Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями.
консультация

Консультация для родителей " Дидактические словесные игры для дошкольников с родителями" дает представление о речевых играх и способах их применения со своими детьми.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Дидактические словесные игры для развития речи детей  дошкольного возраста»

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием дидактических, словесных игр.

 Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:

 1. Игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д).

 2. Настольно-печатные (парные картинки, домино, лото).

 3. Словесные игры (без наглядного материала).

Остановимся на словесных играх.

    Словесные игры – это игры, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Такие игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

      Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно:

-  усаживать его за стол и создавать атмосферу урока.

-   вам не понадобятся сложные пособия и методики.

    Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов.

      Существует много игр, в которые можно играть с ребенком  по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.

Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование

«Подбери словечко».

   Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д. Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

   А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». 

В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой.

 В этом поможет игра  «Сравни два яблока»- одно яблоко жёлтое, а другое - красное; одно сладкое, а другое - кислое; у одного коричневые семечки, а у второго – белые; одно большое, а второе маленькое и т. д. Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).

Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию».

 Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для ребенка  будет не только польза, но и огромное удовольствие.

Игра «Приготовим сок»  

Из яблок - яблочный, из груш - грушевый, из слив - сливовый, из вишни - вишневый, из моркови – морковный ,  из лимона - лимонный, апельсина - апельсиновый и т.д. А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? Из апельсина.  И т.д. 

Игра «Цепочка слов»

Цель: Обогащение словаря прилагательными, существительными

   Суть этой игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных – объединенных каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов – переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:

Р): Кошка бывает какая?

- Пушистая, ласковая, разноцветная

Р). Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор…

Р). Каким еще может быть платье?

- Шелковым, новым, модным…

Р). Что еще может быть модным? и т. д.

Игра «Эстафета»

Цель: Активизация глагольного словаря.

    Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка – эстафета. Он произносит какое-нибудь слово и передает эстафету рядом стоящему ребенку. Тот должен подобрать подходящее слово – действие и быстро передает палочку дальше. Когда эстафета вернется ведущему, он задает новое слово, но палочку передает в другом направлении.

Например, собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет…

кошка – мурлычет, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается 

ветер — дует, воет, свистит, ревёт;

снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;

собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится , ласкается, скулит;

мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;

Игра «Назови ласково» 

друг — дружок ,             пирог — пирожок,            сапог — сапожок,

снег — снежок,               рог — рожок                     луг — лужок,

творог — творожок,       флаг — флажок                 круг-кружок

 

Игра «Говори наоборот»

Ход игры: Взрослый  кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый – грустный           быстрый – медленный,      красивый – безобразный,

пустой – полный                 худой – толстый                умный – глупый,

трудолюбивый -ленивый, тяжелый – легкий               трусливый – храбрый,

твердый – мягкий,              светлый – темный,             длинный – короткий

Игра «Что из чего сделано?»

Ход игры:

сковорода из чугуна — чугунная,

ложка из дерева — деревянная,                    нож из металла — металлический,

ведро из железа — железное,                        ваза из хрусталя — хрустальная,

платье из шелка — шелковое           коробка из картона — картонная,                               шарф из шерсти — шерстяной,        булка из пшеницы — пшеничная,                               хлеб из ржи — ржаной,                     варенье из вишни — вишневое,                                   дорога из песка — песчаная,             сумка из кожи — кожаная,                                     мяч из резины — резиновый,            шуба из меха — меховая,                                         крыша из соломы — соломенная,    шарик из пластилина — пластилиновый

 Игра «Лесенка». 

В основу игры лег«Синквейн» в переводе с французского - пять строк. 

К основным правилам игры относятся следующие:

1 строчка (Кто? Что?) - существительное - одно ключевое слово,

2 строчка (Какой? Какая? Какое?) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает?) - три глагола, обозначающие действие,

4 строчка - четыре слова -  ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;

5 строчка -  одно слово-резюме (существительное) или словосочетание - ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.

Пример:

1. Кто? - Иван - царевич

2. Какой он? – добрый, красивый

3. Что он делает в сказке? - стреляет, ищет, удивляется

4. Как ты относишься к герою – Мне нравится Иван - царевич

5. Синоним – Королевич

Рекомендация родителям:

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  • Игра не должна строиться на принуждении.
  • Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
  • Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

  Таким образом, очень важно использовать дидактические и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.

Используемая литература:

1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Игры и упражнения дидактические. — М.: БукМастер, 1993.

2. А.К.Бондаренко Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.

3. Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений /сост. Г.И.Николайчук. – Ровно, 1989.

4. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников /под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966.

5.  Скажи по-другому /Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии /под ред. О.С.Ушаковой. – Самара, 1994.

                               Подготовила

                                                                                    учитель-логопед

                                                                                                         МАДОУ «Детский сад №18»

                                                                               М.В.Шашкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические словесные игры

Словесные игры основаны на методических разработках О.С.Ушаковой, снабжены интересными тематическими картинками. Для групп младшего возраста от 1-3 лет...

Дидактические (словесные) игры по развитию речи.

Подборка игр с целью и описанием....

Дидактическая (словесная) игра ,,Мост дружбы"

Игра учит детей видеть сходство объектов природного и рукотворного мира по различным признакам....

"Дидактические словесные игры" - средняя группа

Картотека "Дидактические словесные игры" - средняя группа[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6611403","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...

Статья для родителей о словесных играх для дошкольников

Предлагаем вниманию родителей игры, которые помогут развить воображение и логическое мышление ребёнка в непринуждённой форме, а также разнообразят ваш совместный с ребёнком  поход в садик, магази...

Словесные игры для дошкольников (в копилку родителям)

В материале представлена подборка словесных игр для дошкольников, которая поможет родителям провестив занимательно интересно домашнее время....

Мастер-класс для родителей «Дидактические, словесные игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для родителей по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...