Дидактические игры
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«ГОВОРИ НАОБОРОТ»
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.
Ход:
Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
твердый - мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
горячий - холодный
больной - здоровый
широкий - узкий
«НАОБОРОТ»
Цель: совершенствовать умение детей подбирать к словам антонимы.
Ход:
- Подбери к словам противоположные слова.
«Большой – маленький»
- Сравни предметы по величине.
ОБРАЗЕЦ:
КОШКА большая, а КОТЁНОК маленький
СЛОН большой, а МЫШКА ...
СТОЛ большой, а СТОЛИК ...
РЕБЁНОК маленький, а ВЗРОСЛЫЙ …
АРБУЗ большой, а ЯБЛОКО ...
ЧЕМОДАН большой, а СУМКА …
ГОРОД большой, а ДЕРЕВНЯ ...
МОРЕ большое, а ОЗЕРО ...
ГРЯДКА маленькая, а ПОЛЕ ...
ТУЧА большая, а ОБЛАЧКО ...
«Длинный – короткий»
- Сравни предметы по длине.
ОБРАЗЕЦ:
У КРОКОДИЛА ХВОСТ длинный, а у ЗАЙЦА короткий
У ЖИРАФА ШЕЯ длинная, а у БЕГЕМОТА ...
У ДЕВОЧКИ ВОЛОСЫ длинные, а у МАЛЬЧИКА ...
ВЕРЁВКА длинная, а ЛЕНТА ...
У СТРАУСА НОГИ длинные, а у ПИНГВИНА ...
ШОРТЫ короткие, а БРЮКИ ...
ЗИМОЙ ДЕНЬ короткий, а ЛЕТОМ ...
ГОД длинный, а ДЕНЬ ...
ПОЛЕНО короткое, а БРЕВНО ...
«Высокий – низкий»
- Сравни предметы по высоте,
правильно подбери слова к предложениям.
ОБРАЗЕЦ:
ЁЛКА высокая, а ЗЕМЛЯНИКА низкая
ФОНАРЬ высокий, а ЗАБОР ...
ДОМ высокий, а ИЗБУШКА ...
БЕГЕМОТ низкий, а ЖИРАФ ...
СОСНА высокая, а КУСТ …
ХОЛМ низкий, а ГОРА ...
ОДИН БЕРЕГ высокий, а ДРУГОЙ ...
КУСТ высокий, а ТРАВА ...
ШКАФ высокий, а СТОЛИК ...
ФИКУС высокий, а КАКТУС ...
«Узкий – широкий»
- Какие предметы шире, а какие уже.
ОБРАЗЕЦ:
ДОРОГА широкая, а ТРОПИНКА узкая.
ЛЕНТА узкая, а ПОЛОТЕНЦЕ ...
РЕКА широкая, а РУЧЕЁК ...
ПРОСПЕКТ широкий, а ПЕРЕУЛОК ...
КОРИДОР узкий, а КОМНАТА ...
ЮБКА узкая, а ПЛАТЬЕ ...
ТУФЛИ узкие, а БОТИНКИ ...
КОВЁР широкий, а ПОЛОВИЧОК ...
МОСТ широкий, а МОСТИК ...
«Тонкий – толстый»
- Сравни предметы по толщине. Какой предмет тоньше, а какой толще.
ОБРАЗЕЦ:
Бегемот ТОЛСТЫЙ, а змея ТОНКАЯ.
СУК толстый, а ВЕТКА …
БРЕВНО толстое, а ПАЛКА …
ГУСЕНИЦА толстая, а ЧЕРВЯК…
НИТКА тонкая, а ВЕРЁВКА …
КАНАТ толстый, а ВЕРЁВКА …
У ОБЕЗЬЯНЫ ХВОСТ тонкий, а у ЛИСЫ…
ДУБ толстый, а БЕРЁЗА ...
КОЛБАСА толстая, а СОСИСКА ...
КАРТОН толстый, а БУМАГА ...
КАРАНДАШ тонкий, а РУЧКА ...
КНИГА толстая, а ЖУРНАЛ ...
«Легкий – тяжелый»
- Сравни, кто легче, а кто тяжелее.
ОБРАЗЕЦ:
АРБУЗ тяжёлый, а СЛИВА легкая.
КОВЁР тяжёлый, а КОВРИК …
ПОДУШКА лёгкая, а ОДЕЯЛО ...
ОБЛАКО лёгкое, а ТУЧА ...
ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК лёгкий, а КИРПИЧ…
ПЛАТЬЕ лёгкое, а ПАЛЬТО ...
СТУЛ лёгкий, а ДИВАН ...
КНИГА тяжёлая, а ТЕТРАДЬ ...
БЕГЕМОТ тяжёлый, а ВОРОБЕЙ ...
ВЕДРО тяжёлое, а БЛЮДЦЕ ...
КАМЕНЬ тяжёлый, а ЯБЛОКО ...
ЩЕНОК лёгкий, а СОБАКА ...
«НАЙДИ РУЧКУ»
Цель: учить детей составлять предложения с многозначным словом «ручка».
Ход:
Воспитатель здоровается с детьми и начинает гладить утюгом.
- Чем беру я утюг? (рукой, ручкой), а за что я держу утюг? (за ручку).
- У меня рука большая, а у вас? (маленькая). Как мы называем ласково руку ребенка? (ручка). Какие еще предметы называются словом «ручка» (ручкой пишут).
* Ответьте мне, что я делаю: кладу ручку на стол, беру чашку, держу ее за ручку. Дети отвечают: кладете, берете, держите.
* Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, посуды и т.п.).
* Закончите предложение, которое я начну. Ручкой можно ... (писать). Ручку можно на стол ... (положить). За ручку можно чашку ... (держать, брать, взять).У кастрюли две ... (ручки).
* Для чего нужна ручка?
* Вспомните, что я сказала, когда пришла к вам (сказала: «здравствуйте», поздоровалась). А теперь что я делаю? (прощается, машет ручкой, говорит «до свидания!»)
«НАЙДИ НОЖКУ»
Цель: упражнять детей в составлении предложений с многозначным словом «ножка», понимать разные значения этого слова.
Ход:
Воспитатель говорит детям, что она знает еще одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка».
— А теперь назовите, что мы называем слоном «ножка» (ножка у стула, стола, дивана, шкафа, у куклы ножка, у гриба).
* Скажите про свою ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите («У стула сломалась ножка», «У стола ножки крепкие», «У гриба ножки бывают толстые и тонкие»).
* Кто больше назовет предметов, у которых есть ножки?
«ОБЪЯСНИ, ПОЧЕМУ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ»
Цель: упражнять детей в понимании и объяснении сложных слов.
Ход:
- Объясните, почему так называется.
Рыболов (рыбу ловит),
листопад (листья падают),
пчеловод (пчел разводит),
ледоход (лед ходит, идет),
землекоп (землю копает),
самокат (сам катается),
пешеход (ходит пешком),
вездеход (везде ходит).
«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход:
— Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц, отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке (катере, теплоходе), ловить рыбу.)
После этого предлагается сюжет: собрались в лес – отдыхали – собирали грибы, ягоды; пошли на речку – купались – загорали – весело отдохнули.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: совершенствовать умение подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
Ход:
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: Оля проснулась и...(пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми).
Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.
«КАРТИНКИ – ЗАГАДКИ»
Цель: учить детей описывать нарисованные предметы, узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором предметов, используются имена существительные, глаголы, прилагательные).
Дидактический материал: картинки с предметами («Детское лото»)
Игровые правила: Описывать и угадывать предмет.
Ход:
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. У педагога коробка, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
«КТО ИЛИ МОЖЕТ ЭТО ДЕЛАТЬ?»
Цель: продолжать учить детей к глаголам подбирать имена существительные, активизировать словарь именами существительными.
Ход:
- Кто или что может это делать?
Бегать — ...
скакать — ...
летать — ...
плавать — ...
ползать — ...
катиться — ...
стоять — ...
«ОДИН – МНОГО»
Цель: упражняться детей в образовании множественного числа названия домашних и диких животных.
Ход:
кошка - кошки собака - собаки
корова - коровы лошадь - лошади
котенок - котята щенок - щенки
теленок - телята жеребенок - жеребята
заяц - зайцы лиса - лисы
волк - волки медведь - медведи
зайчонок - зайчата лисенок - лисята
волчонок - волчата медвежонок - медвежата
«ЧТО ЭТО?»
Цель: формировать умение относить определенный предмет к определенному понятию.
Ход:
Воспитатель называет предмет, ребенок должен правильно соотносить к понятию:
- кофта, халат, шуба, рубашка – это… (одежда);
- сапоги, тапочки, сандалии, чешки, валенки – это… (обувь);
- стол, стул, диван, шкаф – это… (мебель);
- линейка, ручка, карандаш, тетрадь – это… (школьные принадлежности);
- чашка, тарелка, вилка, кастрюля – это… (посуда) и т.д.
Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию слов по родам. Также процесс игры способствует развитию внимания, памяти, мышления, мелкой моторики и будет для Вашего ребенка увлекательным, интересным и познавательным.
Цель:
Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.
Задачи:
• Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь.
• Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.
Возраст: Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет, играть в нее могут не более 4 человек.
Инструкция:
Взрослый предлагает детям взять по одной карте. Педагог берет маленькие карточки и показывает детям, называя предмет: «Что это?» - «Пальто», «Чьё пальто?», ребёнок должен ответить: «Моё пальто» и т. д. Игра закончится тогда, когда ребёнок положит все маленькие карточки на карту.
Варианты игр с дидактическим пособием «Теремок»
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: развитие мышления, речи детей младшего дошкольного возраста.
Воспитатель перемешивает персонажей сказки «Теремок» и персонажей из других сказок. Затем предлагает детям посмотреть все ли персонажи из сказки теремок или есть кто-то лишний, и определить из какой сказки герой.
Дидактическая игра «Угадай, чей голосок?»
Цель: развитие высоты и тембра голоса, интонационной выразительности речи.
Педагог изображает персонажей сказки: мышку, лягушку, зайку, лису, волка, медведя. Ребёнок отгадывает. Затем ребенок и педагог меняются ролями.
Игра «Кто, где живёт?»
Цель: формирование умения у детей употреблять правильно в речи предлоги над, под, между.
Педагог размещает зверей в окнах-кармашках, предлагает внимательно посмотреть и отгадать, кто это?
- Этот зверь живёт над волком. Это…
- Этот зверь живёт над лисой. Это …
- Этот зверь живёт под мышкой. Это …
- Этот зверь живёт под лягушкой. Это …
- Этот зверь живёт между волком и зайцем. Это…
- Этот - между мышкой и медведем. Это …
Затем ребёнок сам загадывает загадки проговаривая предлоги над, под, между
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Цель: развитие памяти, внимания, речи.
Воспитатель рассаживает героев сказки в окошки, предлагает ребенку внимательно рассмотреть героев и запомнить их. Потом убирает одного из героев. Ребенок должен определить, какого героя сказки не стало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...