Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
1.Учить детей подбирать слова с противоположным значением.
2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слов на слоги.
3.Упражнять в подборе прилагательных к существительному, характеризующих признак предметов.
4.Развивать умение составлять рассказ о зиме , используя картинки-схемы, развивать связную речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_razv.rechi_st.gr_._v_logike.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Зима».
Интеграция ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
1. Закрепление знаний детей о времени года зима, ее характерных признаках.
2.Закрепить название зимних месяцев.
3.Развивать внимание, память, мышление.
Речевое развитие:
1.Учить детей подбирать слова с противоположным значением.
2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слов на слоги.
3.Упражнять в подборе прилагательных к существительному, характеризующих признак предметов.
4.Развивать умение составлять рассказ о зиме , используя картинки-схемы, развивать связную речь.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Художественно-эстетическое развитие:
1 Прививать интерес к чтению стихотворений.
2.Продолжать развивать умение выразительно читать стихотворения.
2.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведением.
Физическое развитие:
1.Продолжать формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять движения.
Методы и приемы:
Наглядные – использование демонстрационного материала.(картинки-схемы; картинки «дикие животные»)
Словесные – рассказ воспитателя, объяснение, указания, вопросы к детям.
Игровые –сюрпризный момент, использование игровой ситуации, дидактические игры и игровые упражнения.
Материалы и оборудование: карточки с заданиями, дерево, снежинки, картинки «зимние месяцы», картинки-схемы, аудио запись полета на ковре-самолете, письмо, «ковер-самолет».
Детская деятельность | Формы организации совместной деятельности |
Познавательно-исследовательская | Составление рассказа по картинкам-схемам. |
Коммуникативная | Беседа, вопросы, ответы, составление рассказов о животных, чтение стихов. |
Игровая | Игровая ситуация, дидактические игры и упражнения – « Подбирай, называй, запоминай», «Предложение наоборот», «Назови ласково», « Как называется такой лес?», «Сколько слогов в слове», «Что мы одеваем на зимнюю прогулку», «Доскажи словечко». |
Двигательная | Физкультминутка «Лепим снеговика». |
Логика образовательной деятельности
Цель | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1ч. Вводная. Настроить детей на предстоящую деятельность. Вызвать интерес к занятию. 2. Основная часть Закрепить знания о зимних месяцах, умение выразительно читать стихи. Закрепить умение подбирать к существительному прилагательные, обозначающие признак предмета. Развивать умение подбирать противоположные по смыслу слова(антонимы). Закрепить умение подбирать уменьшительно-ласкательные слова. Упражнять в образовании прилагательных от существительных по смыслу с помощью суффиксов –ов- Произвести смену видов деятельности, обеспечить отдых, настроить на дальнейшую работу. Закрепить умение делить слова на слоги. Продолжать формировать умение составлять рассказ по картинке о диких животных. Закрепить обобщающее понятие одежда, знания о зимней одежде. Развивать умение договаривать подходящие по смыслу слова. Формировать умение составлять небольшой рассказ о зиме по картинкам-схемам. 3 частьЗаключительная. Подведение итога .Закрепить знания по теме, подвести итог занятию. | В :Сегодня мы отправимся в увлекательное и познавательное путешествие. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте будем настраиваться. Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. Слушаем внимательно. Смотрим обязательно. Взрослых не перебиваем. Знаний много получаем. А отправимся мы в путешествие на ковре самолете. Встаем на ковер самолет и закрываем глазки.(включить аудиозапись) С вами мы уже в полете, На ковре, на самолете, В сказочный мир попадем. Открывайте глаза, посмотрите мы попали в волшебный лес. В : Ребята, давайте посмотрим, что же происходит, вокруг нас и скажем какое у нас сейчас время года? В: Правильно, значит, путешествие наше будет зимнее. Начать наше путешествие я бы хотела с рассказа о зиме, по картинкам символам. Приготовила, положила на стол, но они, куда - то исчезли. Вместо них появилось дерево и на нем висят снежинки. Посмотрите, мне кажется, здесь висит какое - то письмо, написано детский сад № 69 старшая группа .Давайте его прочитаем. Письмо: Ребята, доброе утро. Меня зовут Красавица - зима. Вы все знаете, что Зима скоро закончится, и на прощанье я хочу с вами поиграть. Снежинки непростые, это замороженные картинки, чтобы их разморозить необходимо, выполнить мои задания. Подпись Красавица - зима. Воспитатель: Ну, вот зима с нами на прощанье хочет поиграть. Все задания выполним, картинки разморозим. И тогда сможем составить рассказ о зиме. Присаживайтесь на свои места. Сейчас мы посмотрим, какую снежинку нам взять первую и разморозить. Задание 1. Чтобы разморозить картинку, вам нужно назвать зимние месяцы. В: Ребята, а вы знаете какие это зимние месяцы. В: Мы с вами еще знаем про зимние месяцы стихи. Я приготовила картинки о каждом месяце. В: Молодцы, ребята, зимние месяцы мы назвали и разморозили первую картинку. Здесь было заморожено предложение- « Вся земля покрыта снегом». Давайте повесим ее на доску. (снежинки) В: Продолжаем дальше размораживать снежинки. Следующую берем снежинку. Здесь задание такое приготовила Красавица - зима. Называется «Подбирай, называй, запоминай» и оставила слова. Нам нужно к этим словам подобрать признак предмета. Воспитатель: Зима, какая - Холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная; Снег какой- белый, мягкий, чистый, пушистый, рыхлый, липкий; Лед какой- гладкий, блестящий, холодный, твердый, скользкий; Снежинки какие- белые, красивые, холодные, хрупкие; Метель какая- вьюжная, суровая, снежная. В: Правильно ребята, давайте, посмотрим, разморозилась наша картинка. В: Мы справились и с этим заданием и разморозили еще одну картинку-схему. Давайте и ее повесим на доску.(лед). Здесь было заморожено предложение «Солнышко редко выглядывает из-за туч». В: Берем следующую снежинку. Здесь задание такое, чтобы поиграть, нам нужно сказать предложение наоборот. Я буду кидать вам мяч, и говорить начало фразы, а вы мне эту фразу продолжаете, подбирая противоположные слова по смыслу. Летом дни жаркие, а зимой холодные; Летом день длинный, а зимой короткий; Летом катаются на роликах, а зимой на коньках; Лето небо светлое, а зимой серое; Осенью листопад, а зимой снегопад; Снег мягкий, а лед твердый. В: Вот мы и эту снежинку разморозили. Здесь было заморожено предложение «Реки и озера скованы льдом». Теперь мы можем ее повесить на доску. В: Ребята, а мы берем следующую снежинку. Красавица – зима хочет поиграть в игру «Назови ласково». Снег — снежок, мороз — морозец, ветер — ветерок, лед — ледок, зима — зимушка, метель — метелица, санки — саночки, холод — холодок, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка. Молодцы ,ребята, вот мы разморозили с вами еще одну снежинку, где было заморожено предложение « Дует холодный ветер». Давайте повесим на доску еще одну картинку-схему. Задание 5.Давайте разморозим следующую снежинку. Красавица зима приготовила нам еще одно задание. Ребята, вы любите гулять в лесу? Представьте, что мы с вами гуляем в лесу, где растут одни березы. Как называется такой лес? А где растут одни ели? Дубы? липы? Клены? сосны? Ивы? осины?(и т.д.) Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились и разморозили еще одну картинку –схему с предложением « Деревья стоят без листьев» Давайте повесим ее на доску. В: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Давайте слепим с вами большого снеговика. Встаем в кружок. (физкультминутка) Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок. Он превратится в снежный ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка – Увы! – и нет снеговика. В: Молодцы! Теперь присаживайтесь на свои стулья. 6.Берем следующую снежинку. Здесь задание такое- нужно определить, сколько слогов в слове. Ну, что справимся с этим заданием. Ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь, галка. В: Молодцы! С этим заданием мы тоже справились и разморозили еще одну картинку-схему, где было заморожено предложение « Перелетные птицы улетели на юг» .Давайте повесим ее на доску. В: Вешаем ее на доску. 7.Следующее задание Красавица - зима хочет, чтобы мы рассказали ей о животных и сравнили их, она даже оставила нам картинки, с этими животными. Давайте мы с вами поговорим про лису и зайца. Кто хочет? В: Молодцы, рассказали о животных. У нас тут еще есть белочка и ежик. Кто хочет попробовать? В: Молодцы, про животных рассказали и разморозили еще одну картинку с предложением « Животные спрятались от холода». Давайте повесим на доску. В:.Смотрите вот еще одна снежинка. Нам нужно назвать какие теплые вещи мы одеваем на прогулку. Становитесь в кружок, передаем друг другу мячик и называем, что мы одеваем на зимнюю прогулку. В: Все правильно, тепло оделись? В: Давайте посмотрим, снежинка наша разморозилась. В ней было предложение « Люди одели теплую одежду» В: Давайте разморозим последнюю снежинку. Задание «доскажи словечко». Я называю предложение, последнее слово называет, тот на кого я укажу. Тихо, тихо как во сне падает на землю - снег; С неба все летят пушинки серебристые – снежинки; На деревья, на лужок тихо падает – снежок; Вот веселье для ребят все сильнее – снегопад; Все бегут вперегонки, все хотят играть в – снежки; Словно в белый пуховик нарядился снеговик; Рядом снежная фигурка это девочка - снегурка; На снегу то посмотри с красной грудкой – снегири; Словно в сказке как во сне падает на землю снег. В: Молодцы, разморозили последнюю нашу картинку-схему с предложением « Дети катаются на лыжах, санках, коньках». А теперь давайте попробуем составить рассказ по нашим картинкам-схемам о зиме. В: А теперь нам нужно возвращаться обратно в группу. Встаем на наш ковер самолет, закрываем глаза. С вами мы уже в полете, На ковре, на самолете, Возвращаемся домой. Вот мы и вернулись обратно в группу. В: Ребята, вспомните, о каком времени года мы сегодня говорили? Понравилось ли вам наше путешествие? Какое задание вам понравилось? Вы сегодня все хорошо поработали, спасибо вам, что старались, задание все выполняли. | Дети стоят полукругом, лицом к гостям, здороваются с гостями, далее слушают воспитателя. (Дети гладят себя по голове). (Подносят руки к ушам). (Подносят руки к глазам). (Грозят указательным пальцем). Дети внимательно слушают педагога, встают на ковер-самолет(совершают полет). Дети отвечают- зима. Слушают педагога. Слушают педагога, что написано в письме. Дети садятся на стульчики. Дети отвечают на вопрос воспитателя: декабрь, январь, февраль. Дети читают стихи о зимних месяцах. Декабрь Утром рано в декабре, Первый снег уж на дворе. Расчищаем мы дорожки, В теплой меховой одежке. Январь Отрываем календарь, начинается январь. В январе, в январе много снега на дворе. Снег на крыше, на крылечке, Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки - В небо дым идет столбом. Февраль Ещё снежок по-зимнему искрится, Ещё всё также резок скрип саней, Но с каждым утром песенка синицы Становится нежнее и длинней. Дети слушают педагога, вешают первую картинку-схему на магнитную доску. Дети выполняют задание. Отвечают на вопросы педагога. . Да. Совместно с воспитателем вешают вторую картинку-схему на магнитную доску. Дети слушают педагога. Дети встают в круг, ловят мяч и договаривают противоположные по смыслу слова. Вешают третью картинку-схему на магнитную доску. Дети слушают указания педагога, выполняют задание. Дети выполняют задание, вешают еще одну картинку схему на доску. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Вешают еще одну картинку-схему на магнитную доску. Дети встают в круг, выполняют физкультминутку. Выполняют действия по тексту. Садятся на стульчики. Делят слова на слоги. Вешают еще одну картинку –схему на доску. Дети составляют рассказы о диких животных. У лисы большой, пушистый хвост. У лисы ушки маленькие, у нее красивая рыжая шубка и она ее не меняет. У зайца маленький, пушистый хвост, у зайца длинные уши. У зайца шубка летом серая, а зимой белая. Белка маленький, пушистый зверек. Белка летом рыжая, а зимой серая. Белочка делает на зиму запасы. Ежик непушистый, у него вместо меха на теле иголки. Ежик серого цвета. Ежик не делает на зиму запасы, зимой он впадает спячку. Вешают картинку-схему на магнитную доску. Дети встают в круг, выполняют задание с мячом. ( зимняя куртка, шарфик, варежки, теплые штаны, валенки, теплые ботинки, вязаные носки, шапка.) Вешают картинку-схему на доску. Дети выполняют задание, договаривают подходящие по смыслу слова. Вешают последнюю картинку-схему на доску. Составляют рассказ о зиме по картинка м-схемам. Наступила зима. Вся земля покрыта снегом. Солнышко редко выглядывает из-за туч. Реки и озера скованы льдом. Дует холодный ветер. Деревья стоят без листьев. Перелетные птицы улетели в теплые края. Звери прячутся от холода. Люди одевают теплую одежду. Дети катаются на санках, лыжах, коньках. Дети встают на ковер-самолет и под аудиозапись « возвращаются» в детский сад. Дети отвечают на вопросы педагога, подводят итог занятию. | Создана игровая ситуация, вызван интерес к предстоящей деятельности. Дети заинтересованы, настроены на предстоящую деятельность Закреплены знания о зимних месяцах. . Дети умеют подбирать к существительным прилагательные, обозначающие признак предмета. Дети умеют подбирать противоположные по смыслу слова. Закреплены умения детей подбирать уменьшительно-ласкательные слова. Дети умеют образовывать прилагательные от существительных по смыслу. Дети отдохнули, настроились на дальнейшую деятельность. Дети умеют делить слова на слоги, определять сколько слогов в слове. Дети умеют составлять рассказы по картинкам. Дети знают и называют зимнюю одежду. Дети умеют договаривать слова по смыслу. Сформированы умения составлять рассказ по картинкам-схемам. Решены задачи НОД, закреплены знания по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.
Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине....
Конспекты занятий по речевому развитию в старшей группе по теме "Великая Отечественная Война"
Конспекты занятий по речевому развитию: "Памятники защитникам Отечества", " Блокада Ленинграда".Долг живущих в своём Отечестве- помнить и чтить тех, кто в тяжелейших боях защитил Родину и подарил пото...
Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе на тему: «Птицы зимой»
Конспект по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Птицы зимой»...
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Лето"
Данное занятие по речевому развитию детей в старшей группе...
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»
Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Элементы сюжетно-ролевой игры в развитии монолога» (С.Р.И. «Театр»)...
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...