Словесные игры для дошкольников
картотека по развитию речи
Картотека, Развитие речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka._slovesnye_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные игры для дошкольников
«Что круглое, а что овальное?»
Ход игры: Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше предметов круглой и овальной формы. Ребенок начинает игру.
Если он не может назвать, педагог начинает: «Я вспомнил, яблоко - круглое, а яичко - овальное. Теперь ты продолжай. Вспомни, какая по форме слива, а какой крыжовник? Верно, слива - овальная, а крыжовник - круглый». (Помогает ребенку называть предметы и сравнивать их по форме: колечко-рыбка, ежик-мячик, вишня-листок вишни, арбуз-дыня, желудь-малина, помидор-баклажан, подсолнух-семечко, кабачок-яблоко).
В случае затруднения педагог показывает ребенку набор картинок, и они вместе раскладывают их на две группы.
«Летает - не летает»
Ход игры: Педагог предлагает детям быстро называть предметы, когда он скажет слово «летает», а затем называть другие предметы, когда он скажет слово «не летает».
Педагог говорит: «Летает».
Дети называют: «Ворона, самолет, бабочка, комар, муха, ракета, голубь» и т. д. Затем педагог произносит: «Не летает». Дети называют: «Велосипед, ромашка, чашка, собака, карандаш, котенок» и т. д. Игра продолжается: слова «летает», «не летает» называет один из детей, а педагог называет предметы вместе с детьми. Игру можно проводить на прогулке.
«Съедобное - несъедобное»
Игра проводится по аналогии с предыдущей.
«Живое-неживое»
Ход игры: Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Приводим несколько примеров.
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
И т. д.
«Что бывает внизу, а что бывает наверху?»
Ход игры: Педагог предлагает детям подумать и назвать то, что бывает только наверху.
Если дети затрудняются, он подсказывает: «Давайте посмотрим вверх, над нами - небо. Оно бывает внизу? Нет, оно бывает всегда только вверху. А что еще бывает только вверху? Облака где бывают? (звезды, луна). А теперь подумайте, что бывает только внизу? Посмотрите на землю. Трава где растет? Она где бывает?» (растения, водоемы, земля, песок, камни и т. д.).
После этого дети самостоятельно перечисляют объекты природы, которые бывают только вверху, и те, которые бывают только внизу.
«Что бывает сладким?»
Ход игры: Педагог предлагает детям: Слушайте внимательно, я буду называть то, что бывает сладким. А если я ошибусь, то меня надо остановить, надо сказать: «Стоп!»
Педагог говорит: «Сахар, зефир, малина, клубника, лимон».
Дети внимательно слушают и останавливают его на том слове, где он «ошибся». Затем дети сами называют то, что бывает сладким.
«Отвечай быстро»
Ход игры: Педагог, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас я назову какой-нибудь цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет такого же цвета. Потом он сам называет любой другой цвет и бросает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, потом свой цвет и т. д.».
Например «Зеленый», - говорит педагог (делает маленькую паузу, давая детям возможность вспомнить предметы зеленого цвета) и бросает мяч Вите.
«Трава», - отвечает Витя и, сказав: «Желтый», бросает мяч следующему.
Один и тот же цвет можно повторять несколько раз, так как предметов одинакового цвета много.
Основным признаком для классификации может быть не только цвет, но и качество предмета.
Начинающий говорит, например: «Деревянный», и бросает мяч.
«Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч, и предлагает свое слово: «Каменный».
«Дом» - отвечает следующий играющий и говорит: «Железный» и т. д.
В следующий раз за основной признак берется форма. Педагог говорит слово «круглый» и бросает мяч любому играющему.
«Солнце», - отвечает тот и называет другую форму, например «квадратный», бросая мяч следующему игроку.
Тот называет предмет квадратной формы (окно, платок, книга) и предлагает какую-либо форму. Одну и ту же форму можно повторять несколько раз, поскольку многие предметы имеют одинаковую форму. При повторении игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.
«Чем похожи?»
Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть вокруг и найти два предмета, которые между собой чем-то похожи.
Он говорит: «Я назову: солнце-цыпленок. Как вы думаете, чем они между собой похожи? Да, правильно, они между собой похожи цветом. А вот еще два предмета: стакан и окно. Чем же они похожи между собой? А теперь каждый из вас назовет свои два похожие между собой предмета».
Игры на исключение четвертого «лишнего» слова
«Будь внимательным!»
Ход игры: Педагог говорит детям: Я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать «лишнее» слово». Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул; ромашка, заяц, одуванчик, василек; лошадь, автобус, трамвай, троллейбус; волк, ворона, собака, лиса; воробей, ворона, голубь, цыпленок; яблоко, елка, морковь, огурец.
После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов, т. е. объяснить принцип группировки.
«Слушай внимательно!»
Ход игры: Педагог говорит ребенку: «Я буду называть слова, а ты скажешь какое слово не подходит: кошка, лиса, лошадь, корова; трактор, автомобиль, ракета, автобус; груша, репа, свекла, морковь; книга, пенал, мяч, тетрадь; вода, градусник, лекарство, вата».
В случае затруднения он медленно повторяет определенный набор слов и помогает ребенку выделить неподходящее по какому-либо признаку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные игры для дошкольников
Речевые игры развивают мышление, гибкость ума, внимание, память, воображение, языковое чутье, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром. Кроме того, играя, взрослый и ребенок учатся общению и...
Статья для родителей о словесных играх для дошкольников
Предлагаем вниманию родителей игры, которые помогут развить воображение и логическое мышление ребёнка в непринуждённой форме, а также разнообразят ваш совместный с ребёнком поход в садик, магази...
Словесные игры для дошкольников
Многие занятые родители считают, что у них совсем нет времени заниматься с ребенком. На самом деле у вас оно есть. В словесные игры или речевые игры можно играть по дороге в детский сад, во время прог...
Словесные игры для дошкольников (в копилку родителям)
В материале представлена подборка словесных игр для дошкольников, которая поможет родителям провестив занимательно интересно домашнее время....
"Словесные игры для дошкольников"
В данной разработке представлена картотека словесных игр для детей старшего возраста...
Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями.
Консультация для родителей " Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями" дает представление о речевых играх и способах их применения со своими детьми....
Картотека "Словесные игры с дошкольниками"
Словесные игры, проводимые в детском саду, направлены прежде всего на развитие речи....