

Сядем на бревно( лавка).

.
Воспитатель: Все животные уже подготовились к зиме, а как мы сейчас узнаем.

Воспитатель читает загадку:

 Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: медведь. Показ слайда.
Воспитатель: Правильно медведь, как называется детёныш у медведя?
Дети:  медвежонок.
Воспитатель: Ребята, а медведь, какой?
Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него маленькие уши и сильные лапы.

Воспитатель: Медведь любит есть мёд. рыбу, малину.  Ребята, как называется дом, в котором спит всю зиму медведь?
Дети: Берлога. (Показ слайда).

Воспитатель: Алёша расскажи стишок «Мишка косолапый…»                         ( инсценировка) 

Воспитатель читает загадку:
Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост её - краса.

Этот зверь лесной -  ….

Показ слайда.

 Воспитатель: Как называют детёнышей лисы? (лисята)

Лиса живёт в норе , охотится на мышей и зайцев.

Давайте вспомним чистоговорки:

СА-СА-СА – вот идёт лиса.

СЫ-СЫ-СЫ – есть лисята у лисы.

СУ-СУ-СУ – очень холодно в лесу.

Воспитатель читает загадку:

Комочек пуха,

 Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку!

Дети: Зайчик. Показ слайда.
Воспитатель:  Какой он ребята? ( берёт зайчика)
Дети: — Зайка маленький, беленький, пушистый.

Воспитатель: Какие у него уши? (длинные), а хвостик ? (короткий)

Зимой зайчик питается корой деревьев.

Весной, летом и осенью шубка у зайчика серенькая, а с наступлением зимы он меняет её на беленькую. Как вы думаете для чего?
Дети: Снег зимой белый и шубка у зайчика белая, он спрячется, Чтобы его не съела лиса и волк.
Воспитатель: Давайте поиграем с зайчиком.
ФизминуткаИгра с пальчиками и движениями под музыку.
Зайка серенький сидит (дети присели)
И ушами шевелит. (Руки над головой и выполняют покачивание)
Вот так, вот та. (Руки над головой и выполняют покачивание)
Зайке холодно сидеть, (обнимают себя)
Надо лапочки погреть, (потирают ладошки)
Зайке холодно стоять, (обнимают себя)
Надо зайке поскакать. ( Дети прыгают на месте)

Воспитатель: — Молодцы ребята, зайчику понравилась наша игра.

Воспитатель читает загадку:


Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: белка. Показ слайда.
Воспитатель: Правильно ребята. А где живет белочка?
Дети: белка живет в дупле. Летом белка рыжая, а зимой серая.

Дети подходят к дереву.
Воспитатель: Посмотрите, белочка готовилась к приходу зимы и собрала много орешков, но все они лежат на земле.
Её детки разбросали все запасы. А как зовут детенышей белочки?
Дети: бельчата.
Воспитатель: правильно бельчата, все орешки разбросали на землю, давайте поможем ей.
В руки я орех возьму.
И немножко покручу,
Так, так и вот так
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму.
 ( Сжать орех в ладони.)
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.

Дети кладут все орешки в дупло белочке.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли белочке собрать орешки. Воспитатель читает загадку:

На его спине – иголки,

 И длинны они и колки,

Потому-что вдоль дорожек

 С ними смело ходит
Дети - ёжик. Показ слайда.
Воспитатель: А как называют детенышей ежа?
Дети: Ежата.
Воспитатель: Правильно ежата. Ёжик, как и  медведь всю зиму спит, укрывшись листьями, давайте тихонечко, чтоб не разбудить ёжика, укроем его получше листьями, чтоб зимой ему было теплее.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня помогли диким животным подготовиться к зиме. Белочке помогли собрать орехи, ёжика  получше укрыли листьями, поиграли с зайчиком. Узнали, что медведь и ёж всю зиму спят, а белочка и зайчик меняют шубку. Вы хорошо себя вели в лесу, вы не ломали деревья, не бросали мусор, не шумели и лесные звери приготовили для вас угощенье ( достать из-под «снега» рюкзачок с угощеньем. Рюкзак оденем Алёше, и поедем обратно в группу. Поехали!

-Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной,

 Хорошо в лесу зимой!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель Голышкина Г.В. Лесные звери зимой

Слайд 5

Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит рыбку, любит мёд, Ну- ка, кто же назовёт?

Слайд 8

Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней, Пышный хвост её-краса, Этот зверь лесной-………

Слайд 11

Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку!

Слайд 13

Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?

Слайд 15

На его спине- иголки, И длинны они и колки, Потому что вдоль дорожек С ними смело ходит ……..


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Проект «Как звери готовятся к зиме».

Воспитатель: Голышкина Г.В.

Тип проекта -  исследовательско – творческий.

Длительность -  краткосрочный.(6. 11 .– 6.12.)

Участники проекта -  дети II младшей группы, воспитатель.

Предпосылки к определению цели детьми.

В ходе наблюдения за изменениями в природе дети с воспитателем отмечают, что на улице становится холоднее, приближается зима. Люди начинают к ней готовиться: покупают тёплые вещи, приготавливают на зиму заготовки, утепляют свои дома. Педагог задает детям вопрос: «А как животные готовятся к зиме? Ведь им же зимой тоже холодно и нужно чем-то питаться».

Проблема - как дикие животные готовятся к зиме?

Цель -  формирование знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о подготовке диких животных к зиме;
  2. Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
  3. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
  4. Развитие речи и активизация словаря.

Предварительная работа: рассматривание  пособий с изображением диких животных; рассматривание альбома «Времена года»; беседы об осени и зиме; чтение стихотворений об осени и зиме, загадки о животных; чтение сказок о животных: «Заюшкина избушка», «Три медведя»; просмотр мультфильма «Три медведя», Л.Воронкова «Снег идёт». д/и «Дикие животные», «Кто,  где живёт»; заучивание наизусть чистоговорок,  физ.минутки  «В руки я возьму орех», «Зайка серенький сидит», упражнения для развития речевого дыхания «Снежинка», рисование «Ёжик», аппликация «Медведь в берлоге», упражнение в имитации ходьбы на лыжах.

Ожидаемый результат:  обогащение знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных,  о их особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме, почему нужно помогать им; воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, закрепить полученные знания о мире природы, побуждать к самостоятельным размышлениям.

Этапы:

Первый этап- подготовительный 6.11 – 8.11.

Изучение методической литературы

  1. Организация предметно-развивающей среды
  2. Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентации,  интернет-ресурсов по теме проекта.
  3. Беседы с детьми для выявления уровня знаний детей по теме проекта

Второй этап -  исследовательско-творческий  8.11. – 6.12.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская, двигательная, изобразительная, элементарная трудовая  деятельность, восприятие художественной литературы, взаимодействие с семьёй.

Третий этап – итоговый 6.12.

Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта. Открытое занятие с представлением презентации по проекту.

Интеграция образовательных областей.

Социально – коммуникативное развитие. 

Формировать у детей бережное отношение к природе.

Познавательное развитие. 

Формировать и совершенствовать знания детей о диких животных (волк, медведь, заяц, лиса, белка, еж), о том, как они готовятся к зиме. Расширять кругозор детей.

Речевое развитие. 

Развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарный запас.

Художественно – эстетическое развитие.

Развивать эмоциональные отзывы детей на литературные произведения, интерес к ним. Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисовании, поделках. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать интерес к разным видам изобразительной деятельности.

Физическое развитие.  

Побуждать детей к двигательной активности. Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентироваться в пространстве.

Содержание деятельности.

Социально – коммуникативное развитие. 

В течение всего проекта

Игра «Доскажи словечко». Дидактические игры «Кто, где живет?», «Угадай по описанию», «Чей домик?». Пальчиковая игра «Зайчик  прыг, зайчик скок», «В руки я орех возьму». Отгадывание загадок.

Речевое развитие. 

В течение всего проекта

Чтение художественной литературы, чтение и заучивание стихов, чистоговорок, беседа о диких животных, отгадывание загадок.

Познавательно – исследовательская деятельность. 

8. 11.

9. 11.

14. 11.

Прогулка по территории сада.

Экспериментирование – опыт с «белым зайчиком».

Показ картин и карточек  с изображением  диких животных и их детёнышей.

Художественно – эстетическое развитие. 

15. 11.

16. 11.

18. 11.

 21.11.

23. 11.

Лепка «Ёжик».

Рисование «Иголки для ёжика».

Аппликация «Медведь в берлоге».

Лепка - « Грибы и орешки для белочки»

Рассматривание иллюстраций и выставка творческих работ.

Физическое развитие. 

В течение всего проекта

Подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит». Физминутка  «Как у наших у зверят». Самомассаж «Оденемся на прогулку», имитация «Бег на лыжах».

Работа с родителями. 

В течение всего проекта

Разучивание с детьми стихов о животных, чтение произведений о животных, отгадывание загадок.

Реализация проекта:

1 этап - Подготовительный

1. Беседа: «Каких животных ты знаешь?». Выявить уровень знания детей о многообразии животного мира;

2. Сформировать интерес у детей.

3. Пополнить библиотеку группы книгами о животных. Развивать у детей интерес к произведениям писателей о животных.

4. Оформление родительского уголка. Просвещать родителей: размещать статьи, рекомендации по реализации проекта.

5. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов игрушек животных. Создать условия для реализации проекта.

2 этап – Основной. Тематический план работы с детьми

Разделы работ. Основное содержание:

Познание (окружающий)

«Как звери к зиме готовятся»

Уточнить знания детей о диких животных, их внешнем виде, особенностях питания. Воспитывать любовь к животным.

Художественное творчество

Рисование - «Ёжик» Учить рисовать иголки пластиковыми вилками. Развивать мелкую моторику, воспитывать усидчивость, внимание.

Лепка - « Грибы и орешки для белочки»

Рассматривание картины «Как белка готовится к зиме».

Побуждать детей узнавать диких животных. Отвечать на вопросы предложениями.

Лепка - «Ёжик»

Рисование –« Ёжик»

Аппликация - «Мишка в берлоге».

Совместная деятельность

Беседы: «Какие животные живут в лесу?» Рассматривание картины «Животные в лесу»

«Какие дома строят себе животные?»

«Чем питаются дикие животные?»

«Чей детёныш»

Чтение художественной литературы:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о животных, посредством художественной литературы.

Р. н. с. «Три медведя»; «Теремок»

«Заюшкина избушка».

 

Коммуникация:

Развить у детей интерес к изучению животного мира. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

Заучивание стихов о животных.

Просмотр презентации «Как дикие животные к зиме готовятся».

Рассматривание книг, иллюстраций.

Игровая деятельность. Дидактические игры и упражнения:

«Чей домик?»

«Большие и маленькие»

«Угадай, кто кричит?» Развитие слухового внимания, умение различать и определять по звукоподражанию голоса домашних животных.

«Доскажи словечко»

«Кто, где живёт?»

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

«Зайка серенький сидит»

«Зайцы и волк».

Физминутки:

 «Весело в лесу», «Медвежата в чаще жили».

Пальчиковые игры:

«Зайчик», «Дикие животные», «В руки я орех возьму…».

Сюжетно-ролевые игры:

«К зайке в гости»

«Путешествие в лес на лыжах»

Настольные игры:

«Собери животного» - пазлы

Кубики – животные

Лото «Дикие животные»

«Чей детеныш?»

Театрализованная деятельность:

Показ сказки «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Итоговое мероприятие: Открытое занятие по развитию речи «Как лесные звери готовятся к зиме»

Работа с родителями:

Прочитайте ребенку:

        Серая шейка (Мамин-Сибиряк)

        Волк и лиса (Братья Гримм)

        Чей нос лучше? (В. Бианки)

        Лиса и медведь (В.И.Даль)

        Всяк по-своему (Г.Скребицкий)

Папки-передвижки: «Учимся наблюдать за изменениями в природе», «Правила поведения в лесу», «Домашнее задание» (подготовить с детьми сообщение о животном, нарисовать иллюстрацию).

Вывод:

В работе над проектом с детьми были  использованы все группы методов, т.е. способов достижения цели, наглядных, словесных, практических, игровых, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Данные методы были реализованы, используя разнообразные приемы такие, как образец воспитателя, показ способов действия, рассматривание иллюстраций, использование дидактических пособий в виде предметов соответствующих учебным задачам занятия, вопросы, художественное слово, пояснения к действиям, упражнение детей, дидактическая игра и игровые упражнения.

Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных и их детёнышей, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме, почему нужно помогать им? Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.

 Я  считаю, что проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.

Литература для чтения детям:  р.н.с. «Рукавичка», «Заюшкина избушка»; Т.Александрова «Медвежонок Бурик»; Л.Воронкова «Снег идёт»; Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?»;  «Хрестоматия для дошкольников 2-4 года»;  В.Степанов «Атлас животного мира»; А. Блок «Зайчик»; М. Пришвин «Ёж»; Дыбина О.В. «Неизведанное рядом»; Владимирская Л.А. «От осени до лета»; Калмыкова Л.Н. «Здравствуй, пальчик! Как живешь?»; Кнушевицкая И.А. «Стихи и речевые упражнения по теме «Дикие животные»; Ушакова О.С. «Придумай слово» речевые игры; Ушинский К., Чарушин Е.  «Кто в лесу живет?»; Филимонова О.Ю. «Развитие словаря дошкольника в играх»; Шорыгина Т.А. «Животные леса. Какие они?»; интернет ресурсы.

Приложение 1

                                           ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседа: «Каких животных ты знаешь?»

В.: как называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

В.: каких диких животных вы знаете?

В.: почему их называют дикими?

В.: какой-то волшебник всех животных заколдовал, теперь они не знают кто они такие. Они просят нас о помощи, поможем?

Воспитатель загадывает загадки:

Кто в берлогу спать ложится – волк, медведь или лисица? (Медведь)

Кто колючий, словно елка, носит на спине иголки? (Еж)

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней. (Лиса)        

Это что за шалунишка рвет с еловой ветки шишку,

Семена в ней выгрызает, шелуху на снег бросает? (Белка)

Есть у нас такой обычай – ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки. Кто мы – лисы или волки? (Волки)

Беседы: «Какие животные живут в лесу?» Рассматривание картины «Животные в лесу».

Формировать умения узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни лесных животных (лиса, медведь, белка, заяц, волк). Учить детей употреблять в своей речи прилагательные (мягкая, теплая, пушистая, большой, маленький, длинный, короткий, злой, веселый, хитрый, добрый) отвечать на вопросы воспитателя.

«Какие дома строят себе животные?»

Способствовать накоплению представлений о жизни лесных животных и их жилищах.

Ребята, наши лесные друзья хотят, что бы мы угадали, где чей дом,

Воспитатель:

- как называют домик у белки? (дупло)

- где живет ежик? (под кустом).

- какое еще животное живет под кустом? (заяц)

- как называют домик лисы? (нора).

- где живет мишка зимой? (в берлоге)

- а кто знает, как называют домик для волка? (волчье логово).

Воспитатель: правильно, логово. Это сложное слово. Давайте повторим его все вместе.

(несколько хоровых и индивидуальных ответов)

«Чем питаются дикие животные?»

Познакомить детей, чем питаются некоторые виды животных, развивать внимание, память, логическое мышление.

Стихотворения о животных:

Медведь

Я медведь живу в лесу,

Зимой в берлоге крепко сплю.

А когда придёт весна,

Просыпаюсь я от сна.

И брожу в густом лесу.

Друзей лесных своих ищу.

Лиса

Я хитрая лисица.

Живу в густом лесу.

Мышей, птенцов и зайцев,

Уж очень я люблю.

А если до деревни,

Тихонько доберусь,

То берегитесь куры,

И вкусный, жирный гусь.

Ёж

На спине моей иголки,

Я живу под пнём у ёлки,

Хоть я маленький зверёк,

Но в иголках моих толк.

Даже волка и лису,

Обмануть могу в лесу.

Заяц

Заяц, он живёт в лесу,

Боится встретить он лису.

Быстро бегает по горкам,

И грызёт кору у ёлки.

Чтобы скрыться от лисы.

Шубку он меняет.

Зимой белая она, весной серая бывает.

Волк

Я сердитый, серый волк.

Я в зайчатах знаю толк.

На тропе моей лесной,

Не ищи ты встреч со мной.

Если только догоню.

В раз тебя я проглочу.

Белка

У меня пушистый хвост,

Ну а глазки зорки.

Я живу в дупле большом,

На высокой ёлке.

Быстро я сорву грибок,

Съем его у ёлки,

Но, а шишек наберу,

И в дупло скорей несу.

Д/Игра «Доскажи словечко».

- Пусть она, как есть, плутовка, от макушки до хвоста.

Шубка, рыжая головка, как зовут ее?....

- В стае я живу, в лесу. Всем зверятам страх несу.

Грозно вдруг зубами щелк! Я свирепый, серый ….

- Он в лесу ночами рыщет, пропитанье себе ищет.

Страшно слышать пасти щелк, кто в лесу зубастый?....

- У зайца задние лапы длинные, а передние …

- Еж спит днем, а охотится….

- Белка зимой серая, а летом….

- Белка живет в дупле, а еж…

Д/Игра «Угадай, кто кричит?» Развитие слухового внимания, умение различать и определять по звукоподражанию голоса диких животных.

Подвижные игры:

«У медведя во бору»

Ход игры: Дети выбирают «медведя», который сидит в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы и ягоды, кладут их в лукошко, подходят к «медведю», приговаривая:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

Дети разбегаются, а «медведь» их ловит. Первый пойманный становится «медведем».

«Зайка серенький сидит»

Ход игры:         Дети стоят в кругу и вместе с воспитателем произносят слова, совершая движения, иллюстрирующие текст.

Зайка серенький сидит,

Он ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове, имитируя уши.)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

Надо лапочки погреть.

(Хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок – скок, скок – скок

Надо зайке поскакать.

(Прыгают)

Зайку кто – то испугал,

Зайка прыг и убежал.

(Воспитатель хлопает в ладоши и дети разбегаются по своим «домам»).

«Зайцы и волк»

Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев.

На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки (в овраге).

Воспитатель говорит:

Зайцы скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг.

Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения, и игра возобновляется. После того, как поймано 2-3 зайца, выбирается другой волк.

Физминутки:

«Как у наших у зверят»

Как у наших у зверят                                         (Хлопки в ладоши)

Лапки весело стучат:

Топ – топ – топ, топ – топ – топ.                      (Топают ногами)

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп.         (Хлопки в ладоши)

А потом вприсядочку                                         (Приседания)

Пляшут звери рядышком                                   (прыжки на месте).

А как пустятся бежать                                        (бег на месте)

Никому их не догнать.

«Весело в лесу»

Зайцы утром рано встали,

Весело в лесу играли.                                   (Прыжки на месте.)

По дорожкам прыг-прыг-прыг!

Кто к зарядке не привык?                            (Ходьба на месте.)

Вот лиса идёт по лесу.

Кто там скачет, интересно?                         (Потягивания — руки вперёд.)

Чтоб ответить на вопрос,

Тянет лисонька свой нос.                             (Прыжки на месте.)

А зайчата быстро скачут.

Как же может быть иначе?                           (Бег на месте.)

Тренировки помогают!

И зайчата убегают.                                        (Ходьба на месте.)

Вот голодная лиса

Грустно смотрит в небеса.                           (Потягивания — руки вверх.)

Тяжело вздыхает,                                          (Глубокие вдох и выдох.)

Садится, отдыхает.                                       (Садится, отдыхает.)

«Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Пальчиковые игры:

«Зайчик»

Зайчик прыг, зайчик скок,        Показываем «зайку». Сгибаем и разгибаем пальчики                 

Спрятался он под кусток.         Кулачок обнимаем ладошкой. Прячем.

Под кусточком – молчком,       Грозим пальчиком, чтобы тихо сидел.

Только ушки – торчком.           Показываем «зайку»

«Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

А это спешит,ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем.)

Театрализованная деятельность:

Показ сказки «Три медведя».

- развивать у детей интерес к художественной литературе посредством сказки;

- учить эмоционально воспринимать содержание сказки, понимать и оценивать характер, поступки героев, запоминать последовательность событий.

Воспитатель: Дети, а вы хотите попасть в сказку?

Дети: да

Вос: А чтоб в сказку нам попасть нужно загадку отгадать

(Воспитатель загадывает загадку)

Вос: возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

Дети: медведи

Вос: верно, а что за сказка?

Дети: "Три медведя"

Вос:Детки, а где можно встретить медведя?

Дети:в лесу, цырке, заопарке

Вос: Правильно говорите, умницы мои! А какой медведь дети?

Дети:Большой, лохматый, коричневый

Вос: верно ребятки, но как же нам попасть в сказку? давайте закроем глазки и скажем «Раз, два, три, в сказку попади!»

Воспитатель показывает сказку.

Вечер загадок «Угадай кто это?» (С показом изображений животных)

Цель: Воспитывать доброе отношение к животным. Закрепить знания о  диких животных. Развивать речь в игровой деятельности.

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку. (Заяц)

У меня роскошный хвост,

А характер мой непрост  

Я коварна и хитра.

Глубоко моя нора. (Лиса)  

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

 Я — старательная … (Белка)  

Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала Да побежала. (Еж)

Из берлоги слышен храп —

Спит хозяин, косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло. (Медведь)

Приложение 2

Экспериментирование – опыт с «белым зайчиком».

Загадка:  «Летом – серый, зимой – белый» - ответы детей.

А почему же зайчик к зиме белеет? – ответы детей.

Предложить детям рассмотреть силуэт зайчика из белой бумаги на белом фоне, а затем силуэт серого зайчика на белом фоне. Спросить у ребят, как выглядит серый зайчик на снегу? Затем поменять силуэт зайчика серого цвета на белый. Дети сделали соответствующие выводы (в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

Приложение 3

Конспект НОД по лепке
во второй младшей группе «Ёжик».

Цель:

  1. Продолжать учить детей создавать образ ежа.
  2. Закреплять умение детей катать шар из пластилина между ладонями и вытягивать пластилин двумя пальцами для придания работе характерного образа.
  3. Учить с помощью  ёлочных иголок  передавать образ ежа.
  4. Закреплять умение слушать воспитателя и действовать по его инструкции
  5. Развивать фантазию и творчество детей, развивать эмоциональную отзывчивость и образную речь.
  6. Воспитывать чувство взаимопомощи и любовь к природе. 

Материалы: Корзинка, резиновая игрушка ежик, доски для лепки, пластилин, ёлочные иголки. 

Ход занятия: 

Воспитатель вносит в группу небольшую корзинку накрытую платком. 

В. Ребята, к нам в группу пришел необычный гость. А что бы узнать, кто это нужно отгадать загадку: 

Лежала под елками  подушечка с иголками. 
Лежала, лежала,  да побежала.  Кто это? 

Дети: Ежик! 
Воспитатель поднимает платок, достает ежика. 

В. Это ежик. Давайте рассмотрим ежика. На что он похож? Верно на шарик. Только не простой шарик, а с иголками. Как вы думаете. Для чего нужны ежику иголки?   (Ответы детей)

В. Правильно иголки нужны ежику для защиты от врагов. А что еще есть у нашего ежика? 

Д. Глазки, носик, ушки. 

В. Ребята посмотрите, наш ежик загрустил. Он что – то хочет мне сказать по секрету. И знаете, что он мне сказал? У него в лесу совсем нет друзей. Давайте мы сделаем ежиков из пластилина, а потом лесная фея оживит их.  Для того что бы сделать ежика мы скатаем из пластилина шар, затем с помощью трех пальчиков вытягиваем мордочку. А для того что бы нашего ежика никто не мог обидеть ему нужны колючки. Колючки мы будем делать из ёлочных иголочек, чем больше колючек, тем лучше будет нашему ежику. Вот какой красивый получился у нас ежик! 

Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь. 

В. Какие замечательные ежики у вас получились. Сейчас наш ежик пойдет и познакомиться с ними.

Воспитатель с ежиком подходит к каждому ребенку и спрашивает, как зовут его ежика.

В. Вот и познакомился наш ежик со своими друзьями. Сначала ежата отправятся на выставку, а потом поедут в лес, где лесная фея превратит их в живых ежат. 

Приложение 4

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе, по теме «Иголки для ёжика»

Цели:

  1. Развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение.
  2. Воспитывать аккуратность при работе с красками, желание помочь.

Оборудование:

  1. Мягкая игрушка – ежик, пластиковые вилки
  2. Краска чёрная «Гуашь»,
  3. Листочки с нарисованными ёжиками без иголок.

Ход занятия:

Ребята, мы сегодня отправляемся с вами в путешествие, давайте закроем глаза (звучит тихая музыка, воспитатель ставит макет дерева, а под ним сидит игрушка ежика) а теперь открываем глаза. Вот мы с вами и пришли, отгадайте, кто это:

Загадка о ёжике

Под соснами, под елками,

Лежит мешок с иголками

(Ёжик)

Показ игрушки, дети ощупывают его и понимают, что у него иголки

Воспитатель:

- Ежик добрый. Давайте его погладим.

- Что у ежика на спинке? Иголки.

- А какого цвета ёжик и его иголки? (Коричневые или черные)

- Посмотрите, ежик нам что-то принес! Давайте посмотрим! (Открываем сундучок, там лежат листочки с нарисованными ёжиками без иголок.).

- Что это? (Ёжики). А что с ними не так? (Нет иголок).

- Ежик грустный. Он растерял все свои иголочки. Давайте поможем ему. Нам нужно с вами нарисовать иголочки нашему ёжику.

Рисование «Иголки для ёжика»

- У нас есть волшебные вилочки. Будем ими рисовать нашему ёжику иголки.

- Берем вилки – и проведите в воздухе  вверх - вниз (Показ воспитателя, затем вместе с детьми вилкой без краски).

- Теперь опускаем вилку в краску и выполняем работу.

- Вот какими красивыми получились у нас ёжики!

- Ежик доволен и зовет всех танцевать. (Танец с движением под музыку).

- Ежик благодарит вас за помощь. Молодцы!

Звучит музыка, дети машут ежику рукой и уходят.

Приложение 5

Конспект НОД по аппликации во второй младшей группе «Медведь в берлоге».

Цель: расширять границы творческой фантазии, пробуждать вкус к художественной импровизации.

Задачи:

  1. - Продолжать знакомить детей с дикими животными, с их повадками;
  2. - Учить выполнять объёмное изображение с помощью ваты; упражнять в аккуратном наклеивании;
  3. - Развивать умения работы детей с клеем и ватой, мелкую моторику, внимание, связную речь;
  4. - Воспитывать аккуратность в работе.

Оборудование: игрушка медвежонок, картон, заготовки из белой бумаги-берлога, из коричневой-мордочка медведя, клей, вата, клеенки для столов.

Ход занятия:

1. Организационный  момент.

Воспитатель:

-Ребята, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

- Тогда отгадайте загадку и узнаете, кто к нам сегодня пришел в гости!

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу!

Воспитатель (показывает плюшевого мишку): - Правильно, ребята, это мишка!

Воспитатель:

Посмотрите – ка, детишки,

К нам пришел сегодня Мишка.

Мишка бурый, косолапый,

Очень добрый, очень мягкий.

Хочет с нами поиграть,

Хочет нашим другом стать.

Давайте поздороваемся с ним.

Дети здороваются с медведем.

Воспитатель: - Мишка, а почему ты не спишь? Ведь сейчас зима и ты должен спать в берлоге.

Медведь: - Я бы и рад лечь спать, да снегу нынче мало. Вот мне стало грустно и я решил прийти к вам ребята и попросить вашей помощи, сделать мне берлогу из снега.

Воспитатель: - Не грусти Миша, мы тебе поможем.

2. Основная часть.

Беседа воспитателя с детьми

Воспитатель: - Ребята, а вы, знаете, откуда мишка пришел? (ответы детей)

- Правильно из леса.

-А медведь это дикое или домашнее животное?

- Как медведь ходит? (дети показывают).

-Ребята, а что любит, есть медведь? (ягоды, мед, рыбку)

-Пусто сейчас в лесу. Нечем медведю полакомиться.

- Что делать косолапому? Вот и надо медведю залечь спать на всю зиму в берлоге.

-Давайте посмотрим, как он там устроился.

- А нашего медвежонка не засыпало снегом, поэтому он никак не может уснуть?

-Ребятки, а снег какой? (ответы) Правильно, белый, пушистый.

- Ребята, у меня есть вата, потрогайте. Какая она? Она мягкая и теплая. Ей можно укрыть нашего мишку? Укроем медвежонка ватой, ему будет тепло, никакие морозы не страшны

Показ воспитателем выполнения работы.

Воспитатель наклеивает белый полукруг на нижнюю часть картона - основы, сверху мордочку медведя, а вокруг на берлогу  кусочки ваты.

- Давайте мы нашего мишку хорошо укроем снегом, чтобы ему было еще теплее, а сон крепче, но прежде, чем вы начнете укрывать своих медвежат снегом, предлагаю размять пальчики.

Пальчиковая игра

«Как медведь к зиме готовился…»

По лесочку Мишка шел,

(расставляем пальчики и немного их сгибаем)

Мишка ягодки нашел.

(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)

Стал он ягоды считать,

(загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять!

Надо Мишке все собрать.

(кулачки сжимаем и разжимаем)

Дальше Мишка наш пошел,

(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)

Вдруг, грибочки он нашел!

(делаем из ладошек гриб: шляпку и ножку)

Стал грибочки собирать,

(загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять!

(все пальцы «поздоровались» с большим пальцем)

Ну, а как придет Зима…

(делаем «ножки» из указательного и среднего пальца)

Мишка ляжет спать, Друзья (ладошка к ладошке)

Самостоятельная работа детей.

Ребята садятся за столы и начинают выполнять аппликацию.

По ходу выполнения поделки воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

3.Итог занятия. Выставка работ.

Воспитатель:

- Ну вот, наконец-то наш мишка уснул крепко!

- Какие вы ребята молодцы! Скажите мне, кто сегодня к нам приходил в гости? А что мишка делает зимой? Как называется его домик? А почему наш мишка не спал? А что мы сделали, для того чтобы мишка уснул? Ах, какие теплые берлоги у вас получились!

Приложение 6

Конспект «Как звери готовятся к зиме» во второй младшей группе

Описание материала: Данный конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по теме: ""В гости к лесным зверятам".
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", " Речевое развитие ".
Цель: Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о диких животных, развитие речи, активизация словаря..
Задачи:
Образовательные:. Сформировать знания детей о диких животных (лиса, заяц, медведь, белка, ёжик), их внешнем виде, повадках, месте обитания, чем питаются, о том, как подготовились к зиме.
Развивающие: Развивать память, внимание, мышление. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные: Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы, отзывчивость, доброжелательность.
Обогащение, развитие и активизация словаря по теме: дикие животные (берлога, дупло, нора); признаки животных: большой – маленький, длинные-короткий, колючий, хитрая, пушистый, трусливый, лохматый; развитие речевого дыхания, восприятия темпа и ритма .

Предварительная работа: Беседа о диких животных. Заготовки силуэтов маленьких зайчиков, рисование «Ёжик», аппликация «Медведь в берлоге», просмотр мультфильма «Три медведя», инсценировка сказки «Три медведя».
Материал и оборудование: игрушки (заяц, ёжик, белка). Муляжи: дупло для белочки, ёлки, деревья, «снег», орехи, корзинка, сухие листья. Ноутбук, проектор, презентация.

Ход занятия.
Дети заходят в зал.
Воспитатель: Ребята, наступила зима, выпал снег.  (Слайд «Зимний лес»). Сегодня мы с вами отправимся в лес. В лесу нельзя бросать мусор, ломать деревья и шуметь, чтоб не напугать лесных зверей.

Каких животных мы с вами можем встретить в лесу?
Дети: Лису, зайца, волка, медведя, ёжика, белку.
Воспитатель: Ребята, как называются эти животные?
Дети: Дикие, лесные животные.
Воспитатель: Правильно, все эти животные – дикие. А как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Потому, что все они живут в лесу, сами о себе заботятся, добывают себе еду, многие из них хищники.

Воспитатель: В лес мы поедем на лыжах. Наденем носки, тёплые брюки, лыжные ботинки, куртки-застегнём молнию (вжик), шапки, варежки               ( имитация), все готовы? Поехали! (показ слайда «дети на лыжах»)

-Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной,

 Хорошо в лесу зимой!

Вот мы и приехали в лес. Давайте подышим ароматом леса.

Вдох через нос, выдох через рот.


 Я вам раздам снежинки, положим их на ладошку и сдуем (2-3 раза). (Слайд «Снежинки»). Снежинки положим под дерево.

Сядем на бревно( лавка).

.
Воспитатель: Все животные уже подготовились к зиме, а как мы сейчас узнаем.

Воспитатель читает загадку:

 Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Дети: медведь. Показ слайда.
Воспитатель: Правильно медведь, как называется детёныш у медведя?
Дети:  медвежонок.
Воспитатель: Ребята, а медведь, какой?
Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него маленькие уши и сильные лапы.

Воспитатель: Медведь любит есть мёд. рыбу, малину.  Ребята, как называется дом, в котором спит всю зиму медведь?
Дети: Берлога. (Показ слайда).

Воспитатель: Алёша расскажи стишок «Мишка косолапый…»                         ( инсценировка) 

Воспитатель читает загадку:
Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Пышный хвост её - краса.

Этот зверь лесной -  ….

Показ слайда.

 Воспитатель: Как называют детёнышей лисы? (лисята)

Лиса живёт в норе , охотится на мышей и зайцев.

Давайте вспомним чистоговорки:

СА-СА-СА – вот идёт лиса.

СЫ-СЫ-СЫ – есть лисята у лисы.

СУ-СУ-СУ – очень холодно в лесу.

Воспитатель читает загадку:

Комочек пуха,

 Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку!

Дети: Зайчик. Показ слайда.
Воспитатель:  Какой он ребята? ( берёт зайчика)
Дети: — Зайка маленький, беленький, пушистый.

Воспитатель: Какие у него уши? (длинные), а хвостик ? (короткий)

Зимой зайчик питается корой деревьев.

Весной, летом и осенью шубка у зайчика серенькая, а с наступлением зимы он меняет её на беленькую. Как вы думаете для чего?
Дети: Снег зимой белый и шубка у зайчика белая, он спрячется, Чтобы его не съела лиса и волк.
Воспитатель: Давайте поиграем с зайчиком.
ФизминуткаИгра с пальчиками и движениями под музыку.
Зайка серенький сидит (дети присели)
И ушами шевелит. (Руки над головой и выполняют покачивание)
Вот так, вот та. (Руки над головой и выполняют покачивание)
Зайке холодно сидеть, (обнимают себя)
Надо лапочки погреть, (потирают ладошки)
Зайке холодно стоять, (обнимают себя)
Надо зайке поскакать. ( Дети прыгают на месте)

Воспитатель: — Молодцы ребята, зайчику понравилась наша игра.

Воспитатель читает загадку:


Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети: белка. Показ слайда.
Воспитатель: Правильно ребята. А где живет белочка?
Дети: белка живет в дупле. Летом белка рыжая, а зимой серая.

Дети подходят к дереву.
Воспитатель: Посмотрите, белочка готовилась к приходу зимы и собрала много орешков, но все они лежат на земле.
Её детки разбросали все запасы. А как зовут детенышей белочки?
Дети: бельчата.
Воспитатель: правильно бельчата, все орешки разбросали на землю, давайте поможем ей.
В руки я орех возьму.
И немножко покручу,
Так, так и вот так
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму.
 ( Сжать орех в ладони.)
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.

Дети кладут все орешки в дупло белочке.
Воспитатель: Молодцы ребята, помогли белочке собрать орешки. Воспитатель читает загадку:

На его спине – иголки,

 И длинны они и колки,

Потому-что вдоль дорожек

 С ними смело ходит
Дети - ёжик. Показ слайда.
Воспитатель: А как называют детенышей ежа?
Дети: Ежата.
Воспитатель: Правильно ежата. Ёжик, как и  медведь всю зиму спит, укрывшись листьями, давайте тихонечко, чтоб не разбудить ёжика, укроем его получше листьями, чтоб зимой ему было теплее.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня помогли диким животным подготовиться к зиме. Белочке помогли собрать орехи, ёжика  получше укрыли листьями, поиграли с зайчиком. Узнали, что медведь и ёж всю зиму спят, а белочка и зайчик меняют шубку. Вы хорошо себя вели в лесу, вы не ломали деревья, не бросали мусор, не шумели и лесные звери приготовили для вас угощенье ( достать из-под «снега» рюкзачок с угощеньем. Рюкзак оденем Алёше, и поедем обратно в группу. Поехали!

-Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу,

Ты бежишь за мной,

 Хорошо в лесу зимой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Как лесные звери готовятся к зиме"

Старшим дошкольникам очень интересны занятия познавательного характера. Дать детям знания о животных средней полосы, обогатить словарь новыми терминами, учить высказываться по поводу увиденного и услы...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 6-7 лет на тему : "Как лесные звери готовятся к зиме."

Данный конспект разработан с целью расширения и обогащения знаний детей о том, как лесные звери готовятся к зиме, активизировать словарь, связно излагать свои мысли, познак5омить детей с нетрадиционны...

Конспект занятия по развитию речи "Как звери готовятся к зиме"

Составление рассказов по прочитанному произведению...

«Как лесные звери готовятся к зиме». Конспект открытого занятия старшей группы «Снегурочка»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие...

Открытое занятие по познавательному развитию «Как дикие звери готовятся к зиме»

Ход занятиявоспитательОтвет детейВоспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.Я вам предлагаю отправиться  в путешествие в лес.На чём можно путешествов...