Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ
статья по развитию речи
КОММУНИКАЦИЯ- это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 540.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных умений у детей с ОВЗ
Общение – понятие более широкое, чем просто устная речь.
Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы.
Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими. Потребность общения ребёнка со взрослым возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. В процессе общения используются знаковые системы. Различают вербальное (речевое-слова, которые мы произносим во время общения) и невербальное (неречевое- жесты, мимика, дистанция, позы, позиции общения) общение.
КОММУНИКАЦИЯ- это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг друга.
КОММУНИКАЦИЯ нужна для того, чтобы
• кому-то что-то сообщить;
• у кого-то что- то попросить;
• обсудить что-то с другими.
Коммуникация- это не только слова и речь. Об этом всегда нужно всегда помнить, когда мы имеем дело с невербальными детьми.
Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги.
У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности.
У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими затруднено, либо невозможно.
Дети, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Чаще всего инициатива общения принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. Обычно контакты ограничиваются лишь удовлетворением жизненно важных потребностей. В связи с тем, что «неговорящего» ребенка понять очень трудно, он чаще всего лишён возможности предъявлять свои требования. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение с другими людьми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчуждённости, враждебности. В тех случаях, когда речь не может быть проводником языка, необходимо предоставить в распоряжение ребенка другую систему средств, которая поможет заменить или восполнить недостаточность устной речи.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении и развитию сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия, обеспечение лиц, устный язык которых ограничен, средствами выражения себя и понимания коммуникации других. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Виды альтернативной коммуникации
• Мануальные знаки (жесты, дактилемы).
• Предметные символы: натуральные предметы, макеты или модели этих предметов, отражающие и символизирующие действия или события. Могут иметь различные текстуры, чтобы работать с детьми, имеющими нарушения зрения.
• Коммуникация с помощью вспомогательных устройств: неэлектронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, устройства с экранами и искусственной речью.
Методы коммуникации
• Метод пиктограмм
• Методика «Лёб-система»
• Коммуникационная система обмена изображениями или PECS
• Метод «калькирующей жестовой речи» или Жестовый язык ( Макатон )
• Блисс –метод
• Глобальное чтение
• Коммуникатор и электронные пособия
Коммуникационная система PECS (один из способов невербального общения) может широко использоваться в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими различные трудности коммуникации (РДА, ДЦП и др.)
Система PECS Разработана доктором Лори Фрости и его помощником Энди Бонди в 1985 году. Программа PECS - это система, которая позволяет ребенку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Работу с карточками нужно проводить с дефектологом или другим коррекционным педагогом, который наблюдая за ребенком, определит его навыки и умения.
Можно выделить 6 основных этапов обучения использованию системы карточек ПЕКС:
Этап: Физический обмен, обучение ребенка давать карточку учителю;
Этап: Передача карточки в пространстве;
Этап: Обучение ребенка распознавать, что изображено на карточке;
Этап: Обучение ребенка составлять предложения из 2-х карточек;
Этап: Изучение расписания и режима дня;
Этап: Обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.
Использование карточек PECS помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом способствуя развитию понимания и вербальной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта
Выпускная квалификационная работа в МОСГИ по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта....
Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...

Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

"Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. "Путешествие на Северный полюс""
Занятие направлено на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
В настоящее время в системе отечественного образования реализуются интегративный подход. Всё активнее заявляет о себе возникший из идей интеграции современный образовательный подход – ИНКЛЮЗИЯ (или ВК...