Конспект занятия по развитию речи на тему "Теремок"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Конспект занятия по развитию речи на тему "Теремок" для детей 3-го года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по развитию речи

   Образовательные область: социально – коммуникативное развитие;  познавательное развитие;  речевое развитие;  художественно – эстетическое развитие.

Тема: «Русская народная сказка: Теремок»

Возрастная группа: дети 3-го года жизни

Цель: формирование  представлений у детей о русской народной сказке «Теремок»  посредством выразительного чтения, беседы и  дидактических игр.

Задачи:

Образовательные:

1.Актуализировать знания детей о литературном жанре сказка посредством беседы

2.Познакомить детей с русской народной сказкой «Теремок»  через выразительное чтение.

3.Закрепить умения грамотно строить речь при ответах на вопросы педагога.

Развивающие:

1.Развивать память и внимание;

2.Развивать логическое мышление;

3.Развивать культуру речи, желание сотрудничать с педагогом и сверстниками;

Воспитательные:

1 Воспитывать коммуникативные навыки;

2.Воспитывать умение слушать произведения народов России.

Дополнительные задачи:

  1. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Теремок».

Словарная работа: зайка-побегайка, лягушка – квакушка, мышка- норушка, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, мишка-  косолапый.

Планируемые результаты: дети знают сюжет сказки «Теремок», умеют отвечать на вопросы полным ответом, имеют навыки работы в коллективе.

Материалы и оборудования: средства ИКТ (ИКТ доска, документ-камера, приложение SMART Notebook); пазл с Мишкой; хрестоматия; цветной картон; изображения: поле, теремок, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк и медведь; клей, кисточки на каждого ребенка.

№ п/п

Этап продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы и приемы

Деятельность детей

Планируемый результат

1

2

3

4

5

6

7

1.

Организационный

Установить эмоциональный отклик детей на предстоящую совместную деятельность  

-Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?

Я смеюсь, я хохочу,

улыбаюсь и шучу,

Мне так весело сегодня,

даже танцевать хочу!

Ребята, сегодня к нам пришло в гости странное письмо с книжкой, а от кого это, неизвестно. Кажется, это пазл, наверное, нам нужно сложить, чтобы узнать, кто нам отправил письмо (дети собирают пазл)

Кто же все-таки отправил его нам? Правильно, это Мишка!

(Звук стука)

- Ребята, кто же это может быть? Это же Мишка!

Словесный: художетвенное слово

Наглядный: пазл, книга

Форма работы: фронтальная.

Дети приветствуют друг друга и воспитателя, собирают пазл и узнают от кого письмо.

Дети активно включаются в образовательный процесс, эмоционально отзывчивы, умеют управлять своим поведением

2.

Основной этап

Создать проблемную ситуацию и выход из нее.

- Здравствуйте, ребята, это я – Мишка. Пришеля к вам, потому, что у меня случилась беда! Один мой друг подарил мне хрестоматию и сказал, что в ней есть сказка про меня и моих друзей, а я не умею читать. Но я так хочу узнать эту историю..

Ничего себе, ребята, вот конечно незадача. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы помочь Мишке? Правильно, мы можем узнать что говорится в этой сказке и потом рассказать ее Мишке.

Словесный: письмо Мишки, вопросы к детям

Форма работы: фронтальная.

Внимательно слушают, отвечают на  вопросы., ищут решение проблемной ситуации.  

Принятие детьми проблемной ситуации и поиск ее решения.

2.1

Этап постановки проблемы

2.2

Этап восприятия материала

Познакомить с русской народной сказкой «Теремок».

Ребята, скажите мне, что такое сказка? (вымышленный рассказ).

Ребята, это хрестоматия, кто мне скажет что это такое? (Это книжка, где собраны все сказки и рассказы для детей).

Аннотация

Сказка, о которой Мишка так хочет узнать, называется «Теремок». Ее мне читала в детстве мама и она мне очень понравилась. Эту сказку придумал русский народ, поэтому ее так и называют: русская народная сказка. В поле стоит теремок. Мимо пробегает мышка-норушка и решает, что теперь это её домик. Вскоре с ней вместе начинают жить лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. Однако мимо проходит медведь косолапый и тут случилось нечто. Если вы думаете, Теремок развалится, то выберите зеленый круг, а если вы думаете, что они с домиком ничего не будет, то выберите красный круг. Идея этой сказки  в том, что лучше быть всем вместе, а не одному. Так же эта сказка учит быть дружелюбным. А чтобы сказка была красочной и интересной, художник Аркадий Агеевич Кошкин нарисовал иллюстрации к ней.

Во время прослушивания сказки, вам могут встретиться непонятные слова: мышка- норушка (значит живет в норе), зайка-побегайка (бегает), лягушка – квакушка(квакает), лисичка – сестричка (Называет она себя сестричкой, чтобы быть ближе к другим зверям), волчок – серый бочок (это потому что он серого цвета), мишка косолапый ( при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки наружу).

Чтение отрывка из русской народной сказки «Теремок»

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!

 - Вам понравилась сказка?

- Ребята, кто жил в Теремке?

- Из-за кого сломался домик?

- А почему он сломался?

 - Что мы можем сказать о героев? Они хорошие или плохие?

 - Чему эта сказка учит?

Перед тем, как я вам прочитала сказку, мы сделали предположение, если вы думали, что теремок сломается, то вытянули зеленый круг, а если вы думали что он не сломается, то вытянули красный круг. Что в итоге случилось в итоге с Теремком? Да, он сломался. Звери починили Теремок?

Вы наверное устали, встаньте со стульчиков:

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги,

(Шаги на месте)

Огляделся на пороге.

 (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: 

(Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. 

(Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, 

(Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

(Шаги на месте)

Словесный: беседа с детьми, аннотация, чтение сказки, вопросы к детям;

Наглядный: иллюстрации к сказке с  документ-камеры, слайд из приложения SMART Notebook.

Физкультминутка

Форма работы: фронтальная.

Внимательно смотрят, слушают сказку, отвечают на вопросы, повторяют действия педагога.

У детей развито аналитическое мышление.

2.3

Этап практического решения проблемы

Применение ранее полученных знаний и умений на практике.

Ребята, сейчас мы с вами будем играть на волшебной доске, но перед этим вспомним технику безопасности при работе с волшебной доской. Катя, начнем с тебя по порядку. (Дети по очереди называют правила техники безопасности).

А чтобы определить в каком порядке будете подходить к доске, выберите цвет себе. Оля, подойди к доске, крути волчок. Выпал желтый цвет, кто выбрал этот цвет? Катя, тогда начнем с тебя по порядку.

Дидактическая игра «Обведи героев из сказки»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русской народной сказке «Теремок»

Игровая задача: Ребята, вам нужно обвести только тех героев, которые были в сказке «Теремок».

Игровые правила:

1. Помогать друг другу, когда необходимо;

2. Не перебивать друг друга;

3. Слушать внимательно воспитателя.

Материал: ИКТ-доска, приложение SMART Notebook

Игровые действия: Дети обводят героев из сказки. За каждого правильно обведенного героя вы будете получать звездочки.

Итог: Молодцы, вы  правильно обвели всех героев. Сколько у вас звездочек? По одной, молодцы, значит вы все правильно сделали.

Дидактическая игра «Восстанови сюжет в правильной последовательности»

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о русской народной сказке «Теремок»

Игровая задача: Восстановите сюжет сказки в правильной последовательности.

Игровые правила:

1. Помогать друг другу, когда необходимо;

2. Не перебивать друг друга;

3. Слушать внимательно воспитателя.

Материал: ИКТ-доска, приложение SMART Notebook

Игровые действия: Дети, в том же порядке, вам нужно будет подходить к доске и восстановить сюжет сказки в правильной последовательности. За каждый правильный ответ вы будете получать звездочки.

Итог: Ну что, у всех по две звёздочки? Значит победила дружба!

Ваши глазки, наверное, устали, поэтому немного разомнем их. Встаньте со стульчиков и развернитесь спиной к доске.

Зрительная гимнастика

Мы гимнастику для глаз,

повторяем каждый раз

(Моргаем)

Влево, вправо, вверх и вниз,

Повторять ты не ленись

(Жмурим глаза)

Ну вот, мы и познакомились с новой сказкой и обязательно расскажем Мишке, а чтобы он точно запомнил сказку, мы ему сделаем аппликацию, где на полянке расположим всех героев из сказки и сам Теремок. Но перед этим вспомним технику безопасности при работе с клеем. Саша, начнем с тебя. (Дети вспоминают технику безопасности при работе с клеем). Ну все, приступаем.

- Какие вы молодцы! Мишка, тебе понравилось?

-Да очень, вы настоящие умнички! Спасибо вам, что помогли мне познакомиться со сказкой! До свиданья!

Словесный: вопросы к детям по технике безопасности; Наглядный: слайд из приложения SMART Notebook.

Игровой: дидактические игры «Обведи героев из сказки», «Восстанови сюжет в правильной последовательности».

Зрительная гимнастика

Практический: продуктивная деятельность

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Внимательно слушают педагога,отвечают на вопросы, вспоминают технику безопасности при работе с ИКТ- доской, играют в дидактические игры, делают зрительную гимнастику, вновь вспоминают технику безопасности при работе с клеем, делают аппликацию.

Развитое аналитическое образное мышление, самостоятельность, взаимовыручка.

3.

Заключительный этап

Самооценка результата и изученного материала.

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

 - А какие герои были в этой сказке?

 - Чему учит эта сказка?

- Во что мы сегодня играли?

- Чем мы еще сегодня занимались?

Молодцы, ребята, мы с вами сегодня отлично поработали, помогли Мишке и он вам очень благодарен. Поэтому он дарит вам по раскраске!

Словесный: вопросы к детям, беседа

Наглядный: раскраски

Форма работы: фронтальная.

Отвечают на вопросы, рассуждают и оценивают свою работу

Умеют объективно оценивать результаты пройденной деятельности, анализировать её.

3.1.Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...