Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой
консультация по развитию речи

Тесля Галина Сергеевна

Опыт работы по развитию речи дошкольников через знакомство с природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой

«Природа -единственная книга, каждая страница

 которой полна глубокого содержания»

 В. И. Гёте. 

Дошкольное детство — это начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к рукотворному миру, к окружающим людям.

Природа является наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она закаляет здоровье и силы ребёнка, врачует, утончает органы восприятия, обогащает представления и знания, благоприятствует обогащению развитию речи детей. Могучим средством развития мышления и речи детей является ознакомление с окружающей природой. 

Приемы развития речи.

Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют приёмами сравнения. При помощи сравнения можно выделить черты сходства и отличия в предметах, явлениях: их существенные признаки, выявить некоторые общие черты в исследуемых объектах. 

Развитию мышления и речи детей способствует также прием противопоставления, при помощи которого сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность.

Ещё одним способом развития речи является применение на занятиях приёма аналогии. Описав коллективно какой-либо предмет или явление, предлагается детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке.

Активную мыслительную деятельность и развитие речи детей вызывает установление причинно-следственных связей между явлениями и предметами природы. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребёнку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса знаний, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений.  

Формированию логического мышления и речи детей способствует упражнения по классификации и систематизации известных им факторов, т. е. объединение предметов и явлений по сходным признакам в группы. Так, уже в дошкольном возрасте, детям доступно выделить в природе следующие группы или классификации: растения, цветы, овощи, фрукты.

И, наконец, большое влияние на развитие умственных способностей и речи ребёнка оказывают выводы. С их помощью выделяется главное, существенное. Часто с помощью этого приема выводятся правила по уходу за комнатными растениями, за животными, обитающими в «Живом уголке». Выводы формируются в виде суждений и умозаключений.

Работая с детьми, я на практике убедилась, что природа — это неиссякаемый источник знаний и обогащения речи детей. Я глубоко убеждена в том, что детство всегда должно быть связано с природой. Чем теснее контакт ребенка с миром животных и растений, тем он счастливее.

В своей работе я стараюсь приблизить детей к природе, научить понимать и любить её, обогатить детство, открывая красоту окружающего мира.

Близкое общение с животными, сердечная привязанность, оставляет глубокий след в душе ребёнка. И мы не должны обеднять жизнь детей, лишая их незабываемых впечатлений. Научить детей воспринимать окружающий мир природы, её красоту, обогатить речь детей, научить мыслить, анализировать, сопоставлять – важнейшая задача педагога.

В перспективный план должны быть включены следующие разделы: «Где мы живем.»«Дикорастущие культурные растения.»«Красная книга»«Будь природе другом», «Снег и лёд»«Что где растет, кто где живет».

Формы работы с детьми по обогащению словаря на основе художественных образов природы — это занятия, беседы, наблюдения на прогулке, труд в природе, дидактические и подвижные игры, игры-драматизации, экскурсии, целевые прогулки. 

Используются различные методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Возможно использование их в сочетании друг с другом. 

Вопросы: как, зачем, почему, как вы думаете, почему вы так думаете, кто думает по-другому, заставляют ребёнка размышлять, сравнивать, делать выводы.

 Дидактические игры. Можно выделять несколько видов деятельности детей в дидактических играх с загадками: загадывание загадок, отгадывание загадок, доказательство правильности отгадок, сравнение отгадок об одном и том же, сравнение загадок о разном. В результате обогащается словарный запас, грамматический строй речиразвивается память и мышление. 

Значительно вырастает роль непосредственных наблюдений за сезонными изменениями в природе, а также развитие речи непосредственно на прогулках, с использованием художественных образов природы, художественной литературы.

Большую роль в развитии речи детей, воспитания у них трудовых навыков и желания заботиться играет «Уголок живой природы» в группе, где собраны растения соответственно возрасту. На каждое растение есть паспорт, дети хорошо знают их названия, умеют ухаживать за ними.

В результате систематических целевых прогулок, экскурсий, рассматривания художественных произведений, бесед, наблюдений, игр на природе, чтения стихов, отгадывание загадок, дети не только становятся любознательными, внимательными и бережливыми. В их речи можно услышать образные, красивые слова- сравнения, определения.

Важной формой обогащения словаря детей с использованием природы, предметов или явлений, является познавательная деятельность. В ходе не только закрепляются знания детей, появляются новые сведения об окружающем мире, но и развиваются познавательные процессы (наблюдательности, мышления) и речь детей. Для этого используются различные методы: наблюдение натуральных объектов, труда взрослых; дидактические игры, работа с картинками, чтение художественной литературы, беседы и т. д.

      Эффективным способом развития речи дошкольников является экспериментальная деятельность - проведение на прогулках, в уголке экспериментирования или на участках детского сада, несложных опытов, которые помогают развитию наблюдательности, воспитанию активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы: замерзанию воды, превращению льда в воду, образованию радуги и т. д. При помощи опытов дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений, делают выводы и умозаключения.

      Воспитывать устойчивый интерес к природе и бережное отношение к ней можно только на примере положительных результатов труда. Для фиксации того, что дети наблюдают, служат зарисовки об увиденном. Это обогащает речь детей. Дети, как бы ещё раз, запоминают все, что видели и отражают в своих рисунках.

      Все вышеперечисленное необходимо донести до родителей. Предложить им обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Во время наблюдений расширяется кругозор детейразвивается речь и времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский сад и обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнце встает, как блестят капли росы на траве, как сверкает иней на деревьях и т. д.

     Известно, что любовь к природе должна развиваться с раннего детства. С малых лет надо убеждать детей в необходимости гуманного, любовного отношения ко всему живому, учить видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного.

Дети любят природу, потому что общение с ней дает им радость. Ничто так не обогащает психику ребенка, не совершенствует его органы чувств, не развивает речь, мыслительные способности, как природа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:“Развитие речи дошкольников через ознакомление с природой

                          МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ:                 “...

Конспект логопедического занятия для развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством».Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок. ...

Семинар «Развитие речи дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»

laquo;Развитие речи дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»...

Консультация для родителей "Развитие речи детей, через ознакомление с природой родного края"

Уникальную роль играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.Аристотель Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую ре...

Методическая разработка «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ»

Бережное отношение к природе - это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в образовательно-воспита...

«Развитие речи детей через ознакомление с природой родного края»

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка.Природа родного края – это богатейшая кладовая, неоценимое богатс...

Консультация для родителей "Развитие речи детей через ознакомление с природой"

        Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью...