Технологии развития речи детей через театрализованную деятельность
статья по развитию речи (младшая группа)

Коршунова Любовь Анатольевна

Актуальность технологии

Актуальность связана с тем, что своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка.

Дошкольный возраст, как отмечают Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, И.Г. Вечканова, – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.

Формирование развития речи, коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, должно обеспечиваться достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Общение играет решающую роль в психологическом развитии ребенка. В детском саду ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического общения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах деятельности.

Между тем, работая с детьми, часто сталкиваюсь с проблемой развития речи у детей. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Неразвитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению. В связи с этим возникла необходимость разработки системы образовательной работы.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания дошкольников  является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

- осваивают способы их внешнего выражения,

- осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития дошкольников (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Цель: совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства по вопросам развития речи посредством театрализованной игры у детей подготовительной группы.

Задачи:

-  изучить научную и методическую литературу по проблеме развития речи посредством театрализованной игры.

-  создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию  речи посредством театрализованной игры;

- освоить современные технологии и методы организации театрализованной игры;

 - разработать перспективное планирование и проведение театрализованных игр в подготовительной группе.

- повысить уровень педагогических знаний у родителей воспитанников, педагогов ДОУ по развитию речи посредством театрализованной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razv_rech.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Технология

«Речевое развитие детей через театрализованную деятельность»

Воспитатель: Коршунова Любовь Анатольевна

Актуальность технологии

Актуальность связана с тем, что своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка.

Дошкольный возраст, как отмечают Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, И.Г. Вечканова, – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.

Формирование развития речи, коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, должно обеспечиваться достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Общение играет решающую роль в психологическом развитии ребенка. В детском саду ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического общения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах деятельности.

Между тем, работая с детьми, часто сталкиваюсь с проблемой развития речи у детей. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Неразвитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению. В связи с этим возникла необходимость разработки системы образовательной работы.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания дошкольников  является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,

- осваивают способы их внешнего выражения,

- осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития дошкольников (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Цель: совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства по вопросам развития речи посредством театрализованной игры у детей подготовительной группы.

Задачи:

-  изучить научную и методическую литературу по проблеме развития речи посредством театрализованной игры.

-  создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию  речи посредством театрализованной игры;

- освоить современные технологии и методы организации театрализованной игры;

 - разработать перспективное планирование и проведение театрализованных игр в подготовительной группе.

- повысить уровень педагогических знаний у родителей воспитанников, педагогов ДОУ по развитию речи посредством театрализованной игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...

Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность.

Как приобщить ребенка  к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду.Роль театрализации для детей раннего возраста трудно преувеличить. Театральная деятел...

Опыт реализации технологии развития речи детей через театрализованную деятельность

Опыт реализации технологии развития речи детей через театрализованную деятельностьАктуальность связана с тем, что своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психическог...

Применение технологии развития речи детей через театрализованную деятельность

Применение технологии развития речи детей через театрализованную деятельностьДошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон ре...