Технологии развития речи детей через театрализованную деятельность
статья по развитию речи (младшая группа)
Актуальность технологии
Актуальность связана с тем, что своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка.
Дошкольный возраст, как отмечают Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, И.Г. Вечканова, – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.
Формирование развития речи, коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, должно обеспечиваться достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
Общение играет решающую роль в психологическом развитии ребенка. В детском саду ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического общения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах деятельности.
Между тем, работая с детьми, часто сталкиваюсь с проблемой развития речи у детей. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Неразвитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению. В связи с этим возникла необходимость разработки системы образовательной работы.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания дошкольников является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
- осваивают способы их внешнего выражения,
- осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития дошкольников (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель: совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства по вопросам развития речи посредством театрализованной игры у детей подготовительной группы.
Задачи:
- изучить научную и методическую литературу по проблеме развития речи посредством театрализованной игры.
- создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию речи посредством театрализованной игры;
- освоить современные технологии и методы организации театрализованной игры;
- разработать перспективное планирование и проведение театрализованных игр в подготовительной группе.
- повысить уровень педагогических знаний у родителей воспитанников, педагогов ДОУ по развитию речи посредством театрализованной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razv_rech.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология
«Речевое развитие детей через театрализованную деятельность»
Воспитатель: Коршунова Любовь Анатольевна
Актуальность технологии
Актуальность связана с тем, что своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка.
Дошкольный возраст, как отмечают Г.М. Андреева, Л.И. Божович, А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова, И.Г. Вечканова, – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку.
Формирование развития речи, коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, должно обеспечиваться достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.
Общение играет решающую роль в психологическом развитии ребенка. В детском саду ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического общения со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах деятельности.
Между тем, работая с детьми, часто сталкиваюсь с проблемой развития речи у детей. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Неразвитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению. В связи с этим возникла необходимость разработки системы образовательной работы.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания дошкольников является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
- дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
- осваивают способы их внешнего выражения,
- осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития дошкольников (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель: совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства по вопросам развития речи посредством театрализованной игры у детей подготовительной группы.
Задачи:
- изучить научную и методическую литературу по проблеме развития речи посредством театрализованной игры.
- создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию речи посредством театрализованной игры;
- освоить современные технологии и методы организации театрализованной игры;
- разработать перспективное планирование и проведение театрализованных игр в подготовительной группе.
- повысить уровень педагогических знаний у родителей воспитанников, педагогов ДОУ по развитию речи посредством театрализованной игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность
Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....
Конспект открытого занятия по организации театрализованной деятельности. Тема: "Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"
Развитие речи детей через театрализованную деятельность. Театрализация сказки "Три поросенка"...
Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"
Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...
Приобщение детей раннего возраста к детской художественной литературе. Развитие речи детей через театрализованную деятельность.
Как приобщить ребенка к миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду.Роль театрализации для детей раннего возраста трудно преувеличить. Театральная деятел...
Опыт реализации технологии развития речи детей через театрализованную деятельность
Опыт реализации технологии развития речи детей через театрализованную деятельностьАктуальность связана с тем, что своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психическог...
Применение технологии развития речи детей через театрализованную деятельность
Применение технологии развития речи детей через театрализованную деятельностьДошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон ре...
Творческо-поисковый проект«Творческое развитие и развитие речи детей через театрализованную деятельность »
Проект для детей старшего возраста...