Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Путешествие в сказочный лес».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по развитию речи
в младшей группе
Тема: «Путешествие в сказочный лес».
Образовательные задачи:
- формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных;
- уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж);
- формирование обобщающего понятия «Дикие животные»;
- совершенствование грамматического строя речи : предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа, образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят.
- Развивающие задачи:
- развитие зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, общих речевых навыков (чёткости дикции, интонационной выразительности речи).
- Воспитательные задачи:
- формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование: чудо-дерево, набор мешочков по числу животных, фигурки и плоскостные изображения диких животных и их детёнышей, дидактическая игра «Четвёртый лишний», мяч, массажные мячи, шишки большого и маленького размера, две корзинки, картинка-паззл «Дикие животные», мостик.
Предварительная работа: обучение отгадыванию загадок, разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», разучивание загадок и стихов о животных; составление и разучивание словосочетаний «серый волк», «бурый медведь», «рыжая лиса», «колючий ёж», «белый заяц»; чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина.
Ход занятия:
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро».
- Доброе утро и солнцу, и птицам.
- Доброе утро приветливым лицам.
- Доброе утро весёленьким глазкам.
Сегодня мы с вами отправимся в сказку.
Только сначала нам нужно одеться потеплее, ведь на улице холодно:
- кофту, брюки, шапку и куртку мы будем …(надевать);
- сапоги и ботинки мы будем … (обувать);
- пуговицы будем …(застёгивать);
- шнурки будем …(завязывать).
Теперь мы готовы к прогулке, можем отправляться.
Воспитатель с детьми идёт по следам и по мостику. Подходят к чудо-дереву.
Воспитатель: Что же это у нас на пути? Сказочное чудо-дерево!
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А мешочки на нём, словно яблочки!
Посмотрите-ка, ребята, что же на чудо-дереве выросло? (Мешочки)
А в каждом мешочке живёт лесной житель. Лесные жители приготовили для нас игры и задания. За каждое выполненное задание они подарят сюрприз – частичку от картинки.
Воспитатель усаживает детей на стульчики вокруг дерева и снимает с ветки один из мешочков.
1 Воспитатель: Кто это?
Дети; (Медведь)
Воспитатель: -Какой медведь?
Дети; (Мягкий, большой, неуклюжий)
Воспитатель: Какого цвета у него шуба?
Дети; (Бурая)
Воспитатель:А ушки какие?
Дети; (Маленькие)
Воспитатель: А лапы?
Дети; (Большие, сильные)
Воспитатель:Как рычит медведь?
Дети;Р-р-р
Воспитатель: Где живёт медведь?
Дети; (В лесу, в берлоге)
Воспитатель: А звери, которые живут в лесу как называются?
Дети; (Дикие)
Воспитатель: А что медведь любит кушать?
Дети; (Мёд, малину)
Воспитатель: Медведь принёс с собой горшочек. Я думаю, что он с мёдом.
Воспитатель трясёт горшочек, слышится стук.
- Нет, там точно не мёд. Да это же загадки!
Загадки о животных.
1Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. Кто это?
(Медведь)
2 В густом лесу под ёлкой, осыпанный листвой
Лежит клубок с иголками, колючий и живой. Кто это?
(Ёжик)
3Серый зверь крадётся в чаще,
Очень страшный, настоящий.
Жёлтым светятся глаза,
И для зайцев он гроза.
(Волк).
4 В серой шубке ходит летом,
В белую зимой одет он.
Байковый зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
(Заяц)
5Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пышный хвост – краса.
Кто это?
(Лиса)
6 Я сегодня утром ловко
Шишек принесла в кладовку,
Да на остреньких сучочках
Поразвесила грибочков.
(Белка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с загадками. А вот и первая часть картинки.
Воспитатель снимает следующий мешочек.
2 Воспитатель: Давайте посмотрим, кто здесь спрятался. Вы ничего не слышите? Мне кажется кто-то воет: у-у-у. Кто из животных так разговаривает? (Волк)
Воспитатель: Рассмотрим волка. Какого цвета у него шубка?
Дети (Серая)
Воспитатель На какое домашнее животное похож волк?
Дети (На собаку)
Воспитатель Какие у волка зубы?
Дети (Острые)
Воспитатель За кем охотится волк?
Дети (За зайцами)
Воспитатель Да, волк – хищник, охотится за зайцами и мелкими грызунами.
Воспитатель Где живёт волк ?
Дети (В логове)
Не смотря на то, что про волка в сказках говорят что он злой, зато он – преданный ,очень любит волчицу и своих детёнышей.
Воспитатель Как называют детенышей волка ?
Дети (Волчата)
Воспитатель Волк очень любит играть с волчатами ?
Волк принёс с собой мяч. Давайте поиграем.
Игра с мячом «Назови ласково»
Цель: закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, обозначающие животных.
Волк – волчок
Медведь – медведюшка
Лиса – лисичка
Заяц – заинька, заюшка
Ёж – ёжик
Белка – белочка
Игра с мячом «Кто где живёт»
Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Места обитания диких животных».
- Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. А теперь вспомним места обитания животных.
Медведь живёт где? (В берлоге)
Волк – в логове
Лиса – в норе
Заяц – под кустиком
Белка – в дупле
Ёжик – в норке
Воспитатель: Молодцы, ребята. Волку понравилось играть с вами и он дарит нам следующую часть картинки.
3 Давайте снимем ещё один мешочек.
.Воспитатель: Посмотрим, кто здесь спрятался? Кто это? (Зайчик)
- Какого цвета у него шубка? (Белая)
- А для чего зайцу белая шубка? (Прячется от волка и лисы среди сугробов)
- Заяц зимой белый, а летом ….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши …(длинные)
- У зайца задние лапы длинные, передние …(короткие)
- Заяц пушистый, а ёж …(колючий)
Зайцу под кустиком холодно сидеть, надо заиньку погреть. Вставайте в кружочек, с зайчиком погреемся.
Физкультминутка.
Цель: снятие физического и психо-эмоционального напряжения.
Зайка весело шагает,
Ножки выше поднимает.
Зайка прыгает и скачет
По дорожке, словно мячик.
Он на пяточках шагал,
Носик кверху поднимал.
На носочки зайка встал,
И в ладоши хлопать стал.
Раз нагнулся, два нагнулся,
До носочков дотянулся.
Повернулся вправо, влево.
Вот какой зайчонок смелый!
Воспитатель снимает следующий мешочек.
4. Воспитатель: Кто это? (Лиса)
Воспитатель: Какая лисичка?
Дети (пушистая, шубка рыжая, красивая)
Воспитатель: Как обычно в сказках характеризуют лису? (хитрая плутовка)
Воспитатель: Кто знает стихотворение о лисе?
Диляра Хвост пушистый у лисицы,
Им не зря она гордится.
И хитрющие глаза,
Для мышей лиса – гроза.
Воспитатель: Лиса действительно очень хитрый и осторожный зверь. Она охотится на мелких зверушек и птичек. Лиса пришла к нам с просьбой о помощи. Лесные мамы потеряли своих малышей. Вы поможете их найти? Дети (Да)
Воспитатель: буду показывать и называть вам лесную маму, а вы найдите на столе , её детёныша, принести картинку и закрепить рядом с мамой.
Игра «Мамы и детёныши»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат,-ят)
-Это лиса. У лисы -…(лисята)
- Это белка. У белки - …(бельчата)
- Это зайчиха. У зайчихи - …(зайчата)
- Это ежиха. У ежихи - … (ежата)
- Это медведица. У медведицы - …(медвежата)
- Это волчица. У волчицы - …(волчата)
Молодцы, ребята, помогли мамам найти своих малышей. Теперь они готовы с вами в игру.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного внимания.
Закройте глаза и я уберу картинку с одним из животных, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.
Воспитатель убирает изображение одного из животных.
Воспитатель: Кого не стало?
Дети (Зайца)
Воспитатель возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображением лисы и медведя Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. Лиса дарит следующую часть картинки.
Воспитатель снимает ещё один мешочек.
5 Воспитатель: Молодцы, а вот и следующая часть картинки. Давайте заглянем в последний мешочек. Кто это? (Ёж)
Воспитатель:Какой ёжик?
(колючий)
Воспитатель: Для чего ёжику колючки?
(для защиты от хищников)
Воспитатель:Что любит ёжик кушать?
(грибы, яблоки, молоко)
Ёжик привёл с собой своих друзей – ёжиков. Давайте с ними поиграем.
Упражнение с массажным мячом «Игра с ёжиком».
Цель: развитие тонкой моторики и ручной умелости, координация речи с движением.
Ёжик выбился из сил – жалеем ёжика — гладим
Яблоки, грибы носил.
Мы потрём ему бока –, трем бока
Надо их размять слегка. разминаем
А потом погладим ножки, чешем
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко, щекочем
Пощекочем возле ушка. катаем
Ёж в лесочек убежал,
Нам «Спасибо» пропищал!
Воспитатель: Ёжик подарил нам последнюю часть картинки и мы уже можем собрать картинку целиком. Давайте подойдём к столу.
Игра-паззл «Дикие животные»
Цель: развитие зрительного восприятия и конструктивных способностей
Дети с помощью воспитателя собирают картину «Дикие животные».
Воспитатель: Кто здесь изображён?
Дети; «Дикие животные»
Воспитатель Где они живут?
Дети В лесу.
Воспитатель Как одним словом назовём животных, которые сами о себе заботятся?
Дети Дикие
Воспитатель Эта картинка будет напоминать нам о путешествии в сказочный лес. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Мы на миг закроем глазки,
Открываем – мы не в сказке!
До свидания чудный лес,
Полный сказочных чудес!
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
Итог:
- Где мы с вами сегодня побывали? Каких животных встретили? Какие игры вам запомнились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок»
Тема: «Путешествие в страну сказок» Программные задачи: 1. Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать эпизоды из знакомых сказок без помощи воспитателя, передавать диалогическую ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Путешествие на остров дружбы"
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну пословиц»
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Путешествие в страну пословиц»...
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки м,мь в словах. Дидактическое упражнение «Вставь словечко»
Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков м,мь в словах и в фразах.Задачи: 1. Закрепить навыки различения звуков м, мь.2. развивать фонематический слух.3. воспитывать усидчивость.4....
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе. Тема: «Петушок и его семья» Тема: «Петушок и его семья»
Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе. Тема: «Петушок и его семья» Тема: «Петушок и его семья»...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024
Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024
Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...