«Увлекательная методика работы с мнемотаблицами»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Развитие речи детей – один из важнейших этапов на пути их общего гармоничного развития. Для этого существует немало различных методик. Одна их самых популярных сегодня – использование мнемотаблиц для развития связной речи. Что это за метод? Это- "Мнемотехника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 1017.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Тема: «Увлекательная методика работы с мнемотаблицами»
Актуальность темы. Развитие речи детей – один из важнейших этапов на пути их общего гармоничного развития. Для этого существует немало различных методик. Одна их самых популярных сегодня – использование мнемотаблиц для развития связной речи. Что это за метод?
Мнемотехника –это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
У современных детей в силу их погружения в мир компьютерной техники и занятости родителей наблюдается немало речевых проблем:
- неумение использовать в речи сложноподчиненные, длинные предложения;
- отсутствие навыка формулировать мысли;
- бедный словарный запас, использование в речи нелитературной лексики, сокращений;
- неумение формулировать вопросы и ответы;
- плохая дикция;
- неумение строить утверждения и делать выводы.
Поэтому, использование мнемотехники позволяет эффективно исправлять эти недостатки, делать речь малышей богатой и красивой. Кроме того, она помогает развитию:
- слуховой и зрительной памяти;
- воображения;
- усидчивости;
- интереса к учебе;
- зрительного восприятия;
- ассоциативного мышления;
- логического мышления;
- навыков анализа и синтеза.
ОТ КАРТОЧКИ К ТАБЛИЦЕ
Техника мнемоквадраты
Используется техника для детей 3-4 лет. Мнемоквадраты- яркие, красочные изображения конкретных предметов. Сначала педагог просто показывает карточку и называет предмет («Это дерево»), предлагая детям повторить слово. Через какое-то время слово получает определение в виде прилагательного («Дерево ветвистое»), затем – действия («Дерево шумит»)
Техника мнемодорожки
Для детей 4–5 лет. Мнемодорожки – это цепочки из 3–4 мнемоквадратов, объединенных по смыслу. Это поможет развивать словарный запас, знакомить детей с разными частями речи, учить построению грамотных, связных предложений. При этом сначала изучают каждую картинку отдельно: кто это? Где живет? Что любит есть? Кого боится? После этого квадраты объединяют в последовательную дорожку, чтобы получился небольшой рассказ: «Это мышь, она живет в норе. Мышь любит есть сыр. Боится кошку».
Техника Мнемотаблицы
Используется для детей в возрасте 5–6 лет.
Ребенок уже может выделять у предмета существенные признаки, анализировать, строить логические умозаключения. При этом для составления мнемотаблиц более широко используются условные обозначения и символы.
Состоит такая таблица из нескольких квадратов, расположенных не линейно, а уже в несколько рядов (оптимально – 2–3 квадрата в 3 ряда, то есть не более 9 квадратов в одной таблице).
Начинают с самых простых таблиц – 2 на 2 квадрата, – постепенно увеличивая число строк и столбцов. Это способствует овладению навыком составления последовательного рассказа-описания.
Мнемотаблицы для дошкольников могут иметь разные виды:
- Алгоритм какого-либо действия (мытье рук, чистка зубов, одевание куклы);
- История, рассказ, пересказ (для детей помладше чаще всего используются сказки);
- Разгадывание головоломок, ребусов (затем – школьных задач);
- Быстрое запоминание стихотворений.
ГЛАВНОЕ – ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЦЕСС
Первое, о чем нужно помнить, – работа должна строиться последовательно: сначала осваиваем отдельные карточки, затем объединяем их в дорожки и только после этого переходим к простейшим таблицам, постепенно увеличивая количество рядов и столбцов.
КАРТОТЕКА МНЕМОТАБЛИЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ
(пособие для воспитателей ДОУ)...
Опыт работы «Использование мнемотаблиц в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, и мы знаем, что в настоящее время эта проблема становится особенно значимой. Главной и о...
Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)
Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...
Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома с пользой» сделать интереснее и увлекательнее. План работы в формате «Сидим дома с пользой» в разновозрастной группе № 9
План работы в формате «Сидим дома с пользой»в разновозрастной группе № 9С 13.04.2020 г. по 20.04.2020 г.Воспитатели: Мельникова Е.В., Дрегалова О.М.Тематическая неделя «В...
Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома» сделать интереснее и увлекательнее. план работы в режиме самоизоляции с 25.05.2020г. по 29.05.2020г. Тема «Лето. День защиты детей»
Уважаемые родители!Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома» сделать интереснее и увлекательнее.план работы в режиме самоизоляции с 25.05.2020г. по 29.05.2020...
Методика работы с мнемотаблицами
Методика работы с мнемотаблицами в старшей группе………3 Конспект НОД в старшей группе………………………………..7 Стихи по лексическим темам (для детей старшей группы)…..21 Консультации для педагогов…………………………………...
Методика мнемотехника и мнемотаблицы, способствующая творческому рассказыванию дошкольников.
В современном мире людям нужно уметь запоминать большой объем информации. Сегодня для этого разработаны разные техники, среди которых можно выделить мнемотехнику. Она включает простые упражнения досту...