Использование сюжетных картин в развитии связной монологической речи
статья по развитию речи (старшая группа)
Проблема развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных, поскольку речь выполняет коммуникативную функцию, обеспечивает полноценное общение, является важным условием успешной подготовки к обучению в школе. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
Основной задачей формирования связной речи дошкольника является совершенствование монологической речи, через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по сюжетной картине и серии сюжетных картинок
В монологе необходимы предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. К основным свойствам монологической речи относятся: литературная лексика, развернутость высказывания, связность, законченность, логическая завершенность, синтаксическая оформленность.
Монологическая речь требует специального речевого воспитания.
Одним из средств развития связной речи является использование сюжетных картин. Сюжетные картины выступают как наглядная модель связного высказывания, стимулируют поиск наиболее точных языковых средств. Рассказывание по сюжетным картинам формируют у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст. Дошкольники учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_syuzhetnyyh_kartin_v_razvitii_svyaznoy_monologicheskoy_rechi.docx | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Владение родным языком -это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен еще научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказывать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной[2].
Проблема развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных, поскольку речь является важным условием успешной подготовки к обучению в школе. Поэтому развитие полноценной связной речи очень важно, так как именно в ней проявляются богатство или бедность словарного запаса ребенка, состояние его звукопроизношения и владение им грамматическими нормами родного языка.
В целевых ориентирах ФГОС ДО отмечено, что к моменту поступления в школу «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности»[1].
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Если навыки монологической речи не будут сформированы, то речь нельзя будет назвать полноценной.
Проблема развития связной речи издавна интересовала многих исследователей таких как: К.Д Ушинский, Е.И Тихеева, Е.А Флёрина, А.М Леушина, А.М Бородич и другие.У каждого из них мы находим свое понимание проблемы обучения рассказыванию, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития связной речи.
Основной задачей формирования связной речи дошкольника является совершенствование монологической речи, через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по сюжетной картине и серии сюжетных картинок [3].
В методических рекомендациях Ф.А. Сохина, В.В. Гербовой, О.С. Ушаковой, Е.А. Смирновой, Е.И. Тихеевой, Н.Г. Смольниковой- сюжетные картины выступают как наглядная модель связного высказывания, стимулируют поиск наиболее точных языковых средств.
Рассказывание по сюжетным картинам формируют у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с его содержанием, соединять отдельные предложения в связный текст. Дошкольники учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2017. – 400с
- Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащих//Собр. соч. – М., 1948. -Т.6. С.267-268.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основ...
Перспективное планирование по использованию пейзажной картины для развития связной монологической речи в старшем дошкольном возрасте
Методическое пособие для воспитателей. План работы с детьми по развитию связной монологической речи посредством пейзажной картины у детей старшего дошкольного возраста согласно требованиям ФГТ и основ...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Роль сюжетной картины в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формирован...
Консультация Сообщение из опыта работы «Использование художественной литературы в развитии связной монологической речи детей»
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активн...
Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на...