Картотека словесных игр
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Романченко Юлия Анатольевна

картотека словесных игр в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_slovesnyh_igr.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА СЛОВЕСНЫХ ИГР

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«Соедини»

Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

Примеры:

высокий, дерево — высокое дерево;

девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала); лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я знаю десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить

какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.).

«Скажи наоборот»

Называется одно слово, а детям предлагается        подумать, как его можно сказать по-другому. Например: умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, белый – черный и        т. д. Можно подбирать синонимы к словам,

т.е. слова, которые означают одно и то же. Например, жесткий – твердый; печальный – грустный– несчастный.

«Словесный волейбол»

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

«Одним словом»

Спросите ребёнка, как назвать одним словом:

  • тарелки, чашки, сковородки, кастрюли? (Посуда)
  • диван, кровать, стол, стул, шкаф? (Мебель) и др.

Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша,

слива, огурец. Ребенок должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-

приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный.

«Два брата»

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

  1. Дымок, идёт, трубы, из.
  2. Любит, медвежонок, мёд.
  3. Стоят, вазе, цветы, в.
  4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать

человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Я иду в поход»

Все игроки садятся или встают по кругу, и водящий начинает игру.

-Я иду в поход, и беру с собой палатку, – говорит он. Его сосед должен продолжить список.

-Я иду в поход, и беру с собой палатку и спальник, – говорит второй.

-Я иду в поход, и беру с собой палатку, спальник и рюкзак, – говорит третий. Так продолжают до тех пор, пока кто-то не собьётся.

Можно подсказывать тому, кто вспоминает, но не словами, а жестами показывая, кто что берёт.

«Репка»

Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся

паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку.

Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка "остаётся" на грядке.

«Волшебный мешочек»

В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из

разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

«Змея»

В игре участвуют 4-6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой над системной цепочки: улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку.

Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну, соблюдая над системный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.

«Волшебная дорожка»

Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

«Я знаю»

Материал: мяч.

Ход игры: подбрасывают мяч и говорят: "Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы.

Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы - "Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр.

«Хорошо – плохо»

Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься;

речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.

«Найди ошибку»

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

  1. Зимой в саду расцвели яблоки.
  2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
  3. В ответ я киваю ему рукой.
  4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
  5. Мальчик стеклом разбил мяч.
  6. После грибов будут дожди.
  7. Весной луга затопили реку.
  8. Снег засыпало пышным лесом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека словесных игр.

Игры направленные на развите речи, памяти, воображения детей дошкольного возраста....

Картотека словесных игр и упражнений.

Картотека словесных игр и упражнений....

Картотека словесных игр

Подборка словесных игр...

картотека словесных игр

картотека словесных игр для дошкольников...

Картотека словесно- дидактических игр по сказкам. (3-4года)

Основная  цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам....

Картотека словесных игр

Подборка дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека словесных игр

Картотека словесных игр для дошкольников...