Арт-терапия в логопедии, как инновационный метод коррекции звукопроизношения
статья по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
art_terapiya.docx | 649.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы.
В логопедии с помощью этой практики специалисты добиваются положительной динамики при нарушениях речи различного характера, так как почти всегда они протекают с неврологическими симптомами. Метод может использоваться с лечебной и профилактической целью.
ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ
Патологии развития речи встречаются чаще всего в дошкольном возрасте. Они проявляются различными клиническими симптомами, но при сохраненном слухе и интеллекте. Может снижаться внятность произношения, возникают проблемы с письмом и устной речью, нарушения коммуникации. При отклонениях в речевом развитии отмечаются вторичные диагнозы, речевой негативизм, неврологические отклонения. Таким детям сложно воспринимать и обрабатывать информацию, что впоследствии приводит к отставанию от сверстников.
Виды арт-терапии:
- активная;
- пассивная.
В первом случае пациент должен создавать что-то новое самостоятельно, во втором – использует существующие произведения. Лечение может проводиться с конкретным пациентом или в группе. В качестве материалов берут натуральную глину, мел, песок, любые листья, ветки, плоды; и искусственные − краску, гуашь, бумагу, пластилин, веревку, целлофан.
Оригами нормализует функцию выдоха у детей с заиканием и другими видами патологий речи.
Задачи арт-терапии подразделяются на общие задачи и личностные. К общим относятся:
- разработка индивидуальных методик лечения для детей с отклонениями в развитии;
- обобщение накопленных знаний и их внедрение в программу коррекции нарушений речи;
- улучшение кадровой подготовки для организации обучения в специальных образовательных учреждениях.
Функции метода заключаются в высвобождении негатива, регулировании психосоматических реакций, коррекции нарушений общения, повышения самооценки. К узким частным целям относятся следующие:
- лечение и профилактика отклонений в работе психики;
- создание оптимальных условий для адаптации ребенка;
- методика может использоваться также при патологиях слуха, зрения, заболеваниях суставов;
- контроль эффективности терапии;
- помощь детям-инвалидам;
- терапия вторичных нарушений.
Занятия с бумагой усложняются постепенно в соответствии с возрастом пациента. Начинают с обучения сгибанию листа пополам, затем в разных направлениях, далее складывают поделки по готовым выкройкам.
Механизм действия этого способа основан на самовыражении, в процессе занятий пациент не только развивается, но и избавляется от напряжения, скованности. При задержке речи в детском возрасте сеансы способствуют адаптации в социуме, избавлению от комплексов.
Основные направления:
- изотерапия включает работу с рисунком и цветом; это может быть как рисование, так и лепка из пластилина или глины;
- библиотерапия, или чтение;
- музыкотерапия (подвид – ритмика);
- имаготерапия, как театрализованное представление;
- сказкотерапия;
- кинезитерапия;
- ролевые игры;
- игры с песком;
- хореотерапия, то есть лечение с помощью танца.
Наиболее эффективными считаются три направления: изотерапия, имаготерапия, кинезитерапия. Работая с рисунком, лепкой или аппликацией ребенок самореализуется. Может использоваться «кляксография», живопись пальцами, рисование с помощью мягкой бумаги, на стекле, на манке, с помощью листьев, палочек, ниткография, отпечатывание ватой, рисование ладонями рук.
В ходе игры ребенок выражает свои чувства, учится контролировать ситуацию и разрабатывать способы ее преодоления. Задача логопеда при этом подобрать наиболее «подходящий» сценарий для отыгрывания, повышения самооценки. Рисуя на бумаге, ребенок освобождается от негативных переживаний, моделируя взаимоотношения с окружающим миром и сверстниками. Этот процесс развивает чувственно-двигательную координацию, вырабатывает усидчивость, способность к мышлению, созданию зрительных образов.
Музыка не только формирует мировоззрение пациента, обогащает его эмоции, на уроках малыш обучается ритму. Пение способствует более четкому произношению фонем, овладению интонацией и выразительностью.
Сказкотерапия может быть художественной, дидактической, психокоррекционной, психотерапевтической. Движения в танце избавляют от гипертонуса мышц, развивая человека физически и духовно.
Преимущества арт-терапии заключаются в отсутствии возрастных ограничений, широких возможностях самовыражения, активизации механизмов саморегуляции. В комплексе с другими видами терапии специалисты достигают положительной динамики в нарушении развития речи. Таким образом у ребенка улучшаются артикуляционные способности, увеличивается словарный запас, речь становится четкой. Инновационная арт-терапия положительно влияет на состояние организма в целом, повышая его регуляционные способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая газета для родителей "Веселый язычок" выпуск №5 "Взаимосвязь логопеда и родителей по коррекции звукопроизношения в домашних условиях"
Даны советы по организации работы дома для закрепления результатов логопедической работы....
Буклет "Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения в домашних условиях"
Даны советы родителям по организации работы с ребенком дома по коррекции звукопроизношения...
Долгосрочный проект учителя логопеда по работе над коррекцией звукопроизношения с детьми подготовительной группы.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к...
Взаимосвязь учителя – логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения у воспитанников в соответствии в ФГОС ДО
В презентации освещены формы взаимодействия учителя - логопеда и семьи в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Показаны возможные приемы автоматизации звуков...
Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения
Нельзя всю коррекционную работу доверять только логопеду. Для улучшения детской речи родителям нужно поработать и самим, прикладывая массу сил и внимания своему ребенку для достижения конечного резуль...
Описание опыта педагогической деятельности «Использование элементов Су – Джок терапии в процесс логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су- Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эфф...
Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения
Буклет "Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения "...