Доклад на РМО
методическая разработка по развитию речи

«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ - РТВ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

ДОКЛАД

«ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ - РТВ»

Подготовила: Аюпова Н.Ф. /воспитатель высшей категории/

Излучинск, 2021 год

        

Cлайд 1

Речь в жизни социума выполняет многочисленные функции, такие как коммуникация, передача жизненного опыта, регуляция действий и особенностей поведения. Чтобы выполнять эти функции, речь должна быть развита на должном уровне, а для этого, как известно, должны быть созданы определённые условия. 

Cлайд 2

Каким образом можно развить связную, грамотную речь и как сделать ребенка равноправным участником речевой коммуникации? Ответ на этот вопрос был найден нами  в процессе применения высокоэффективной технологии ТРИЗ - РТВ.

Данную технологию используем для развития в детях познавательной активности, единого мышления, творческого воображения, учим детей справляться с противоречиями и помогать в развитии речи детей дошкольного возраста. Основной формой обучения по технологии ТРИЗ - РТВ является система творческих задач. В процессе игры со словом, дети лучше понимают родной язык, его лексические формулы, сами учатся грамотно формулировать свои высказывания. Основными целями ТРИЗ – РТВ образования для детей дошкольного возраста являются формирование связной речи на основе использования творческого мышления для продуктивной деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

В образовательном процессе используем технологии на основе методов и приемов теории творческого решения изобретательских задач (ТРИЗ), развитие творческого воображения (РТВ) для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности авторов Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук.

Cлайд 3

  • Мозговой штурм или коллективное решение проблем.

Перед группой детей ставим проблему, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить. Важным является то, что неправильных решений не бывает, принимаются все варианты.

Cлайд 4

  • Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете).

Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Затем проводится анализ предмета с позиции «хорошо-плохо».

  • Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный).

Cлайд 5

  • Системный оператор. Составление характеристики избранного предмета (прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали).

Cлайд 6

  • Технология обучения детей составлению сравнений. Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений осуществляется на основе моделирования по следующему алгоритму:
  • называние объекта;
  • обозначение его признак;
  • определение значения этого признака;
  • сравнение данного значения со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатываем модель составления сравнений по следующим признакам - цвет, форм, вкус, звук и др. При этом предлагаем ребенку составлять фразы следующего типа: Мячик такой же круглый, как яблоко...

К старшему дошкольному возрасту рекомендуем следующее усложнение:

  • изменяется тип фразы - сам признак не произносится, а только его значение (цыплята желтые, как солнце);
  • усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег);
  • детям предоставляется самостоятельность в выборе значения заданного признака и составлении по нему сравнений.

Cлайд 7

Технология обучения детей составлению загадок.

Обучение детей составлению загадок осуществляем по моделям, разработанным А.А. Нестеренко для младших школьников и адаптированным для детей дошкольного возраста.

Технология называется «Страна загадок» и включает следующие направления:

  • город простых загадок (цвет, форма, размер, вещество);
  • город 5 чувств (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус);
  • город похожестей и непохожестей (на сравнение);
  • город загадочных частей (развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных предметов, молчаливых загадок и спорщиков);
  • город противоречий (что может быть холодным и горячим одновременно);
  • город загадочных дел.

Обучение начинаем с 3-4 летнего возраста по нескольким видам моделей составления загадки Cлайд 8 

Модель 1.

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбирается объект, перечисляются образные характеристики по заданным признакам (заполняются левые столбцы таблицы), называются образные сравнения по перечисленным значениям признаков (заполняются правые столбцы таблицы).

Обращаю ваше внимание на следующее: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта - это позволяет тренировать детскую память, приводит к запоминанию ребенком первых букв и воспроизведению слова в целом.

Модель 2.

Предлагаем знакомство детей с особенностями сравнений и составление загадок на основе «занижения» свойств объектов с использованием связок «как», «но не». Методика работы аналогична работе с предыдущей моделью.

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Модель 3.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?

Чем отличается?

Cлайд 9

Технология обучения составлению текстов сказочного содержания.

Наши дошкольники испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, мы используем модели, на основе которых составляется текст. Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.

Работу по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада  нами организована по двум направлениям:

  1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования.
  2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:

        Cлайд 10

  • модель составления сказки с помощью метода «Каталога»;
  • модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»;
  • модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»;
  • модель составления сказки с помощью типовых приемов фантазирования;
  • модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Cлайд 11

Метод «Каталога» выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям. Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью выбранных наугад выбранных носителей (персонажей, предметов, действий) и т.д. Учим детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Действия должны происходить в определенном месте и времени. С детьми 3 3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки- объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов. Для составления сказок с детьми старше 4 лет используют незнакомые им тексты.

Слайд 12,13

На основе «Морфологического анализа» выделяется модель составления сказки динамического типа. С помощью данного метода можно создавать новые объекты объединяя или комбинируя их отдельные признаки, получая совершенно новый объект, с изменённым строением, функциями и средой обитания.  Алгоритм действий представлен на слайде.

Точно сформулировать проблему, подлежащую решению. Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение заданной проблемы. Сконструировать морфологический ящик, содержащий все решения заданной проблемы. Все решения, содержащиеся в морфологическом ящике, проанализировать, оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты. Выбор наиболее оптимального варианта решения.

Слайд 14

Сказка морально-этического типа создается на основе приемов типовых приемов фантазирования. В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого-либо признака или его полное уничтожение.

Слайд 15

Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками:

 Прием "Увеличение - уменьшение".

 Прием "Деление - объединение".

 Прием "Преобразование признаков времени".

 Прием "Оживление - окаменение".

 Прием "Специализация – универсализация".

 Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями. Общая цель ТПФ научить ребенка делать фантастические преобразования объекта, по какому - либо признаку.

Слайд 16

На основе «Системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени. Помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов - позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы, а так же позволяет провести анализ интересующего нас объекта во времени системынадсистемы и подсистемы.

Слайд 17

Метод «Волшебный треугольник». Этот метод используем для сочинения сказок различного типа:

Составление сказок конфликтного типа.

Составление сказок динамического типа.

Составление сказок описательного типа.

Составление сказок нравственно-этического типа.

Составление сказок конфликтного типа.

Составления сказок морально-этического типа.

Сочинение сказок на основе знакомых произведений.

Слайд 18

Для обучения детей творческому рассказыванию по картинам мы используем в работе технологии Т.А. Ткаченко.

Берем сюжетные картины в качестве наглядной опоры. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  2. Составление рассказа с заменой объекта.
  3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
  4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  6. Составление рассказа с добавлением объекта.
  7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  9. Составление рассказа с изменением результата действия.
  10. Составление рассказа со сменой времени действия.

В каждом из предложенных выше видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.

Слайд 19, 20

Сейчас есть много книг, где в сказочной форме детям предлагают решить какую-либо ТРИЗ задачу, но мы с детьми учились искать такие интересные изобретательские, творческие вопросы даже в самых обычных сказках. Во многих сказках есть моменты, которые можно превратить в интересные ТРИЗ вопросы. Объясняли детям, что нет одного правильного ответа. Главное — придумать как можно больше вариантов. На первом этапе мы даже не обсуждали, какое решение лучше и почему. После, дети находили по 5-7 решений, научились рассуждать, какие плюсы и минусы есть у каждого варианта. И, тем самым, старались найти наиболее выгодное. Несколько вариантов  таких заданий представлены на слайде. Любая ситуация в жизни или в сказке может стать интересной ТРИЗ задачей и полезным уроком.

Говорить – значит применять для коммуникации устную речь, выражать свои мысли вербально.

Все занятия по развитию речи проводились с использованием методов ТРИЗ -РТВ в течении 2-х лет.  

Хочу отметить, в качестве результата:

  1.  Очень хороший уровень развития воображения и речевого развития.
  2. Дети с явным интересом относятся к каждому творческому заданию, быстро включаются в занятия, раскованы и уверенны в своих высказываниях.

Использование этих методов и приёмов является результативным. Результативность использования приемов ТРИЗ-технологий в процессе развития связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас находятся в зоне ближайшего развития». Технологии ТРИЗ - РТВ отличаются высокой эффективностью, в их основе лежит точный алгоритм к действию, всегда приводящий к ожидаемым результатам, позволяя вырастить из детей изобретателей, способных во взрослой жизни предлагать новые решения и идеи. Кроме того, предложенные методы универсальны и применимы в любой области педагогики. 

Таким образом, если объединить средства ТРИЗ – РТВ включающие методы, игры, задания, занятия на системное рассмотрение окружающего мира, сочинение чего-то нового, непривычного и практику обучения, воспитания и развития дошкольников, создать условия для развития способности, компетентности и творчества, разработать механизм развития познавательной,  социально – личностной, интеллектуальной сфер, то это даст возможность сформировать развитую личность.

Слайд 21

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Аюпова Нурия Фрильевна воспитатель высшей категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка» « ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ И РТВ »

Слайд 2

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТРИЗ - творческое решение изобретательских задач РТВ - развитие творческого воображения детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности Авторы: Н.Н.Хоменко Т.А.Сидорчук

Слайд 3

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить. Важным является то, что неправильных решений не бывает, принимаются все варианты.

Слайд 4

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (пересечение свойств в одном предмете). Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Затем проводится анализ предмета с позиции «хорошо-плохо». МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный).

Слайд 5

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Составление характеристики избранного предмета (прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали).

Слайд 6

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ СРАВНЕНИЙ называние объекта; обозначение его признак; определение значения этого признака; сравнение данного значения со значением признака в другом объекте.

Слайд 7

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК Обучение детей составлению загадок осуществляется по моделям, разработанным А.А. Нестеренко для младших школьников и адаптированным для детей дошкольного возраста.

Слайд 8

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДКИ Модель 1 . Модель 2 . Модель 3 . Какой? Что бывает таким же? Что делает? Что (кто) делает так же? На что похоже? Чем отличается?

Слайд 9

НАПРАВЛЕНИЯ создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок творческие задания

Слайд 10

МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗОК модель составления сказки с помощью метода «Каталога»; модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»; модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»; модель составления сказки с помощью типовых приемов фантазирования; модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Слайд 11

СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА «КАТАЛОГА»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Аюпова Нурия Фрильевна воспитатель высшей категории Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка» « ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ И РТВ »

Слайд 2

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТРИЗ - творческое решение изобретательских задач РТВ - развитие творческого воображения детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности Авторы: Н.Н.Хоменко Т.А.Сидорчук

Слайд 3

МОЗГОВОЙ ШТУРМ ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить. Важным является то, что неправильных решений не бывает, принимаются все варианты.

Слайд 4

МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ (пересечение свойств в одном предмете). Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Затем проводится анализ предмета с позиции «хорошо-плохо». МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный).

Слайд 5

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР Составление характеристики избранного предмета (прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали).

Слайд 6

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ СРАВНЕНИЙ называние объекта; обозначение его признак; определение значения этого признака; сравнение данного значения со значением признака в другом объекте.

Слайд 7

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ЗАГАДОК Обучение детей составлению загадок осуществляется по моделям, разработанным А.А. Нестеренко для младших школьников и адаптированным для детей дошкольного возраста.

Слайд 8

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДКИ Модель 1 . Модель 2 . Модель 3 . Какой? Что бывает таким же? Что делает? Что (кто) делает так же? На что похоже? Чем отличается?

Слайд 9

НАПРАВЛЕНИЯ создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок творческие задания

Слайд 10

МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗОК модель составления сказки с помощью метода «Каталога»; модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»; модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»; модель составления сказки с помощью типовых приемов фантазирования; модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Слайд 11

СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА «КАТАЛОГА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...