Дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Ахметова Гульназ Масабиховна

Благодаря использованию дидактических игр, процесс обучения проходит в доступной для детей игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igry_po_razvitiyu_rechi.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр в подготовительной группе

по развитию речи

 «Закончи слово»

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете

заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

  «Угадай слово»

Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

 

 «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

 

«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

Цель: закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

 

«Волшебные кубики»

Цель: закреплять умение детей определять место звука в слове, производит

фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик,на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

 

 «Прятки»

Цель: упражнять в использовании пространственных предлогов.

Ход. Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под).

«Мышонок спрятался под стул». «Кошка  спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.

 «Новоселье»

Цель: учить составлять предложения с предлогами на, над, развивать зрительную память.

Ход. У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.

«Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа»

«Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа»

«Козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»

«Заяц живёт над козлёнком»

«Мышка живёт над зайцем»

«Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»

 «Подарки для новоселов»

- Давайте, ребята, выберем подарки для наших новосёлов (можно на определённый звук).

Педагог выставляет картинки с изображением разных предметов: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, нитки, лапша, зонт, замок.

Дети выбирают предмет и дарят его новосёлу.

«Я подарю мячик мышонку, который живёт на третьем этаже в квартире слева»

«Я подарю торт зайчонку, который живёт на втором этаже слева»

3 вар. Педагог переворачивает картинки, изображением вниз. Задаёт детям вопрос

«Кто живёт на первом этаже?» или «Кто живёт на втором этаже слева?»

Ответ: «На первом этаже живут козлёнок и бельчонок» или

«На втором этаже слева живёт зайчонок».

4вар. Педагог прячет картинки с подарками под картинки с животными.

«Что мы подарили мышонку?»

«Мы подарили мышонку мяч».

 

«Измени слово»

Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ.

Щенок Щеня очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Щеня будет молчать, если ошибёмся, громко залает.

Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.

- Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.

- Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем…

- Вы ищете…; -Они ищут…

Прошёл год. Щеня вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а ….., не когти, а …., не хвост, а …..

 

 «Ласточки и люди»

Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.

Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

У ласточек есть перья, а у людей нет …. перьев.

У ласточек есть крылья, а у людей нет ….крыльев.

У ласточек есть лапы, а у людей нет …. лап.

У ласточек есть клювы, а у людей нет …. клювов.

У ласточек есть хвосты, а у людей нет …. хвостов.

У ласточек есть птенцы, а у людей нет …. птенцов.

У ласточек есть гнёзда, а у людей нет ….гнёзд.

 

«Веселый поезд»

Цель: совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей

определять количество звуков в слове.

Материал: у каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход. Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

 

«Найди братца»

Цель: закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: предметные картинки

Ход. Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны

разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....