Консультация
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
Консультация по теме "Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._fonematicheskiy_sluh.docx | 32.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация по теме: «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста»
Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.
Цель: формирование знаний и представлений родителей о фонематических процессах детей в коррекции, развитии речи.
Задачи:
- познакомить родителей с теорией по данной теме;
- формировать понимание важности развития у детей фонематических процессов;
- познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
Фонематические процессы делятся на три этапа развития:
- Фонематический слух.
- Фонематическое восприятие.
- Фонематический анализ и синтез.
Фонема, в переводе с греческого «звук», то есть мы сегодня поговорим о формировании звуковых процессов.
Фонематический слух - это способность к слуховому восприятию речи, фонем родного языка.
При благополучном речевом развитии, формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.
Стадии развития фонематического слуха:
- первая - формирование способности различать неречевые звуки;
- вторая – различать речевые звуки (различать голос мамы, папы).
При типичном речевом развитии и высоком уровне сформированности фонематического слуха дети начинают своевременно распознавать ошибки в чужой речи, а затем и в собственной. У дошкольников развивается:
- способность узнавать звуки родного языка, различать их на уровне слова (ребёнок уже по картинкам может показать, где мишка, а где мышка);
- способность различать слова, похожие по фонетическому составу (сосна, насос).
Фонематическое восприятие - процесс восприятия на слух обусловленных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.
Если фонематический слух развивается самостоятельно, то фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения на основе своевременно сформированного фонематического слуха.
Ступени формирования фонематического восприятия, которые развиваются в процессе обучения:
- первая – уметь узнавать звук в слове;
- вторая – выделять первый и последний звук в слове;
- третья – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.
Сформированное фонематическое восприятие является одним из факторов развития правильного звукопроизношения и основой овладения грамматическим строем языка, следовательно, дальнейшего успешного освоения письма и чтения ребенком.
Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.
Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Анализ включает в себя:
- определение порядка звуков в слове;
- выделение основных качественных характеристик звуков (гласный-согласный, мягкий – твёрдый, звонкий - глухой).
Синтез:
- способность соединять части в целое (с, к, о – сок).
Фонематические процессы формируются поэтапно.
Этапы работы и подборка игр по формированию фонематического восприятия:
I этап – узнавание неречевых звуков. | II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. | III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу. |
Игра « Что звучало?» На столе несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д. взрослый просит ребёнка послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой, и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти). | Игра «Узнай по голосу» В эту игру можно играть всей семьёй. Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто из родных его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, «АУ». Один и тот же взрослый с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом. | Игра «Светофор» У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку, и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки. |
Игра «Угадай, что я делаю?» Перед малышом лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т. д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т. д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом – ребёнок. | Игра «Эхо» Группа детей или взрослых произносят какое-либо звукоподражание (собака лает: «ав – ав», корова мычит: «мууу», кот мяукает: «мяу» и т. д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой. | Игра «Хлопни – топни» Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже:
Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу и звуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла |
Игра «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок из 2 (3-х) хлопков. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами. | Игра «Скажи, как я» Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним. | Игра «Какое слово не подходит?» Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:
Шар – жар – веник – пар |
Игра « Кто кричал?» На столе стоят 3-4 игрушки домашних животных. Взрослый подражает крику каждого животного поочерёдно. Просит ребёнка закрыть глаза. Издаёт крик одного из животного. Просит открыть глаза и назвать (показать) того кто кричал. |
IV этап - дифференциация слогов.
Игра «Простукай (прохлопай) слово»
Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т. д.
Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.
V этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
- Игра «Поймай звук»
Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т. д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).
- Игра «Отгадай, кто это?»
Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т. д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.
- Игра «Повторялки»
Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т. д.
- Игра «Отвечай – не торопясь»
Предложить несколько заданий на сообразительность, проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.
Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …) Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)
- Игра «Исправь Незнайкины ошибки»
Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
- Коса прыгнула через забор.
- Колова даёт вкусное молоко.
- Рошадь жуёт сочную траву.
- Кочка ловит мышку.
- Собаха сторожит дом.
Данные дидактические игры закладывают основу для развития фонематических процессов, формирование которых предупреждает различные ошибки при овладении навыками письма и чтения, а так же развивают другие высшие психические функции (мышление, память, внимание, слуховое восприятие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....