Конспект НОД по речевому развитию в средней группе на тему:«Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект НОД по речевому развитию
в средней группе
«Зимушка-зима».
Цель: Активизировать словарь на тему «Зима», продолжать обучать детей пользоваться диалогической и монологической речью.
Задачи:
Образовательная:Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.Способствовать умениюдетей составлять рассказ о зиме, используя картинки - алгоритмы.Побуждать отвечать на вопросы полным предложением.Активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова.
Развивающая:Развивать умение понимать смысл образных выражений (ветер – воет, метель – метет и т. д.).Развивать способность наблюдать, делать выводы.
Воспитательная:Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.Воспитывать инициативность и самостоятельность.Воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность.
Оборудование: мнемотаблица - подсказка о признаках зимы; картинки к игре «Четвёртый лишний»; мольберт; снежок; картины, репродукции на тему «Зима»; снежинки.
Предварительная работа:
Чтение рассказов и стихотворений о зиме, наблюдения за зимними явлениями в природе, рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж, беседы с детьми о зиме, дидактические игры «Времена года», «Что лишнее», «Опиши - я отгадаю».
Словарная работа: снег, снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь; воет – завывает, дует – задувает, вьется, морозит, холодит, бушует, трещит, щиплет, вьется, бушует, воет, метет.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение, весёлое? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнемся друг на друга и передадим радостное настроение.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, необычная, волшебная. Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту.
- Что бы угадать, кто к нам пришел, надо отгадать загадки. Вы будете по-очереди называть цвет снежинки, а я загадывать загадку. Отгадать нужно все загадки.
Загадки:
- Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
- Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
- С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые. (Снежинки)
4)Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься (Лёд)
5)Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму- Никто не поднимет.
Весна придет- Он сам уйдет. (Сугроб)
6)Наступили холода,
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь-
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто же пришел к нам в гости? Правильно, ребята, это сама Зимушка-зима. Она не просто так пришла к нам в гости, а потому, что наступило ее время. Вы знаете, какое сейчас время года? (Зима).
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. На мольберте картинки- алгоритмы на тему «Зима». Рассказ воспитателя о времени года – зима по картинкам.
- «Пришла зима. Выпало много снега и он накрыл землю белым покрывалом. Солнышко светит, но уже не греет. Дует холодный ветер, метет метель. Морозы сковали реки и озера льдом. Спит в берлоге медведь, барсук и еж.Люди одели теплую одежду: шубы, шапки, варежки и т. д. Зимой можно кататься на санках, лыжах и коньках».
После своего рассказа воспитатель предлагает 2-3 детям выйти к мольберту и составить рассказ по картинкам - алгоритмам. При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы.
Дидактическая игра «Подбери слова»
Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте мне, что это явление делает.
Снег (что делает) - идет, летит, падает, кружится…
Мороз (что делает) – морозит, трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает) - вьется, бушует, воет, метет…
Ветер (что делает) – дует, воет, завывает, сшибает с ног.
Физ.минутка «Зима»
Солнце землю греет слабо (Поднимают руки вверх, опускают вниз)
По ночам трещит мороз (Руки на пояс, наклоны в стороны)
На дворе у снежной Бабы (Повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
Дети и воспитатель садятся на стульчики.
Дидактическая игра «Четвертый лишний», воспитатель показывает карточки, дети находят одну лишнюю и объясняют почему.
1) Снег, метель, иней и дождь.
2) Коньки, лыжи, санки и велосипед.
3) Еж, медведь, барсук и лиса.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: А сейчас я вам буду называть предложения, а вы должны добавить подходящие слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо как во сне падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)
На посёлок, на лужок тихо падает … (снежок)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
Рядом – снежная фигурка – это девочка… (снегурка)
На снегу- то, посмотри, с красной грудкой… (снегири).
Воспитатель:
Дидактическое упражнение, «Какое, какая, какой?»
- Я сейчас буду вам называть слова, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой», «какое».
Зимой:
дерево какое? (голое, белоснежное, без листочков, грустное)
Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, холодный, хрустящий, искристый, блестящий, рассыпчатый, красивый)
Ночь какая? (длинная, лунная, звёздная, морозная,
Ветер какой? (колючий, холодный, ледяной, злой, порывистый).
Зима какая? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)
Развивающая игра «Назови ласково».
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нём ласково.
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Метель – метелица
Ветер – ветерок
Холод – холодок
Зима – зимушка
Горка – горочка
Лёд – ледок
Снежинка – снежиночка
Снеговик – снеговичок
Санки – саночки.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые снежинки подарила нам зима, давайте с ними поиграем. Представим, что мы легкий ветерок и подуем на них. Как снежинки кружатся? (медленно, красиво). А теперь мы сильный ветер и надо дуть сильно… Снежинки что делали.? (упали, летели, кружились,).
Рефлексия
Воспитатель: Зима пришла не с пустыми руками.Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму. А еще зимой мы отмечаем самый веселый праздник – Новый год.
- Ребята, вспомните и назовите всё, что вас радует зимой.
Дети стоят в кругу,говоря фразу: Мне радостно, когда идёт снег, когда я катаюсь на лыжах, играю в снежки, когда наступает Новый год и т. п.
- Ребята, вы все сегодня были большие молодцы. Нам было весело. Эти снежинки вы можете оставить себе на память о Зимушке-зиме.
Давайте скажем нашим гостям «До свидания!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по речевому развитию
в средней группе
«Зимушка-зима».
Цель: Активизировать словарь на тему «Зима», продолжать обучать детей пользоваться диалогической и монологической речью.
Задачи:
Образовательная:Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.Способствовать умениюдетей составлять рассказ о зиме, используя картинки - алгоритмы.Побуждать отвечать на вопросы полным предложением.Активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова.
Развивающая:Развивать умение понимать смысл образных выражений (ветер – воет, метель – метет и т. д.).Развивать способность наблюдать, делать выводы.
Воспитательная:Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.Воспитывать инициативность и самостоятельность.Воспитать у дошкольников общительность, тактичность, сдержанность.
Оборудование: мнемотаблица - подсказка о признаках зимы; картинки к игре «Четвёртый лишний»; мольберт; снежок; картины, репродукции на тему «Зима»; снежинки.
Предварительная работа:
Чтение рассказов и стихотворений о зиме, наблюдения за зимними явлениями в природе, рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж, беседы с детьми о зиме, дидактические игры «Времена года», «Что лишнее», «Опиши - я отгадаю».
Словарная работа: снег, снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь; воет – завывает, дует – задувает, вьется, морозит, холодит, бушует, трещит, щиплет, вьется, бушует, воет, метет.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, у вас сегодня хорошее настроение, весёлое? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнемся друг на друга и передадим радостное настроение.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, необычная, волшебная. Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту.
- Что бы угадать, кто к нам пришел, надо отгадать загадки. Вы будете по-очереди называть цвет снежинки, а я загадывать загадку. Отгадать нужно все загадки.
Загадки:
- Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
- Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
- С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые. (Снежинки)
4)Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься (Лёд)
5)Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму- Никто не поднимет.
Весна придет- Он сам уйдет. (Сугроб)
6)Наступили холода,
Обернулась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь-
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто же пришел к нам в гости? Правильно, ребята, это сама Зимушка-зима. Она не просто так пришла к нам в гости, а потому, что наступило ее время. Вы знаете, какое сейчас время года? (Зима).
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. На мольберте картинки- алгоритмы на тему «Зима». Рассказ воспитателя о времени года – зима по картинкам.
- «Пришла зима. Выпало много снега и он накрыл землю белым покрывалом. Солнышко светит, но уже не греет. Дует холодный ветер, метет метель. Морозы сковали реки и озера льдом. Спит в берлоге медведь, барсук и еж.Люди одели теплую одежду: шубы, шапки, варежки и т. д. Зимой можно кататься на санках, лыжах и коньках».
После своего рассказа воспитатель предлагает 2-3 детям выйти к мольберту и составить рассказ по картинкам - алгоритмам. При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы.
Дидактическая игра «Подбери слова»
Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте мне, что это явление делает.
Снег (что делает) - идет, летит, падает, кружится…
Мороз (что делает) – морозит, трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает) - вьется, бушует, воет, метет…
Ветер (что делает) – дует, воет, завывает, сшибает с ног.
Физ.минутка «Зима»
Солнце землю греет слабо (Поднимают руки вверх, опускают вниз)
По ночам трещит мороз (Руки на пояс, наклоны в стороны)
На дворе у снежной Бабы (Повороты вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
Дети и воспитатель садятся на стульчики.
Дидактическая игра «Четвертый лишний», воспитатель показывает карточки, дети находят одну лишнюю и объясняют почему.
1) Снег, метель, иней и дождь.
2) Коньки, лыжи, санки и велосипед.
3) Еж, медведь, барсук и лиса.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: А сейчас я вам буду называть предложения, а вы должны добавить подходящие слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо как во сне падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)
На посёлок, на лужок тихо падает … (снежок)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
Рядом – снежная фигурка – это девочка… (снегурка)
На снегу- то, посмотри, с красной грудкой… (снегири).
Воспитатель:
Дидактическое упражнение, «Какое, какая, какой?»
- Я сейчас буду вам называть слова, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой», «какое».
Зимой:
дерево какое? (голое, белоснежное, без листочков, грустное)
Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, холодный, хрустящий, искристый, блестящий, рассыпчатый, красивый)
Ночь какая? (длинная, лунная, звёздная, морозная,
Ветер какой? (колючий, холодный, ледяной, злой, порывистый).
Зима какая? (холодная, снежная, вьюжная, морозная)
Развивающая игра «Назови ласково».
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Пришло время поиграть в снежки. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нём ласково.
Снег – снежок
Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец
Метель – метелица
Ветер – ветерок
Холод – холодок
Зима – зимушка
Горка – горочка
Лёд – ледок
Снежинка – снежиночка
Снеговик – снеговичок
Санки – саночки.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые снежинки подарила нам зима, давайте с ними поиграем. Представим, что мы легкий ветерок и подуем на них. Как снежинки кружатся? (медленно, красиво). А теперь мы сильный ветер и надо дуть сильно… Снежинки что делали.? (упали, летели, кружились,).
Рефлексия
Воспитатель: Зима пришла не с пустыми руками.Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму. А еще зимой мы отмечаем самый веселый праздник – Новый год.
- Ребята, вспомните и назовите всё, что вас радует зимой.
Дети стоят в кругу,говоря фразу: Мне радостно, когда идёт снег, когда я катаюсь на лыжах, играю в снежки, когда наступает Новый год и т. п.
- Ребята, вы все сегодня были большие молодцы. Нам было весело. Эти снежинки вы можете оставить себе на память о Зимушке-зиме.
Давайте скажем нашим гостям «До свидания!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию II младшая группа Тема "Зимушка-зима"
Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию разработан для второй младшей группы, позволит расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить устанавли...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: «Зимушка-зима»
Программное содержание :Познавательное развитие: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы. Закреплять знания о зимующих птицахРечевое развитие: Учить дет...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: «Зимушка-зима».
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе...
Конспект ООД в области познавательного развития в средней группе. Тема: «Зимушка-зима в гости к нам пришла».
План-конспект занятия по окружающему миру...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе № 10 Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»Вид НОД: комбинированный:...
Непосредственно образовательная деятельность в 1 средней группе комбинированной направленности по реализации образовательной области «Речевое развитие» с использованием ИКТ. Тема: « Зимушка-зима»
Программное содержание:- Обобщать и закреплять знания по теме;- Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.- Формировать уверенность в образовании и употреблении родственны...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема «Зимушка – зима»
Цель: Активизировать словарь на тему «Зима», продолжать обучать детей пользоваться диалогической и монологической речью.Задачи:Образовательная:Обобщить и систематизировать представления де...