Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Слова друзья и неприятели в русском языке»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Слова друзья и неприятели в русском языке»

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: знакомство с понятием синонимы и антонимы.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- учить подбирать слова сходные по смыслу;

- формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.

Развивающие задачи:

  • развивать речь детей: умение правильно строить предложения, излагать свои мысли последовательно.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь и уважение к своей стране и родному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_rodnoy_yazyk.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи на тему «Слова друзья и неприятели в русском языке»

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: знакомство с понятием синонимы и антонимы.

Программное содержание: 

Образовательные задачи: 

- учить подбирать слова сходные по смыслу;

- формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.

Развивающие задачи: 

  • развивать речь детей: умение правильно строить предложения, излагать свои мысли последовательно.

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать любовь и уважение к своей стране и родному языку.

Форма организации: групповая.

Материалы и оборудование: театр на фланелеграфе «Два брата», дидактические пособия «Синонимы», «Антонимы».

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, начнем наше занятие с приветствия, давайте встанем в круг и друг друга поприветствуем.

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поём им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

 Есть большое рвенье.

  1. Повторение изученного материала

Давайте с вами вспомним, о чем мы говорили. Правильно, мы говорили о родном русском языке, о нашей стране, о разных народах, проживающих в России.

- Как называется страна в которой мы живем?

- В России проживает множество разных народов и все они говорят на одном языке?

- Какой язык является государственным языком Российской Федерации?  

3. Ознакомление с новым материалом

- А вы знали, что в русском языке есть «слова-друзья»? Они пишутся по-разному и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Например: большой человек – огромный – громадный;

- Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)

- Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая.

- Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)

- Давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра «Слова - друзья»

Храбрый – смелый

Красивый – прекрасный

Крошечный – маленький

Идти – шагать

Приятель – друг.

- А еще в русском языке есть «слова-неприятели», они противоположны по смыслу, их называют «Антонимы». Например, есть люди добрые, а как сказать наоборот, не добрые, а… правильно, злые. Давайте поиграем еще в одну игру.

Дидактическая игра «Слова «неприятели»

Друг – враг

Ночь – день

Большой – маленький

Высокий – низкий

Длинный – короткий

Белый – черный

Тяжелый – легкий.

- Какие вы молодцы. Очень много знаете слов. Видите, насколько разнообразен, богат, красив наш родной русский язык. Как много в нем слов, «друзей» и «недругов».

Физминутка.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

4. Закрепление нового материала

- Давайте закрепим с вами как вы поняли, что такое «слова-друзья». Послушайте пословицу «Приятелей много, а друга нет».

- Какие в этой пословице есть «слова-друзья»? Расскажите, как вы понимаете эти слова?

- Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Найди друзей».  К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова.

Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.

- Как вы думаете, для чего нужны «слова-друзья»? Мы используем «слова-друзья», для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой, еще такие слова называют синонимы.

- А теперь давайте с вами закрепим понятие «слова-неприятели» или как еще их называют - антонимы. Сейчас я вам покажу сказку «Два брата» (показывает сказку на фланелеграфе).

- Жили – были два брата, Тимофей и Олег.

- Какие они? (Тимофей - низкий, а Олег - высокий. Тимофей - толстый, а Олег – худой).

- Олег любит работать, то какой он? (трудолюбивый, а Тимофей – ленивый).

- Олег ничего не боится, какой он? (смелый)

- А, Тимофей? (трусливый).

- Однажды мама попросила детей сходить в лес по грибы и ягоды, она дала им корзинки. (Тимофею – маленькую, а Олегу – большую).

- Но вот перед ними оказались две дороги: узкая и широкая, по какой идти? (по широкой – она ведёт в лес).

- Пришли дети в лес и стали собирать грибы.

Олег собрал первый и говорит:

- Тимофей я уже собрал грибы, пойдём домой!

Тимофей спрашивает у Олега:

- Покажи, сколько ты собрал?

– Ого, как много, а у меня мало (начинает плакать).

- Не плачь, Тимофей, я с тобой поделюсь.

- Спасибо, Олег, радостно говорит Тимофей,- наша мама обрадуется, что мы с тобой много набрали грибов.

Рефлексия: 

Итак, ребята, давайте вспомним, с какими интересными словами родного языка мы познакомились? Что означает «слова-друзья»? А какие «слова-неприятели»? Молодцы, вы отлично усвоили новый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос». «Космическое путешествие»

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Космос» в старшей логопедической группе. Тема: «Космическое путешествие»...

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы». «Веселое путешествие»

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности логопеда с детьми по теме «Цветы» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Веселое путешествие»...

Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Звуки, буквы и слова». (подготовительная группа)

Совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка....

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...