Лингвистические игры как технология формирования качественной стороны речевой деятельности детей
статья по развитию речи (старшая группа)
Опыт использования лингвистических игр О. Белобрыкиной в старших группах детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lingvisticheskie_igry_belobrykinoy_statya.docx | 17.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистические игры как технология формирования качественной стороны речевой деятельности детей
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоциональной благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка.
В дошкольном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредовано влиянием взрослых.
К основным видам деятельности относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого и происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Словесные (лингвистические) игры позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими действиями, ни внешней оценкой.
Лингвистические игры, представленные в книге «Речи и общение» О. Белобрыкиной, направлены на развитие различных видов речевой активности, что позволяет каждому воспитаннику легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в играх. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений.
Основная задача взрослых состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребёнка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, не правильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно.
Далее вы можете ознакомиться с примерами различных игр, представленных в книге, и используемых нами в образовательной деятельности с детьми.
Лингвистические игры
«Разные слова»
Позволяет ребенку увидеть похожесть друг на друга самых разнообразных предметов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многоплановую сущность окружающей действительности. Разные варианты:
«Подбор прилагательных» - подбор признаков к объекту;
«Что бывает» - к исходному прилагательному подбираются существительные;
«Узнавание» - узнать предмет по группе прилагательных или слов-действий, напр., «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - берёза;
«Цепочка слов» - (ст. возр.) суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующий в своем объединении объект сходными признаками.
«Кто что делает» - игра обогащает лексический запас детей словами-действиями и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность невербальных средств воздействия на слушателей.
«Подбор объектов к действию» - предлагается назвать объекты, совершающие те или иные действия.
Мы усложнили используемую ранее игру «Разные слова».
Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий.
Зелёная, кудрявая, белоствольная – БЕРЁЗА
Сверкает, землю согревает, тьму разгоняет - СОЛНЦЕ
Это игра тренирует умение быстро находить в памяти нужное слово, увеличивает словарный запас.
«На что похоже?»
Эта игра является великолепным средством развития метафорического мышления. Метафорическое мышление по своей психологической природе является основой воображения. У детей его необходимо развивать, чтобы взрастить ростки творчества, настоящего художника.
«Буквы и цифры» Фиксация информации и кодирование ее в образной форме на листе бумаги помогает детям в процессе игры овладеть графикой алфавита и цифр.
Вариант «Дорисуй»
Ребёнку дают лист с нарисованной на нём какой-либо одной геометрической фигурой и предлагают превратить её во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом и создать целостное изображение.
Игра «Диафильм»
Эта игра позволяет детям осмыслить и закрепить в опыте операциональность деятельности.
Называется какая-либо ситуация, а ребёнок пытается вычленить последовательность действий, из которых она состоит.
Используя эти и другие игры, мы получили следующие результаты:
- детская речь становится более эмоционально насыщенной;
- большинство детей могут поддерживать разговор друг с другом, с воспитателем, отвечать на вопросы, сами задавать вопросы; продолжать тему разговора, не отклоняясь от нее;
- большинство детей умеют самостоятельно по набору картинок, по предложенной картине, из личного опыта составлять небольшие по объему рассказы;
- дети могут использовать в речи синонимы, антонимы; увеличился словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Дидактическая игра как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста
Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом - обаяние. К.Д. Ушинский писа...
Игра, как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.
Социально-коммуникативное развитие....
Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.
виды и способы работы с детьми с речевыми проблемами с использованием ИКТ...
Игра, как средство формирования морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста
Доклад на педагогическом часе...
Лингвистические игры как средство формирования и совершенствования коммуникативно - речевых навыков у детей
Лингвистическая игра –это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических...
Советы для родителей и педагогов: «Игры с песком, как средство развития речевой деятельности детей».
Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и...