Картотека словесных игр
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
картотека словесных игр в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_slovesnyh_igr.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА СЛОВЕСНЫХ ИГР В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ |
«Соедини»Ведущий называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение. Примеры: высокий, дерево — высокое дерево; девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала); лес, грибы, расти — грибы растут в лесу; |
«Я знаю…»В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять). Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:
Далее следует перечисление предметов и их счёт: Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.). «Скажи наоборот»Называется одно слово, а детям предлагается подумать, как его можно сказать по-другому. Например: умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, белый – черный и т. д. Можно подбирать синонимы к словам, т.е. слова, которые означают одно и то же. Например, жесткий – твердый; печальный – грустный– несчастный. |
«Словесный волейбол»В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры. |
«Одним словом»Спросите ребёнка, как назвать одним словом:
Можно усложнить игру, называя в группе слов одно лишнее: яблок, груша, слива, огурец. Ребенок должен отгадать лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. |
«Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова- приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль; Еда - очистки - пища; Труд - завод - работа; Танец - пляска - песня; Бежать - мчаться - идти; Думать - хотеть - размышлять; Шагать - сидеть - ступать; Слушать - глядеть - смотреть; Трусливый - тихий - пугливый; Старый - мудрый - умный; Бестолковый - маленький - глупый; Смешной - большой - огромный. |
«Два брата» Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища. Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище. |
«Распутай слова»Цель: учить составлять предложения, используя данные слова. Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры:
|
«Нарисуй сказку»Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании. Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета. |
«Я иду в поход»Все игроки садятся или встают по кругу, и водящий начинает игру. -Я иду в поход, и беру с собой палатку, – говорит он. Его сосед должен продолжить список. -Я иду в поход, и беру с собой палатку и спальник, – говорит второй. -Я иду в поход, и беру с собой палатку, спальник и рюкзак, – говорит третий. Так продолжают до тех пор, пока кто-то не собьётся. Можно подсказывать тому, кто вспоминает, но не словами, а жестами показывая, кто что берёт. |
«Репка»Задаётся объект. Воспитатель предлагает "потянуть репку" Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Например: икринка за репку, головастик за икринку, лягушонок за головастика, лягушка за лягушонка, тянем потянем... вытащили репку. Если всё названо правильно, то взрослый объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка "остаётся" на грядке. |
«Волшебный мешочек»В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект. Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным. |
«Змея»В игре участвуют 4-6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой над системной цепочки: улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку. Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну, соблюдая над системный порядок: от самого малого до самого широкого понятия. |
«Волшебная дорожка»Игра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу. Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак. |
«Я знаю»Материал: мяч. Ход игры: подбрасывают мяч и говорят: "Я знаю пять названий птиц, зверей и т.д. Произносят 5 названий птиц, зверей, растений или других объектов природы. Второй вариант: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы - "Звери". Ребёнок ловит мяч и называет пять зверей и пр. |
«Хорошо – плохо»Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д. Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь — это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д. |
«Найди ошибку»Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении. Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека словесных игр.
Игры направленные на развите речи, памяти, воображения детей дошкольного возраста....
Картотека словесных игр и упражнений.
Картотека словесных игр и упражнений....
Картотека словесных игр
Подборка словесных игр...
картотека словесных игр
картотека словесных игр для дошкольников...
Картотека словесно- дидактических игр по сказкам. (3-4года)
Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам....
Картотека словесных игр
Подборка дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека словесных игр
Картотека словесных игр для дошкольников...