Консультация для родителей "Причины речевых нарушении".
консультация (средняя группа)
Развитие речи в детском саду — важный этап для детей с 0 до 7 лет. От качества образовательного процесса в ДОУ зависит усвоит ли дошкольник речевые нормы, сможет ли влиться в коллектив в детсаде и школе. Особое внимание уделяется формированию диалогической речи, ведь именно в ходе диалога ребенок больше всего пополняет словарный запас, учится коммуникации и построению предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_rechevyh_narushenii.docx | 16.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины речевых нарушении
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние(экзогенные) и внутренние(эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии. (И. М. Сеченов, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский).
Необходимо также подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.
Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятноговоздействияречевогоокруженияможетслужитьнедоразвитиеречи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например, дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1 — 2 г., в 3 г. и в 6 — 7 лет.
Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушени и развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.
2. Родовая травма и асфиксия (СНОСКА: Асфиксия— недостаточностькислородногоснабжениямозгавследствиенарушениядыхани) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
В зависимости от времени воздействия и локализацииповреждениямозгавозникаютречевыедефектыразличноготипа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы.
В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микро социальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с «повышенным риском». К таким относятся:
1) семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
2) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;
3) семьи, где матери перенесли во время беременности острое инфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;
4) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию (СНОСКА: Гипоксия— кислородное голодание), при родовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.
В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья материи ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.
В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.
Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов населении в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Речевые нарушения у детей: причины, предупреждение.
В статье в доступной для родителей форме излагаются причины нарушений речи у детей, факторы, влияющие на успешное развитие детской речи...
консультация для родителей"Речевые нарушения у дошкольников"
Материал о необходимости родителям демонстрировать детям образец собственной(правильной) речи.Приведены примеры речевых нарушений:задержка речевого развития,ФФН,ФНР,ОНР....
Консультация "Профилактика психо-речевых нарушений в период психофизиологических возможностей дошкольников"
Консультация для педагогов дошкольного образования по профилактике психо-речевых нарушений у детей....
Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"
Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевые нарушения и причины их возникновения»
Информация будет полезна для родителей....
Консультация "Аденоиды и речевые нарушения у детей"
Консультация знакомит родителей с данной патологией, причинами её возникновения, опасностью этого заболевания и необходимостью его профилактики....
Консультация "АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ"
АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ...