Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Путешествие в сказочный лес».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Ирина Галиуллина Зинуровна
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Путешествие в сказочный лес». Занятие провела воспитатель Галиуллина Ирина Зинуровна Образовательные задачи: - формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных; - уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж); - формирование обобщающего понятия «Дикие животные»; - совершенствование грамматического строя речи : Развивающие задачи: - развитие зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, общих речевых навыков (чёткости дикции, интонационной выразительности речи). Воспитательные задачи: - формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по развитию речи

в младшей группе

Тема: «Путешествие в сказочный лес».

                                                                       

Образовательные задачи:

 - формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных;

 - уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж);

 - формирование обобщающего понятия «Дикие животные»;

 - совершенствование грамматического строя речи : предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа, образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят.

  • Развивающие задачи:

 - развитие зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, общих речевых навыков (чёткости дикции, интонационной выразительности речи).

  • Воспитательные задачи:

 - формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

  Оборудование: чудо-дерево, набор мешочков по числу животных, фигурки и плоскостные изображения диких животных и их детёнышей, дидактическая игра «Четвёртый лишний»,  мяч, массажные мячи, шишки большого и маленького размера, две корзинки, картинка-паззл «Дикие животные», мостик.   

Предварительная работа: обучение отгадыванию загадок, разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», разучивание загадок и стихов о животных; составление и разучивание словосочетаний «серый волк», «бурый медведь», «рыжая лиса», «колючий ёж», «белый заяц»; чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина.

Ход занятия:

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

                          При встрече здороваться «Доброе утро».

                         - Доброе утро и солнцу, и птицам.

                         - Доброе утро приветливым лицам.

                         - Доброе утро весёленьким глазкам.

                         Сегодня мы с вами отправимся в сказку.

 Только сначала нам нужно одеться потеплее, ведь на улице холодно:

 - кофту, брюки, шапку и куртку мы будем …(надевать);

 - сапоги и ботинки мы будем … (обувать);

 - пуговицы будем …(застёгивать);

 - шнурки будем …(завязывать).

    Теперь мы готовы к прогулке, можем отправляться.

Воспитатель с детьми идёт по следам и по мостику. Подходят к чудо-дереву.

Воспитатель: Что же это у нас на пути? Сказочное чудо-дерево!

                           Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

                            Не листочки на нём,

                            Не цветочки на нём,

                            А мешочки на нём, словно яблочки!

   Посмотрите-ка, ребята, что же на чудо-дереве выросло? (Мешочки)

А в каждом мешочке живёт лесной житель. Лесные жители приготовили для нас игры и задания. За каждое выполненное задание они подарят сюрприз – частичку от картинки.

 Воспитатель усаживает детей на стульчики вокруг дерева и снимает с ветки один из мешочков.

1 Воспитатель: Кто это?

Дети;  (Медведь)

Воспитатель: -Какой медведь?

 Дети; (Мягкий, большой, неуклюжий)

 Воспитатель: Какого цвета у него шуба?

Дети; (Бурая)

 Воспитатель:А ушки какие?

Дети; (Маленькие)

 Воспитатель: А лапы?

Дети; (Большие, сильные)

 Воспитатель:Как рычит медведь?

Дети;Р-р-р

 Воспитатель: Где живёт медведь?

Дети; (В лесу, в берлоге)

 Воспитатель: А звери, которые живут в лесу как называются?

Дети; (Дикие)

  Воспитатель: А что медведь любит кушать?

Дети; (Мёд, малину)

 Воспитатель: Медведь принёс с собой горшочек. Я думаю, что он с мёдом.

      Воспитатель трясёт горшочек, слышится стук.

 - Нет, там точно не мёд. Да это же загадки!

                               

                              Загадки о животных.

1Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. Кто это?

                      (Медведь)

     

2 В густом лесу под ёлкой, осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками, колючий и живой. Кто это?

                       (Ёжик)

3Серый зверь крадётся в чаще,

Очень страшный, настоящий.

Жёлтым светятся глаза,

И для зайцев он гроза.

                      (Волк).

4 В серой шубке ходит летом,

В белую зимой одет он.

Байковый зверюшка,

Косоглазый длинноушка.

                  (Заяц)

5Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост – краса.

Кто это?  

                (Лиса)

6 Я сегодня утром ловко

Шишек принесла в кладовку,

Да на остреньких сучочках

Поразвесила грибочков.

               (Белка)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с загадками. А вот и первая часть картинки.

             

 Воспитатель снимает следующий мешочек.

2 Воспитатель: Давайте посмотрим, кто здесь спрятался. Вы ничего не слышите? Мне кажется кто-то воет: у-у-у. Кто из животных так разговаривает? (Волк)

Воспитатель: Рассмотрим волка. Какого цвета у него шубка?

Дети (Серая)

 Воспитатель На какое домашнее животное похож волк?

Дети (На собаку)

Воспитатель Какие у волка зубы?

Дети (Острые)

 Воспитатель За кем охотится волк? 

Дети (За зайцами)

 Воспитатель Да, волк – хищник, охотится за зайцами и мелкими грызунами.

 Воспитатель Где живёт волк ?

Дети (В логове)

Не смотря на то, что про волка в сказках говорят что он злой, зато он – преданный ,очень любит волчицу и своих детёнышей.

 Воспитатель Как  называют детенышей волка ?

Дети (Волчата)

Воспитатель Волк очень любит играть с волчатами ?

Волк принёс с собой мяч. Давайте поиграем.

         

                       Игра с мячом «Назови ласково»

Цель: закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, обозначающие животных.

   Волк – волчок

    Медведь – медведюшка

    Лиса – лисичка

    Заяц – заинька, заюшка

    Ёж – ёжик

    Белка – белочка

                       Игра с мячом «Кто где живёт»

Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Места обитания диких животных».

 -  Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. А теперь вспомним  места  обитания животных.

   Медведь живёт где? (В берлоге)

   Волк – в логове

   Лиса – в норе

   Заяц – под кустиком

   Белка – в дупле

   Ёжик – в норке

Воспитатель: Молодцы, ребята. Волку понравилось играть с вами и он дарит нам следующую часть картинки.

3  Давайте снимем ещё один мешочек.

  .Воспитатель: Посмотрим, кто здесь спрятался? Кто это? (Зайчик)

 - Какого цвета у него шубка? (Белая)

 - А для чего зайцу белая шубка? (Прячется от волка и лисы среди сугробов)

 - Заяц зимой белый, а летом ….(серый)

 - У зайца хвост короткий, а уши …(длинные)

 - У зайца задние лапы длинные, передние …(короткие)

 - Заяц пушистый, а ёж  …(колючий)

Зайцу под кустиком холодно сидеть, надо заиньку погреть. Вставайте в кружочек, с зайчиком погреемся.

   

Физкультминутка.

Цель: снятие физического и психо-эмоционального напряжения.

 Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет

По дорожке, словно мячик.

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал.

На носочки зайка встал,

И в ладоши хлопать стал.

Раз нагнулся, два нагнулся,

До носочков дотянулся.

Повернулся вправо, влево.

Вот какой зайчонок смелый!

               Воспитатель снимает следующий мешочек.

4. Воспитатель: Кто это? (Лиса)

 Воспитатель:  Какая лисичка?

Дети (пушистая, шубка рыжая, красивая)

 Воспитатель:  Как обычно в сказках характеризуют лису? (хитрая плутовка)

  Воспитатель: Кто знает стихотворение о лисе?

  Диляра      Хвост пушистый у лисицы,

                  Им не зря она гордится.

                   И хитрющие глаза,

                  Для мышей лиса – гроза.

Воспитатель: Лиса действительно очень хитрый и осторожный зверь. Она охотится на мелких зверушек и птичек. Лиса пришла к нам с просьбой о помощи. Лесные мамы потеряли своих малышей. Вы поможете их найти? Дети (Да)

Воспитатель: буду показывать и называть вам лесную маму, а вы найдите на столе , её детёныша, принести картинку и закрепить рядом с мамой.

                     Игра «Мамы и детёныши»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат,-ят)

 -Это лиса. У лисы -…(лисята)

 - Это белка. У белки - …(бельчата)

 - Это зайчиха. У зайчихи - …(зайчата)

 - Это ежиха. У ежихи - … (ежата)

 - Это медведица. У медведицы - …(медвежата)

 - Это волчица. У волчицы - …(волчата)

    Молодцы, ребята, помогли мамам найти своих малышей. Теперь они готовы с вами в игру.

                  Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие зрительного внимания.

   Закройте глаза и я уберу картинку с одним из животных, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.

    Воспитатель убирает изображение одного из животных.

 Воспитатель:  Кого не стало?

Дети  (Зайца)

   Воспитатель возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображением лисы и медведя Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. Лиса дарит следующую часть картинки.

       Воспитатель снимает ещё один мешочек.

5  Воспитатель: Молодцы, а вот и следующая часть картинки. Давайте заглянем в последний мешочек. Кто это? (Ёж)

 Воспитатель:Какой ёжик?

(колючий)

 Воспитатель: Для чего ёжику колючки?

(для защиты от хищников)

 Воспитатель:Что любит ёжик кушать?

(грибы, яблоки, молоко)

   Ёжик привёл с собой своих друзей – ёжиков. Давайте с ними поиграем.

              Упражнение с массажным мячом «Игра с ёжиком».

Цель: развитие тонкой моторики и ручной умелости, координация речи с движением.

  Ёжик выбился из сил – жалеем ёжика — гладим

  Яблоки, грибы носил.

  Мы потрём ему бока –,  трем бока

  Надо их размять слегка.  разминаем

  А потом погладим ножки,  чешем

  Чтобы отдохнул немножко.

  А потом почешем брюшко,  щекочем

  Пощекочем возле ушка.  катаем

  Ёж в лесочек убежал,

  Нам «Спасибо» пропищал!

Воспитатель: Ёжик подарил нам последнюю часть картинки и мы уже можем собрать картинку целиком. Давайте подойдём к столу.

     

              Игра-паззл «Дикие животные»

Цель: развитие зрительного восприятия и конструктивных  способностей

   Дети с помощью воспитателя собирают картину «Дикие животные».

Воспитатель: Кто здесь изображён?

Дети;  «Дикие животные» 

Воспитатель Где они живут?

Дети В лесу.

 Воспитатель Как одним словом назовём животных, которые сами о себе заботятся?                                                      

Дети Дикие

Воспитатель Эта картинка будет напоминать нам о путешествии в сказочный лес. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

   Мы на миг закроем глазки,

   Открываем – мы не в сказке!

   До свидания чудный лес,

   Полный сказочных чудес!

   Подружились мы с тобой,

   Нам теперь пора домой.

Итог:

 - Где мы с вами сегодня побывали? Каких животных встретили? Какие игры вам запомнились?

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок»

Тема: «Путешествие в страну сказок» Программные задачи: 1. Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать эпизоды из знакомых сказок без помощи воспитателя, передавать диалогическую ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну пословиц»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в страну пословиц»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе. Тема: «Петушок и его семья» Тема: «Петушок и его семья»

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе. Тема: «Петушок и его семья» Тема: «Петушок и его семья»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...