Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Слова друзья и неприятели в русском языке»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Слова друзья и неприятели в русском языке»
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: знакомство с понятием синонимы и антонимы.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить подбирать слова сходные по смыслу;
- формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
Развивающие задачи:
- развивать речь детей: умение правильно строить предложения, излагать свои мысли последовательно.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и уважение к своей стране и родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Слова друзья и неприятели в русском языке»
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: знакомство с понятием синонимы и антонимы.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить подбирать слова сходные по смыслу;
- формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
Развивающие задачи:
- развивать речь детей: умение правильно строить предложения, излагать свои мысли последовательно.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и уважение к своей стране и родному языку.
Форма организации: групповая.
Материалы и оборудование: театр на фланелеграфе «Два брата», дидактические пособия «Синонимы», «Антонимы».
Ход занятия:
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята, начнем наше занятие с приветствия, давайте встанем в круг и друг друга поприветствуем.
Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка
Нету человека!
Мы поём им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку
Есть большое рвенье.
- Повторение изученного материала
Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили. Правильно, мы говорили о родном русском языке, о нашей стране, о разных народах, проживающих в России.
- Как называется страна в которой мы живем?
- В России проживает множество разных народов и все они говорят на одном языке?
- Какой язык является государственным языком Российской Федерации?
3. Ознакомление с новым материалом
- А вы знали, что в русском языке есть «слова-друзья»? Они пишутся по-разному и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Например: большой человек – огромный – громадный;
- Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
- Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая.
- Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
- Давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Слова - друзья»
Храбрый – смелый
Красивый – прекрасный
Крошечный – маленький
Идти – шагать
Приятель – друг.
- А еще в русском языке есть «слова-неприятели», они противоположны по смыслу, их называют «Антонимы». Например, есть люди добрые, а как сказать наоборот, не добрые, а… правильно, злые. Давайте поиграем еще в одну игру.
Дидактическая игра «Слова «неприятели»
Друг – враг
Ночь – день
Большой – маленький
Высокий – низкий
Длинный – короткий
Белый – черный
Тяжелый – легкий.
- Какие вы молодцы. Очень много знаете слов. Видите, насколько разнообразен, богат, красив наш родной русский язык. Как много в нем слов, «друзей» и «недругов».
Физминутка.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
4. Закрепление нового материала
- Давайте закрепим с вами как вы поняли, что такое «слова-друзья». Послушайте пословицу «Приятелей много, а друга нет».
- Какие в этой пословице есть «слова-друзья»? Расскажите, как вы понимаете эти слова?
- Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
- Как вы думаете, для чего нужны «слова-друзья»? Мы используем «слова-друзья», для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой, еще такие слова называют синонимы.
- А теперь давайте с вами закрепим понятие «слова-неприятели» или как еще их называют - антонимы. Сейчас я вам покажу сказку «Два брата» (показывает сказку на фланелеграфе).
- Жили – были два брата, Тимофей и Олег.
- Какие они? (Тимофей - низкий, а Олег - высокий. Тимофей - толстый, а Олег – худой).
- Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).
- Олег ничего не боится, какой он? (смелый)
- А, Тимофей? (трусливый).
- Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки. (Тимофею – маленькую, а Олегу – большую).
- Но вот перед ними оказались две дороги: узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес).
- Пришли дети в лес и стали собирать грибы.
Олег собрал первый и говорит:
- Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!
Тимофей спрашивает у Олега:
- Покажи, сколько ты собрал?
– Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать).
- Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.
- Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов.
Рефлексия:
Итак, ребята, давайте вспомним, с какими интересными словами родного языка мы познакомились? Что означает «слова-друзья»? А какие «слова-неприятели»? Молодцы, вы отлично усвоили новый материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной художественной деятельности с детьми средней группы Тема: «Ветка рябины»
конспект НОД...
Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»
Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос». «Космическое путешествие»
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос» в старшей логопедической группе. Тема: «Космическое путешествие»...

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы». «Веселое путешествие»
Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Веселое путешествие»...

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуки, буквы и слова». (подготовительная группа)
Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка....

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»
Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору и куратору образовательного процесса "построить " НОД вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...