Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями.
консультация
Консультация для родителей " Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями" дает представление о речевых играх и способах их применения со своими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_slovesnye_igry_dlya_doshkolnikov_s_roditelyami.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Дидактические словесные игры для развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием дидактических, словесных игр.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д).
2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).
3. Словесные игры (без наглядного материала).
Остановимся на словесных играх.
Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно:
- усаживать его за стол и создавать атмосферу урока.
- вам не понадобятся сложные пособия и методики.
Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.
Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.
Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование
«Подбери словечко».
Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку».
В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.
Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой.
В этом поможет игра «Сравни два яблока»- одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).
Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию».
Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для ребенка будет не только польза, но и огромное удовольствие.
Игра «Приготовим сок»
Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови – морковный , из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина. И т.д.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительными
Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:
Р): Кошка бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная
Р). Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор…
Р). Каким еще может быть платье?
- Шелковым, новым, модным…
Р). Что еще может быть модным? и т. д.
Игра «Эстафета»
Цель: Активизация глагольного словаря.
Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.
Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…
кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается
ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится , ласкается, скулит;
мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
Игра «Назови ласково»
друг — дружок , пирог — пирожок, сапог — сапожок,
снег — снежок, рог — рожок луг — лужок,
творог — творожок, флаг — флажок круг-кружок
Игра «Говори наоборот»
Ход игры: Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый – грустный быстрый – медленный, красивый – безобразный,
пустой – полный худой – толстый умный – глупый,
трудолюбивый -ленивый, тяжелый – легкий трусливый – храбрый,
твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий
Игра «Что из чего сделано?»
Ход игры:
сковорода из чугуна — чугунная,
ложка из дерева — деревянная, нож из металла — металлический,
ведро из железа — железное, ваза из хрусталя — хрустальная,
платье из шелка — шелковое коробка из картона — картонная, шарф из шерсти — шерстяной, булка из пшеницы — пшеничная, хлеб из ржи — ржаной, варенье из вишни — вишневое, дорога из песка — песчаная, сумка из кожи — кожаная, мяч из резины — резиновый, шуба из меха — меховая, крыша из соломы — соломенная, шарик из пластилина — пластилиновый
Игра «Лесенка».
В основу игры лег: «Синквейн» - в переводе с французского - пять строк.
К основным правилам игры относятся следующие:
1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,
2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает?) - три глагола, обозначающие действие,
4 строчка - четыре слова - ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;
5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.
Пример:
1. Кто? - Иван - царевич
2. Какой он? – добрый, красивый
3. Что он делает в сказке? - стреляет, ищет, удивляется
4. Как ты относишься к герою – Мне нравится Иван - царевич
5. Синоним – Королевич
Рекомендация родителям:
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
- Игра не должна строиться на принуждении.
- Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
- Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Таким образом, очень важно использовать дидактические и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.
Используемая литература:
1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Игры и упражнения дидактические. — М.: БукМастер, 1993.
2. А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
3. Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений /сост. Г.И.Николайчук. – Ровно, 1989.
4. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966.
5. Скажи по-другому /Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии /под ред. О.С.Ушаковой. – Самара, 1994.
Подготовила
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №18»
М.В.Шашкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические словесные игры
Словесные игры основаны на методических разработках О.С.Ушаковой, снабжены интересными тематическими картинками. Для групп младшего возраста от 1-3 лет...
Дидактические (словесные) игры по развитию речи.
Подборка игр с целью и описанием....
Дидактическая (словесная) игра ,,Мост дружбы"
Игра учит детей видеть сходство объектов природного и рукотворного мира по различным признакам....
"Дидактические словесные игры" - средняя группа
Картотека "Дидактические словесные игры" - средняя группа[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6611403","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...
Статья для родителей о словесных играх для дошкольников
Предлагаем вниманию родителей игры, которые помогут развить воображение и логическое мышление ребёнка в непринуждённой форме, а также разнообразят ваш совместный с ребёнком поход в садик, магази...
Словесные игры для дошкольников (в копилку родителям)
В материале представлена подборка словесных игр для дошкольников, которая поможет родителям провестив занимательно интересно домашнее время....
Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...